Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
сделать анализ законодательного обеспечения приватизации;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации
сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 7
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском
хозяйстве республики казахстан 13
2.1 Анализ результатов приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 17
2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе 21
3 пути решения проблем приватизации
сельскохозяйственного производства в Рк 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 113.81 Кб (Скачать)

       В агропромышленной сфере, как ни в  какой другой, необходимо создать  экономические и социальные условия  для самоорганизации и самоуправления хозяйствующих субъектов, то есть необходимо создать такие социально-экономические  отношения, которые обеспечат высокий  потенциал самоорганизации, а сознательно  регулируемая обществом внешняя  среда будет обусловливать отбор  таких форм хозяйственной жизни  в аграрной сфере, которые наиболее эффективны в данный момент в данных специфических условиях.

       Саморазвитие  многоукладной агропромышленной сферы  экономики должно обеспечиваться, с  одной стороны, на основе конкуренции  различных форм хозяйствования, а  с другой стороны, за счет развития горизонтальных оперативных связей, формирующихся на основе согласований и координации интересов самостоятельных  товаропроизводителей.

       Конкуренция и кооперация неразрывно связаны  друг с другом и составляют основу рыночной самоорганизации экономических  субъектов. Эффективная самоорганизация  возможна только тогда, когда для  всех форм хозяйствования обеспечиваются приблизительно одинаковые инфраструктурные условия.

       Реформирование  в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом направлено в конечном итоге на воссоздание  многочисленных собственников-хозяев, наиболее полную реализацию и соединение экономических интересов работников сельского хозяйства и других отраслей АПК, насыщение продовольственного рынка, решение социальных проблем  села, на повышение жизненного уровня населения. Наиболее популярными формами  приватизации государственной собственности  в развитых странах являются: продажа  предприятий непосредственно в  частные руки; выкуп акций государственных  предприятий менеджерами; продажа  акций работникам предприятия; распространение  акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных  предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием [15, с. 21].

       В реформированных сельскохозяйственных предприятиях можно выделить, исходя из интересов, три социальные группы: работающие собственники, неработающие собственники - пенсионеры, не имеющие  собственности, пришедшие работать после раздела имущества на паи. Это требует объединения их интересов. Дело в том, что работающий собственник, кроме дивидендов, имеет интерес  в соблюдении принципа равной оплаты за равный труд. В то же время он является членом коллектива внутрихозяйственного подразделения, который заинтересован  в том, чтобы определенная доля произведенного им валового дохода (после вычета плановых или нормативных обязательств перед  предприятием) стала его собственностью, использовалась только для нужд своего подразделения: работник является и  совладельцем предприятия.

       Основными способами приватизации сельского  хозяйства являются:

  1. либерализация рынков;
  2. стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных) [15, с. 32].

       В реформированных предприятиях важным является снижение себестоимости производимой продукции. Трудность решения этой задачи требует использования современного менеджмента и прежде всего управления затратами.

       Вместе  с тем, необходимо осуществление  структурных изменений в аграрном секторе, включающих изменение производственных отношений на основе многообразия форм собственности; совершенствование  форм хозяйствования, реструктуризацию производства; развитие кооперативных  связей как в сфере производства, так и сфере сбыта продукции; поддержку интеграционных процессов, в первую очередь, между производителями  сырья, переработчиками, торговлей  и достижения на этой основе сбалансированности и взаимовыгодности производства.

           1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства

 

       Годы  независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен  мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном  положении [15, с. 42].

       Неблагоприятна  внутренняя обстановка, когда основными  законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние  и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в  хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с  частным капиталом.

       Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы «выглядеть в лучшем свете» перед мировым сообществом в виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования аграрного сектора, с другой - подобными мерами они пытались сохранить за собой функции административного управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.

       Тем не менее, на поверку оказалось, что  осуществление реорганизации крупных  хозяйств и других структур - явление  более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования  основных технических фондов.

       Процесс приватизации изменил положение  государственный предприятий в  рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства.

       По  мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической  базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и  фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет  возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия  аграрному реформированию, считают  ученые НИИ экономики и организации  АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого  персонала хозяйств; колхозников  и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей  административно-территориальных делений.

       Реформирование  с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение  подавляющей массы людей средств  производства и сосредоточения их у  незначительной части. В результате приватизации «небольшая группа людей  завладела огромным количеством  реального богатства, в то время  как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке» [15, с. 21].

       Положительная динамика имеет место с исключительно  низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия  назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности  развития животноводства.

       Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная  динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением  в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

       Экономический рост носит очаговый и секторный  характер. Он имеет место в секторе  «новых операторов» на фоне продолжения  стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива «традиционных» форм хозяйствования. Рост объемов  продаж и прибыльности в растениеводстве  пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения  в животноводстве. Более того, наблюдается  постепенное увеличение импорта  животноводческой продукции [15, с. 66].

       Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного  сектора, вызванная оттоком квалифицированных  кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию  и деквалификацией остающейся рабочей  силы [12, с. 67].

       Перераспределение земли и прав собственности в  аграрном секторе не было подкреплено  соответствующими макроэкономическими  преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы  общеэкономические условия ведения  сельского хозяйства существенно  ухудшились. Ослабление роли государства  нашло отражение в резко увеличившемся  диспаритете цен на продукцию  сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном  бюджете, невыполнении обязательств властей  и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.

 

           2 анализ приватизационных  процессов в   сельском хозяйстве  республики казахстан

       2.1 Анализ результатов  приватизации сельскохозяйственного  производства в  РК

       За  годы независимости в сельском хозяйстве  республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности  в структуре сельхозпроизводителей  возросла с 40% в 1991 г. до 99,9% в 2003 г. Завершены  приватизация госхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов  в 11 раз. По состоянию на 1 октября 2003 г. в республике функционировало  более 126 тыс. ориентированных на рынок  сельскохозяйственных структур, основывающихся, в основном, на частной собственности, в том числе около 122 тыс. крестьянских хозяйств. В государственной собственности  осталось всего 84 предприятия против 2,2 тыс. на конец 1991 г. Реорганизованы государственные  предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции: мясокомбинаты, молочные комбинаты, элеваторы, сахарные заводы и другие. Развивается сеть минипроизводств. Сегодня сельхозпроизводителей  обслуживают более 9 тыс. предприятий  по переработке сельхозпродукции. В  частную форму собственности  переходят базы по снабжению сельского  хозяйства техникой, запасными частями, минеральными удобрениями и средствами защиты растений, предприятия по ремонту  сельскохозяйственной техники и  другие предприятия, оказывающие сервисные  услуги сельскому хозяйству. Осуществляются меры по переводу сельскохозяйственного  производства на обязательное страхование  от стихийных бедствий. В 2009 г. в республике общая земельная площадь, используемых в сельскохозяйственном производстве, составила 86,5 млн. гектаров, из которой 80,4 млн. гектаров занимают сельскохозяйственные угодья. В целях эффективного ведения  сельскохозяйственного производства, рационального землепользования и  продолжения преобразований в аграрном секторе страны осуществлены намеченные реформы в регулировании земельных отношений. Реформирование земельных отношений, а именно введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, соединение в одном лице собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечит рациональное использование земель, создаст условия для равноправного развития всех форм хозяйствования, создание и развитие рынка недвижимости, охрану прав на землю граждан и юридических лиц.

       Проведена работа по реорганизации и укрупнению мелких крестьянских и фермерских хозяйств. Если 3 года назад в мелких крестьянских хозяйствах находилось более 30% пашни, то на сегодня 21 %. В 2010 году реорганизовано множество крестьянских хозяйств, большинство из них вошли в состав крупных, экономически устойчивых и стабильно работающих предприятий.

       Как и прежде наибольшая посевная площадь  сельскохозяйственных культур принадлежит  сельхозпредприятиям. В тоже время  значительная ее часть приходится и  на крестьянские (фермерские) хозяйства (рис.1).

       Посевами  крестьянских хозяйств занято 945,9тыс.га, или больше 2010 года на 9,3%, в т.ч. зерновыми  культурами – 905,4тыс.га, или 95,7% посевной площади крестьянских хозяйств (рис.1). 

         Таблица 2.1- Доля посевов фермерских хозяйств в посевах

(в процентах)

  2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Посевы  ф/х 34,3 23,3 22,8 23,1 22,8

     

     Рис. 1- Доля посевов фермерских хозяйств, в процентах 

       Валовой сбор пшеницы в 2010 г. по сравнению  с 2006 г. возрос почти в 1,7 раза и составил 20,5 млн. тонн, подсолнечника - соответственно в 3 раза и 292 тыс. тонн, хлопка-сырца - на 33% и 387 тыс.тонн.

       За 2002-2010 гг. существенно изменилась доля отдельных категорий хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства. Если по сельхозпредприятиям она снизилась с 67,5% в 2002 г. до 25,6% в 2010 г., то по хозяйствам населения возросла с 32% до 50,0%, по крестьянским хозяйства с 0,4% до 24,4%. В 2002-2010 гг. в структуре сельскохозяйственного производства происходило постепенное увеличение доли растениеводства. Если в 1991 г. на ее долю приходилось 35%, то в 2010 г. - 68%. В последние годы наблюдается тенденция стабилизации сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008 г. составила 6,5%, в 2009 г.- 6,7%, в 2010 г. – 7,1%. 

       Таблица 2.2 - Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008-2010г.

                                                                                                  (в процентах)

Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане