Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия

Автор: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
проследить за этапами развития приватизации в РФ
определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2007.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

30 ноября 2001г. Государственная Дума приняла  Федеральный закон «О приватизации  государственного и муниципального  имущества». В указанном Законе  процесс приватизации делается  более открытым, прозрачным и  плановым, главным образом благодаря  детально разработанному порядку  формирования и утверждения прогнозного  плана (программы) приватизации  федерального имущества на очередной  финансовый год.

Он также  исключает субъективный подход при  выборе способов приватизации. Согласно Закону все имущество делится  на две категории. Первую категорию  составляют государственные унитарные  предприятия и открытые акционерные  общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.

В Законе расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан  на привлечение к приватизации субъектов  малого предпринимательства. К таким  способам относятся продажа имущества  путем публичного предложения, продажа  при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.

Важным  нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе  предприятий соответствует государственной  политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и  оборота. Для этого земельные  участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых  акционерных обществ, либо продаваться  уже существующим акционерным обществам  по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Акции стратегических акционерных обществ  и стратегические предприятия подлежат приватизации только после принятия Президентом Российской Федерации  решения об уменьшении степени участия  России в управлении стратегическими  акционерными обществами или об исключении предприятий из числа стратегических предприятий. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система  России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере  железнодорожных перевозок и  находящиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации унитарные предприятия будут приватизироваться только после принятия соответствующего федерального закона8.

Остальные объекты федерального имущества  подлежат приватизации на основании  решения Правительства Российской Федерации.

Результатом введения в действие вышеуказанного Закона стала приватизация в 2002г. 1,5–2 тысяч низколиквидных предприятий.

Развитие  российской экономики невозможно в  условиях несовершенного земельного законодательства, так как препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному  обороту земельных участков и  расположенных на них объектов недвижимости. Поэтому Государственная Дума приняла  Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки  для подъема российской экономики. Земельный кодекс позволяет решить ряд задач в сфере земельных  правоотношений. В частности, поставит существующий нелегальный оборот земли  под государственное регулирование, что будет способствовать активизации  экономической жизни в стране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.

Также будут созданы условия для  развития ипотеки, так как предоставит  гражданам возможность улучшать свои жилищные условия за счет залога земли.

Ряд закрепленных в Земельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованности физических и юридических лиц  в развитии оборота земель, так  как устраняет произвольное вмешательство  государства и иных субъектов  в область земельного законодательства и одновременно стимулирует участие  граждан и общественных организаций  в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Земельным кодексом установлен порядок приобретения прав на земельные  участки, на которых располагаются  объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий, находящихся на этих земельных участках, обладают исключительным правом на приватизацию последнего. При этом цена земли для собственников расположенного на ней имущества устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимости от размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использования земли.

В Земельном  кодексе также определены принципы разграничения государственной  собственности на землю на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную; разделены  функции государственных органов, выступающих от имени собственников  земельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, а  также установлены виды и формы  контроля за соблюдением земельного законодательства.

На протяжении длительного периода времени  в России велись ожесточенные дебаты в отношении отдельных положений  Земельного кодекса. В частности, это  касалось права иностранных граждан, иностранных юридических лиц  и лиц без гражданства на приобретение земельных участков на праве собственности. В соответствии с Кодексом вышеперечисленные  физические лица наделяются равными  с российскими гражданами правами, однако в данном случае из перечня  земельных участков, подлежащих приватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексом урегулировано  большое количество вопросов земельного законодательства. Однако оборот большей  части земель сельскохозяйственного  назначения остается неохваченным. Поэтому  Земельным кодексом регламентируется оборот только 2% земель всех запасов  Российской Федерации. Это земли  населенных пунктов, земли промышленности, транспорта и связи. В отношении  земель сельскохозяйственного назначения предусматривается принятие специального

закона. Помимо совершенствования земельного законодательства Государственная Дума приняла ряд законов, направленных на защиту интересов государства, являющегося собственником имущества.

В 2000г. была устранена законодательная  норма, установленная предыдущей редакцией  Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которой государство  имело право голосовать только 25% акций из общего числа голосующих акций. Остальные акции, находящиеся  в собственности государства, являлись не голосующими.

Таким образом, ограничивались возможности  государства в формировании соответствующего размера государственного пакета состава органов управления акционерных обществ.

В соответствии с предыдущей редакцией данного  Федерального закона государство практически  отстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным  прекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размера  дивидендов и участием обществ в других организациях.

Кроме того, значительно снижалась вероятность  успешного противодействия попыткам через решение общего собрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем его непропорционального  увеличения или реорганизации общества разными способами; внести изменения  в устав, ограничивающие права государства  как акционера; принять решение  об отчуждении эффективных активов  приватизированного общества.

На протяжении длительного периода времени  специальное право владельца  «золотой акции» на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не было законодательно оформлено. В связи с этим у  акционерных обществ, в отношении  которых действовало такое право, возникали затруднения при решении  ряда вопросов. Внесенные в Федеральный  закон «Об акционерных обществах» изменения устранили указанные недостатки.

Кроме того, указанный Федеральный закон, регламентирующий права, связанные  с «золотой акцией», направлен на усиление защиты прав акционеров, в  том числе государства. «Золотая акция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право  вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений и дополнений в Устав общества, по принятию решений  об отчуждении в любой форме имущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества. Данный Закон  также способствует повышению степени  защиты интересов акционеров от ставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для них устанавливается  преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы  призваны защитить в первую очередь  мелких акционеров, что является необходимым  условием для привлечения внутренних инвестиций в российские акционерные  общества.

Вышеуказанные изменения в законодательстве о  приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формирование сильных  и эффективных собственников, что в конечном счете направлено на увеличение благосостояния российских граждан.  
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы.

          Проблема преобразования отношений  и структуры собственности является  одной из ключевых в ходе  реформ, проводимых в любой из  стран с переходной экономикой. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальная обстановка в стране, и то, как заработает экономика. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

        В России процесс приватизации  был особенно сложен, он начался  в период не только перестроения  экономики, но и перехода от  одного политического строя к  другому. Поэтому первый этап  приватизации был близок к  провальному. Действительно, приватизация проводилась без каких-либо знаний в этой области, что и привело к плачевным результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.

На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и

главным результатом приватизации явилось  то, что в России возникла принципиально  новая система собственности, которая  должна обеспечить повышение эффективности  производства, влекущие за собой улучшения  в экономической сфере, и подлинную  демократизацию и социализацию общества. 
 
 
 
 

                                Список литературы

  1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. 480 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
  2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год
  3. Зубов А.Б. История России. XX век. - Москва. АСТ, 2009, в 2-х тт. 2009. 1862 с.
  4. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года
  5. Областной Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области» №255-ЗС от 18.07.2002
  6. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в

Информация о работе Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия