Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия

Автор: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
проследить за этапами развития приватизации в РФ
определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2007.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторым  исключением (казенные, запрещенные  к приватизации, с иностранным  участием), должны быть преобразованы  в акционерные общества открытого типа. Все остальные предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу.

На этом этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных  предприятий за последние 10 лет. При этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.

Меньше  всего приватизированных предприятий  было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано  с последствиями финансового  кризиса августа 1998г., в результате которого большинство российских граждан  и предприятий оказались в  тяжелом финансовом положении и  не имели достаточных средств  на приобретение объектов недвижимости. В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были существенно  ниже по сравнению с предыдущими  годами. В 2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.

Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных  предприятий 1999г.

На втором этапе приватизации государство  получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества  государство получило в 1997г. – 26 млрд. рублей. В общей сложности в  течение последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. –  объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой  промышленности. Менее всего в  процесс приватизации были вовлечены  предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты  электроэнергетики. К настоящему времени  практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

3. Субъекты и объекты приватизации

     Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного  имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:

-разработка  и издание в пределах своей  компетенции нормативных правовых  актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;

-разработка  проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

-принятие  решений о приватизации федерального  имущества в пределах своей  компетенции;

-преобразование  государственных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя  таких обществ от имени РФ;

-осуществление  от имени РФ прав акционера  (участника) хозяйственных обществ,  акции которого находятся в  федеральной собственности.

     Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

     Покупателями  федерального имущества могут быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований превышает 25%4.

     Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороноспособности и безопасности государства обязательны при  приватизации федерального имущества.

     Что касается объектов приватизации, то это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

-имущество,  приватизация которого запрещена.  Сюда относятся средства федерального  бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции,  автомобильные дороги, имущество  организаций Федеральной почтовой  связи и, включая средства почтовой  связи и т.д.;

-имущество,  которое закрепляется в государственной  собственности до принятия решения  о прекращении его закрепления;

-имущество,  которое приватизируется на основании  решения Правительства РФ;

-имущество,  которое приватизируется на основании  решения Мингосимущества РФ;

-имущество,  которое приватизируется на основании  решения компетентных государственных  органов субъектов РФ или органов  ме6стного самоуправления.

Существует  целый ряд способов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий  перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». 10 способов приватизации:

-преобразование  унитарного предприятия в открытое  акционерное общество (акции созданного  общества, как правило, переходят  в собственность РФ, субъекта  РФ или муниципального образования);

-продажа  государственного или муниципального  имущества на аукционе (производится  в случае, если покупатели имущества  не должны выполнить какие-либо  условия в отношении такого  имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

-продажа  акций открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе (акции продаются на открытых  торгах, все победители получают  акции открытого акционерного  общества по единой цене за  одну акцию;

-продажа  государственного или муниципального  имущества на конкурсе (осуществляется  в случае, если покупатель выполняет  определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);

-продажа  за пределами территории Российской  Федерации находящихся в государственной  собственности акций открытых  акционерных обществ (может быть  осуществлена посредством их  использования в качестве обеспечения  ценных бумаг, выпускаемых иностранными  эмитентами);

-продажа  акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли  на рынке ценных бумаг (осуществляется  в соответствии с правилами,  установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);

-продажа  государственного или муниципального  имущества посредством публичного  предложения (осуществляется в  случае, если аукцион по продаже  указанного имущества был признан  несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);

-продажа   государственного  имущества   без   объявления   цены

 (осуществляется,   если продажа этого имущества посредством публичного

предложения не состоялась. Нормативная цена имущества  в этом случае не определяется, а  покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);

-внесение  государственного  имущества в  качестве вклада в уставные  капиталы открытых акционерных  обществ может осуществляться: ü при учреждении открытых акционерных обществ; ü в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ);

-продажа  акций открытых акционерных обществ  по результатам доверительного  управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно)5.

     В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно  выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …».

     1. Выступление с инициативой в  проведении приватизации. Инициатором  проведения приватизации имущества  может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

     2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о  приватизации зависит от вида  приватизируемого объекта. Так  же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе  в приватизации с обоснованием  такого решения направляется  заявителю.

     3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

II. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

  1. Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества

         В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

         В соответствии с «традиционным»  подходом общественная и частная  собственность рассматриваются  как два антагонистических типа  собственности. Именно этот подход  имел наибольшее распространение  и обоснование в экономической  литературе советского периода.  В его рамках даже мелкая  частная собственность, основанная  на собственном труде, считалась  антагонистичной общественной. Поэтому  приватизация представляется изменениями  в структуре частной собственности.

         Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия