Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия

Автор: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
проследить за этапами развития приватизации в РФ
определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2007.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

         Значительно отличается от предыдущих  третий подход, который по его  собственному критерию можно  было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению  частной и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

         Четвертый подход условно можно  назвать «западным»: в соответствии  с ним негосударственная собственность  является частной (хотя и не  вся – отдельно выделяется  кооперативная собственность). Поэтому  и приватизация понимается как  разгосударствление, т.е. переход  средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход6.

         Необходимость приватизации для  введения в производстве рыночных  отношений определяется еще и  тем, что на государственных  предприятиях России было сосредоточено  подавляющей части продукции  народного хозяйства и почти  все производство промышленной  продукции.

       Приватизация  представляет собой элемент государственного регулирования долговременного  характера. Коммерциализация предприятий  федеральной и других видов государственной  собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской  деятельности.

         Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

         Специфика сложившейся в начале  процесса приватизации в России  ситуации характеризуется следующими  чертами: практическое отсутствие  крупных частных фирм, слабость  негосударственного сектора, отсутствие  финансовых компаний и инвестиционных  банков. Формализация и унификация  структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

         Различные способы приватизации  приводят к передаче государственного  имущества в «частную», «общую  долевую» или «акционерную» собственность.  При продаже предприятия происходит  реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией,  так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия  членами трудового коллектива  остальные акции остаются в  государственной собственности,  и требуется время, пока их  не выкупят другие инвесторы.

         Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через  ее цели. В этом аспекте приватизация  – не цель реформы,  а ее  инструмент.

         Приватизация способствует демонополизации  производства. К сожалению, резкий  переход к акционированию крупных  предприятий произошел без их  предварительной реорганизации  и коммерциализации. Это не позволило  увязать задачи приватизации  и демонополизации. Следует учитывать,  что проблему демонополизации  удается решить не во всех  отраслях народного хозяйства  и не только методами разукрупнения.  Взаимосвязь приватизации и демонополизации  настолько сложна, что использование  разрешенных программой приватизации  методов приводило к разрушению  сложившихся отраслевых научных  комплексов при выходе из них  структурных подразделений.

         Сравнительный анализ основных  черт приватизационного процесса  в Восточной Европе и в России  показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента  перехода к рынку коммерциализации  и акционирования государственных  предприятий; 2) введение чековой  (или купонной) системы; 3)низкая доходность  приватизации; 4) аукционная продажа  малых объектов.

         Приватизация в развитых странах  имеет ряд существенных отличий:  многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы  приватизационного процесса, использование  в качестве постоянного элемента  государственного регулирования  экономики. В перспективе именно  эти характеристики будут свойственны  российской приватизации.

         Проведение приватизационных мероприятий  в России сталкивается с целым  рядом объективных препятствий.  Прежде всего, масштаб предполагаемых  преобразований несопоставим с  аналогичными процессами в других  странах. Практически отсутствовала  инфраструктура рынка капиталов.  Резкий спад производства значительно  усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

         Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной  политики, и ее осуществление  ведет к формированию новой  социально-экономической структуры  народного хозяйства. Приватизация  на самом деле сделала реформы  необратимыми, поскольку здесь возврат  затронул бы интересы миллионов  людей. Возник искусственный инвестиционный  спрос и определенная концентрация  прав собственности.

         Сложившийся механизм приватизационного  процесса в России соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

         В российской концепции приватизации  соединились два разнонаправленных  подхода. Первый подход во главу  угла ставит интересы трудовых  коллективов приватизируемых предприятий,  второй – задачи народной приватизации  и соблюдение принципа социальной  справедливости при распределении  государственной собственности.  Занявший ведущее место на  начальном этапе приватизации  механизм закрытой подписки и  чековых аукционов совмещает  оба эти подхода. Наиболее трудным  стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

         Массовое преобразование государственных  предприятий в акционерные общества  создало возможность развития  фондового рынка в Российской  Федерации. Были сняты ограничения  на продажу акций, приобретенных  работниками предприятий на трудовых  льготных условиях. Отмена трехлетнего  моратория на продажу акций  способствовала выбору второго  варианта акционирования большинством  трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков. 

  1. Проблемы  приватизации в России и пути их решения

     Отдельные государства живут и развиваются  в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и российская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

     Во-первых, приватизация и другие реформы проводились  в России без предварительной  разработки хоть какой-то программы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены.

     Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей  политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

     В-третьих, параллельно с приватизацией  Россия осуществляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.

     В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало  всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

     В-пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при  советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась7. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.

     Приватизация  государственного  имущества продолжается. Важный урок истории российской приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным  служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.

Несмотря  на определенные позитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государству  не в полной мере удалось добиться поставленных целей.

В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной  цены имущества.

При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.

В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством  способы продажи государственного имущества, в частности залоговые  аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий  на внеконкурсной основе по заниженным ценам.

До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно  функционирует институт представителей интересов государства в органах  управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций. Несмотря на большую работу, проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается ряд проблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.

Решить  указанные проблемы предполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начался с момента  вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия