Автор: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
проследить за этапами развития приватизации в РФ
определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
раскрыть экономическую характеристику приватизации
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального страхования, экономики и социологии труда
Кафедра
политической экономии и международных
экономический отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
«Приватизация
государственной собственности в современной
России и её социально-экономические последствия»
Выполнил студент
2 курса факультета ССЭиСТ
Специальности коммерция
дневного отделения,
группа ком-д-2
Зубенко Руслан Анатольевич
Руководитель:
Д.э.н., профессор
Кочетков А.А.
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ.
Конец 1980-х годов стал для России нелёгким временем. Советский Союз умирал: агонизировала экономика, полностью развалилась система управления, на окраинах шла война, и никакого просвета впереди видно не было. Полным ходом шла «перестройка», но «строить» было уже не из чего – денег у страны почти не оставалось. Техника устарела, заводы и шахты вставали, доходы от алкоголя исчезли – генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачёв установил сухой закон, цены на нефть падали, рабочие бастовали, и в стране вновь, как сорок лет назад были введены карточки на питание. Нужно было немедленно что-то делать1. Но как выправлять ситуацию было не понятно.
Архимед говорил,
что если бы ему найти точку
опоры, то он перевернул бы мир. В такой
вот точке и нуждалось
С тех пор приватизация государственного имущества в России прошла много стадий: ваучеры, залоговые аукционы, денежные приватизации. Со временем она приобрела прочную нормативно правовую базу, исчезла неорганизованность и хаотичность. В современной России процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений. Он сопровождает демократические и социальные реформы. Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.
Целью
данной работы является рассмотрение
процесса приватизации государственного
имущества, выявление сильных и
слабых сторон приватизации в РФ, её
социально-экономических
Предмет исследования - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.
Объект
исследования – государственное
имущество как объект приватизации.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
1. Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РФ
Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.
Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1
Закона
«О приватизации…» под приватизацией
государственного и муниципального
имущества понимается возмездное отчуждение
имущества, находящегося в собственности
Российской Федерации (федерального имущества),
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, в собственность физических
и (или) юридических лиц.. Тем самым
государственная или
- Приватизация
основывается на признании
-
Государственное и
- Приватизация
муниципального имущества
Первый
специальный закон «О приватизации
государственных и
Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
В
настоящее время приватизация определяется
Федеральным Законом «О приватизации
государственного и муниципального
имущества», который вступил в
законную силу 26 апреля 2002 года. Так
же официально не отменены: Государственная
программа приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в РФ (утверждена Указом Президента
РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения
государственной программы
Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику2.
Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.
Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.
В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.
2.
История развития приватизации
государственного имущества
в РФ
1991г. стал годом начала
Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа. Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.
Однако
именно этот этап приватизации привел
не к формированию широкого класса
собственников, эффективно управляющих
своей собственностью, а к возникновению
небольшой прослойки очень
Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.
На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами3.
На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% – регионального имущества и 20% – федерального имущества. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.
Начало второго этапа приватизации началось в 1994г. и продолжалось до начала 2002г. Этот этап приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.