Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия

Автор: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ
проследить за этапами развития приватизации в РФ
определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
раскрыть экономическую характеристику приватизации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5
1.Понятие и правовые основы приватизации государственного
имущества в РФ 5
2. История развития приватизации государственного
имущества в РФ 7
3.Субъекты и объекты приватизации 11
II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16
1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16
2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2007.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального страхования, экономики  и социологии труда

Кафедра политической экономии и международных  экономический отношений 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему:

«Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия» 
 
 

Выполнил  студент

2 курса  факультета ССЭиСТ

Специальности коммерция 

дневного  отделения,

группа  ком-д-2

Зубенко Руслан Анатольевич

Руководитель:

Д.э.н., профессор Кочетков А.А. 
 

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 5

1.Понятие и правовые основы приватизации государственного

имущества в  РФ 5

2. История развития приватизации государственного

имущества в  РФ 7

3.Субъекты и объекты приватизации 11

II.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 16

1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества 16

2. Проблемы приватизации в России и пути их решения 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Конец 1980-х годов  стал для России нелёгким временем. Советский Союз умирал: агонизировала  экономика, полностью развалилась  система управления, на окраинах шла  война, и никакого просвета впереди  видно не было. Полным ходом шла  «перестройка», но «строить» было уже  не из чего – денег у страны почти  не оставалось. Техника устарела, заводы и шахты вставали, доходы от алкоголя исчезли – генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачёв установил сухой закон, цены на нефть падали, рабочие бастовали, и в стране вновь, как сорок лет назад были введены карточки на питание. Нужно было немедленно что-то делать1. Но как выправлять ситуацию было не понятно.

Архимед говорил, что если бы ему найти точку  опоры, то он перевернул бы мир. В такой  вот точке и нуждалось руководство  СССР. И они нашли её в приватизации. Идея состояла в том, чтобы миллионы рабочих стали акционерами тех  заводов, на которых трудятся. Проблема же была в том, что рабочие никем  становиться не желали. Стоимость  ваучера равнялась бутылке водки. Очень скоро заводы начали возвращаться в руки тех, кто распоряжался ими  ещё при советской власти: директора  и министры, которые прежде всем этим только управляли, стали наконец законными собственниками.

С тех  пор приватизация государственного имущества в России прошла много стадий: ваучеры, залоговые аукционы, денежные приватизации. Со временем она приобрела прочную нормативно правовую базу, исчезла неорганизованность и хаотичность.           В современной России процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений. Он сопровождает демократические и социальные реформы. Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и  слабых сторон приватизации в РФ, её социально-экономических последствий. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, понятие  приватизации государственного имущества в РФ
  • проследить за этапами развития приватизации в РФ
  • определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
  • выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
  • раскрыть экономическую характеристику приватизации 

Предмет исследования - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.

Объект  исследования – государственное  имущество как объект приватизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

  1. Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РФ    

     Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства  невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая  и практическая проблема связана  с наличием в обществе особой политической организации – государства, с  устранением негативных последствий  его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов  разгосударствления, представляет собой  процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей  мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее  выполнявшихся государством, его  органами и должностными лицами.

     Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1

Закона  «О приватизации…» под приватизацией  государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым  государственная или муниципальная  собственность преобразовывается  в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

- Приватизация  основывается на признании равенства  покупателей и открытости деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

-   Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических  лиц исключительно на возмездной  основе;

- Приватизация  муниципального имущества осуществляется  органами местного самоуправления  самостоятельно в порядке, предусмотренном  законом.

     Первый  специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ» появился в  июне 1991 года, и через год в  него были внесены ряд изменений  и дополнений.

     Второй  Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества  РФ» конкретизировал  приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

     В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и  муниципального имущества», который вступил в  законную силу 26 апреля 2002 года. Так  же официально не отменены: Государственная  программа приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения  государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование  приватизации осуществляется многочисленными  подзаконными актами.

     Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права  о процессе приватизации целесообразно  свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и  во вторую, особенную часть –  отражающие его динамику2.

     Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

     Особенная часть включает правовые нормы о  динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут  рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство Российской Федерации  впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год  и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в  соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а  также Концепции управления федеральным  имуществом.

Таким образом, с формально-правовой точки  зрения к настоящему моменту в  Российской Федерации сложилась  достаточно разработанная нормативная  база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

2. История развития приватизации государственного имущества в РФ 

        1991г. стал годом начала нового  этапа в жизни России – процесса  приватизации государственного  и муниципального имущества. Разгосударствление  российской экономики было начато  с надеждой на скорейшее появление  широкого класса собственников  – эффективных управляющих, что  в рыночной экономике является  необходимым условием интенсивного  развития.

Правовой  основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР  законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий  в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа. Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

Однако  именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих  своей собственностью, а к возникновению  небольшой прослойки очень богатых  собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.

Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной  купли-продажи собственности, что  зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как  ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.

На первом этапе приватизация государственного и муниципального имущества производилась  четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и  акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость  основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже  через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних  предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами3.

На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку  большая часть объектов малой  приватизации была передана в частные  руки. Именно в период проведения чековой  приватизации было приватизировано  наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано  почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных  объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму  порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% – регионального имущества  и 20% – федерального имущества. Основными  объектами приватизации на этом этапе  являлись предприятия торговли, общественного  питания, строительные организации, предприятия  нефтяного комплекса.

Начало  второго этапа приватизации началось в 1994г. и  продолжалось до начала 2002г. Этот этап приватизации носил качественно  новый характер, поскольку главной  его целью являлось обеспечение  перехода прав собственности, приобретенных  в ходе первичного распределения, в  руки эффективных собственников.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в современной России и её социально-экономические последствия