Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе затронем тему поведения фирмы на рынке свободной конкуренции , рассмотрим как фирмам необходимо вести себя на рынке для того ,что бы не выйти из него.

Содержание

Введение
1.Рынок и его сущность.
1.2. Субъекты и объекты рынка.
2.Свободная (совершенная) конкуренция понятие и сущность.
3.Механизм рынка совершенной конкуренции.
3.1Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Вывод

Работа содержит 1 файл

МИКРО КУРСОВАЯ.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что фирма вообще не получает никакой прибыли. Как уже было показано, в издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.

Если средние издержки ниже цены (рис. 6.36), то фирма при определенных объемах производства (от Q1 до Q2) получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т. е. сверхприбыль.

Если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены (рис. б.3 в), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Если средние издержки ниже цены (рис. 6.36), то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q1 до Q2 находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Qv которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Q3 - это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум.

В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками производства п-1 единиц: МС = ТСn-ТСп-1 На рис. 6.4 показана динамика предельных издержек.

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи п и n-1 единиц продукции: MR = TRn-TRn-1 В условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т. е. предельный доход будет равен цене: MR — Р.

Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной  при данной иене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять  объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.

На рис. 6.5. показано, что  с увеличением производства кривая предельных издержек (MС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Р1 в точке М, соответствующей объему производства Q1 Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.




 
Рис. 6.4. Предельные издержки фирмы                                Рис. 6.5. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

Таким образом, условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС = Р.

Соотношение предельных издержек и предельного дохода - это своего рода сигнальная система, которая информирует  предпринимателя о том, достигнут  ли оптимум производства или можно  ожидать дальнейшего рос та прибыли. Однако нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек.

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR = QxP), а валовые издержки - произведение количества продукции на средние издержки (ТС = QxAC). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных  рыночных ситуации. Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис.6.6 а), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

Если на каком-то интервале  линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис.6.6 б), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т. е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2 Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника С2Р2МL покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

а)                              б)                      в)

Рис. 6.6. Прибыли  и убытки фирмы на рынке совершенной  конкуренции

На рис.6.6в показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника Р3С3LМ минимальна именно при объеме производства Q3.

3.1 Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде

Рассмотрим сначала, что  происходит с издержками фирмы в  долгосрочном периоде. При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (количества нанятых рабочих, используемого сырья, полуфабрикатов и т.д.). В этом случае эффективность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек) нарушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства. Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (АС).

Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, расположена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эффекта масштаба. На рис. 6.8 показаны несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба. При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех зат рат приводит к снижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС34).  U -образная линия LAC, огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок - убывающей отдаче от масштаба. При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC.



Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

Рассмотрим теперь, как  изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку 6.6. Если рыночная цена выше средних издержек (рис. 6.66) и фирма получает сверхприбыл, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты (сверхприбыли).

Когда ситуация на рынке  складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается  ниже средних издержек (рис. б.бв), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец, если цена равна  минимальным средним издержкам (рис. 6.6а), то в этом случае не наблюдается  тенденции к изменению числа функцио-нирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующим образом:

 МС = Р = АС = LAC .Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рис. 6.9.

Можно сделать вывод, что  в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами. С одной стороны, условие Р=АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие AC=LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам.


С другой стороны, условие  Р=МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей. 

Рис. 6.9. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Вывод

Совершенная конкуренция, как  и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция  обеспечивает эффективное распределение  ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует  забывать, что она исходит из платежеспособных, потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершённая конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о  побочных внешних выгодах или  издержках (положительных или отрицательных  экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы  каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким  общественным благам, как противопожарная  безопасность, национальная оборона  и т. д. ;

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую  для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Информация о работе Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции