Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе затронем тему поведения фирмы на рынке свободной конкуренции , рассмотрим как фирмам необходимо вести себя на рынке для того ,что бы не выйти из него.

Содержание

Введение
1.Рынок и его сущность.
1.2. Субъекты и объекты рынка.
2.Свободная (совершенная) конкуренция понятие и сущность.
3.Механизм рынка совершенной конкуренции.
3.1Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Вывод

Работа содержит 1 файл

МИКРО КУРСОВАЯ.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

Министерство  инфраструктуры Украины 

 

Государственная служба связи

Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова

 

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра Экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Микроэкономика

на тему:

«Природа и  основные принципы функционирования рынка  в свободной конкуренции»

 

                                                                    

 Выполнила: студентка 2-го курса

                                                                         Института экономики и менеджмента

                                                                         Никифоренко Татьяна Викторовна

                                                                 

 

 

 

Одесса 2011 

 

Список литературы

  1. Курс экономики.  Под ред. Райзберга Б.А.
  2. Булатов А. С. «Экономика: учебник» - М., 1999.)
  3. Микроэкономика Под редакцией И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского , Минск 2006
  4. Курс экономической теории Учебник  Издание 4-е,   дополненное и переработанное Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н.,проф. Киселевой Е. А 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Рынок и его сущность.

1.2. Субъекты и объекты рынка.

2.Свободная (совершенная) конкуренция понятие и сущность.

3.Механизм рынка совершенной  конкуренции.

3.1Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Вывод

 

Введение

  Рынок чистой (совершенной)  конкуренции. Для него характерно  то, что  в борьбе за внимание  и деньги покупателей сталкиваются  между  собой  множество  производителей однотипных, стандартизированных  товаров. При этом ни один  из них не обладает контролем  над  такой  долей  рынка,  которая  позволяет  ему  навязать остальным выгодные  ему условия сбыта. Препятствия  для вступления  в отрасль и  неценовая конкуренция при чистой  конкуренции  отсутствуют.  Именно  так конкурировали некогда ремесленники  на базарах  древних  городов,  именно так   по   сей   день   конкурируют   между   собой   мелкие   производители  сельскохозяйственной  продукции.  Экономисты  называют   такую   конкуренцию совершенной потому, что здесь она  развивается   без  всяких  ограничений,  и  рыночное равновесие достигается  в результате  массовых  сделок  продавцов  и покупателей, которые  не могут навязать друг  другу   свою  волю  и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов  (впрочем,  как и их  недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

В данной курсовой работе затронем тему поведения фирмы на рынке  свободной конкуренции , рассмотрим  как фирмам необходимо вести себя на рынке для того ,что бы не выйти из него.

 

1.Рынок и его  сущность

  Автор книги  «Экономика: учебник» А. С. Булатов объяснил рынок, как механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ,считая такое его значение основным в экономической теории.

Опираясь на положение  Адама Смита о «невидимой руке», рынок часто считают саморегулирующейся хозяйственной системой, которая наилучшим образом, без сознательного регулирования, удовлетворяет потребности общества. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой рынка», по образному выражению Смита, удовлетворяет потребности других членов общества. «Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы называем сегодня спросом и предложением. Он считал, что законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль.

Углубленное понимание категории  рынок требует учета его места  во всей

системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: 1. производство, 2. распределение, 3. обмен. 4. потребление. Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики  является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Для рынка как совокупности экономических отношений характерны следующие черты, которые характеризуют  его сущность: а) экономический интерес (частный, коллективный, государственный) как мотив поведения хозяйствующего субъекта; б) экономическая обособленность (абсолютная или относительная) или  независимость; в) собственность определенных субъектов рынка (частная, коллективная, государственная); г) наличие прямых связей между производителями и  потребителями;  д) добровольный характер принятия решений на основе реальной возможности  выбора; е) конкуренция. Эти черты включают в себя следующие моменты:

1) рынок предполагает  свободу предпринимательства, т.е.  частные лица могут продавать  и покупать факторы производства  и организовывать производство  на свой страх и риск. Таким  образом, предприниматели могут  производить товары по своему  усмотрению, самостоятельно решая что производить и в каком количестве;

2) рынок это свободный  обмен между продавцами и покупателями, которыми движет только один  стимул – взаимная выгода от  совершения сделок;

3) рынок означает свободный  доступ к ресурсам и информации;

4) рынок означает свободное  движение товаров и денег при  нерегулируемом предложении, при  нерегулируемом спросе;

5) рынок предполагает  материальную ответственность участников  рыночного обмена;

6) рынок это эквивалентность  обмена. Рынок должен по стоимости  оплачивать рабочую силу;

7) рынок обладает саморегуляцией, это эффективная самоорганизующаяся система;

8) рынок отрицает территориальную,  национальную обособленность и  утверждает интеграцию экономической  жизни в стране и в мире.

     Основными  составляющими рынка являются: продавец; покупатель; продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка.

 

 

2.Субьекты и  объекты рынка

   Субъектами рынка являются такие экономические единицы: фирма; домашнее хозяйство и государство.

Субъекты рынка – это  физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях  как потребители, в других случаях  как производители.

  Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

   Домашние хозяйства  (в составе одного или нескольких  лиц), с одной стороны, являются  покупателями товаров и услуг,  с другой – имеют в своем  распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут  продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями,  благодаря чему они становятся  и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

   В модели кругооборота  участвует и государство, которое  предоставляет домохозяйствам и  фирмам свои услуги через систему  национальной обороны страны, систему  образования и медицинского обслуживания  и т.д. Для обеспечения производства  этих услуг государство с домохозяйств  и фирм собирает денежные средства  в виде налогов. У них же  государство покупает необходимые  для своей деловой активности  ресурсы, товары и услуги. Кроме  предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные  выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет  о трансфертных платежах. Важная  часть трансфертных платежей  – это государственные денежные  выплаты на социальные нужды  – пенсии, пособия и другие  виды помощи нетрудоспособным, безработным  и другим малообеспеченным слоям  населения. Второе направление  трансфертных платежей – это  дотации и субсидии (денежные  выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Все участники рыночной деятельности  заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит  от благополучия других. Даже один и  тот же субъект рынка может  быть и в составе домашнего  хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса.

Объектами рынка являются деньги и товары. В качестве денег выступают все финансовые средства, а в качестве товаров не только произведенная продукция, но и факторы производства и услуги.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь.

Современный рынок – это  рынок несовершенной конкуренции. Совершенная, или чистая конкуренция  – научная абстракция (хотя сельское хозяйство в рыночной экономике  имеет отдельные элементы и доли совершенной конкуренции). Тем не менее, при изучении закономерностей  рынка отдают предпочтение его анализу  на основе именно совершенной конкурентной модели, т.к. совершенная конкуренция  – простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений  и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка.

Далее мы рассмотрим понятие  «свободная конкуренция». 

2.Свободная (совершенная)  конкуренция понятие и сущность.

Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и  выбор объема производства зависят  от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие, возможность  фирмы контролировать цену на производимую продукцию.

 Конкуренция (от лат.  concurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Это поведенческая трактовка конкуренции, характерная для классической и неоклассической экономической теории.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: регулирующую, инновационную, аллокационную (функция наиболее эффективного размещения производственных ресурсов) и др.

Конкурентность – важная характеристика рынка, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, на его цену: чем меньше такая возможность, тем более конкурентным считается рынок. С повышением конкурентности рынка снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба, поскольку в отрасли действуют множество фирм и ни одна из них не в состоянии изменить рыночную ситуацию. Следовательно, отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. Иной пример – отрасль, где действуют всего несколько крупных фирм. В этом случае каждая из них способна активно воздействовать на рынок, влиять на цену производимого товара. Конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы ведут активную конкурентную борьбу.

Информация о работе Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции