Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе затронем тему поведения фирмы на рынке свободной конкуренции , рассмотрим как фирмам необходимо вести себя на рынке для того ,что бы не выйти из него.

Содержание

Введение
1.Рынок и его сущность.
1.2. Субъекты и объекты рынка.
2.Свободная (совершенная) конкуренция понятие и сущность.
3.Механизм рынка совершенной конкуренции.
3.1Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
3.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Вывод

Работа содержит 1 файл

МИКРО КУРСОВАЯ.docx

— 79.15 Кб (Скачать)

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1. Большое количество  относительно мелких производителей  и покупателей - основная черта  чисто конкурентного рынка. Примером  служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют. Даже ели  владелец небольшого фермерского  хозяйства утроит производство  какого-либо продукта, то обусловленное  этим изменение в совокупном  объёме предложения данного продукта  в стране в процентах будет  совершенно ничтожным и, следовательно,  таким же будет и воздействие,  который индивидуальный производитель  мог бы оказать на цену. Поэтому  цена, по которой продаёт фермер, не зависит от количества продаваемого  продукта.

2. Свободное вступление  и выход из отрасли. Это означает, что любой человек может заниматься  предпринимательской деятельностью  или прекратить подобное занятие.  Модели свободного рынка присущи  любые формы собственности, кроме государственной, и индивид имеет возможность выбрать любую из них. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Всякий владелец денег имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

3. Полная информативность  всех участников конкуренции  о рыночных условиях. Совершенная  информация означает выполнение  следующих требований:

4. а) покупатели и продавцы  имеют полное представление о  спросе и предложении, знают  цены на факторы производства  и готовую продукцию во всех  секторах рынка и действуют  в соответствии с ценовыми  сигналами;

5. б) нормы прибыли действующих  в отрасли фирм известны всем  потенциальным конкурентам, которые  при желании могут свободно  войти в отрасль и заняться  выгодным для них бизнесом.

6. Без перечисленных требований  субъекты экономической деятельности  не в состоянии сделать рациональный  выбор: между покупкой дома  и приобретением акций; между  вложением денег в ценные бумаги  разных компаний; при покупке  потребительских товаров и т.  д.

7. Абсолютная однородность  одноименных товаров. Эта предпосылка  означает, что покупатели потребительских  благ или факторов производства  воспринимают их как совершенные заменители друг друга и выбирают продавца, исходя исключительно из цены его товара. Поскольку продукция фирм неразличима и гомогенна, ни один покупатель не желает платить той или иной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Если кто-то из продавцов поднимает цену, то покупатели мгновенно уходят от него и покупают товар у его конкурентов. Так как цены одинаковы, покупателю безразлично, продукцию какой фирмы приобретать.

8. Однородность одноименных  товаров недостижима, если существуют  реальные или мнимые различия  между ними (даже такие, как  упаковка, цвет, марка товара, местонахождение  фирмы, репутация продавца). Все  эти и другие различия могут  ставить продавца в привилегированное  (монопольное) положение, поэтому  повышение им цены не обязательно  приведет к потере клиентов. В  случае если продукт не однороден,  а дифференцирован, то кривая  спроса фирмы будет иметь отрицательный  наклон. Вследствие стандартизации  продукции отсутствует основание  для неценовой конкуренции, то  есть конкуренции на базе различий  в качестве продукции, рекламе  или стимулировании рынка.

9. Ни один участник  свободной конкуренции не может  оказывать влияние на решения,  принимаемые другими участниками.  Так как число рыночных субъектов  очень велико, вклад каждого производителя  в общий объем производства  ничтожно мал (так же как  и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из  них в отдельности не в состоянии  повлиять на цену товара. Рыночную  цену они формируют лишь совместными  действиями. Каждый же в отдельности  производитель продаст свой товар  по одной и той же, не зависящей  от него рыночной цене, поэтому  графически кривая спроса на  продукцию отдельного производителя  абсолютно эластична. Если бы  фирма установила цену выше  рыночной, то ее товар никто  бы не покупал, напротив, если  она станет продавать по более низкой цене, чем рыночная, то доход от продаж не будет максимизирован, потому что на конкурентном рынке любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной.

 

3.Механизм рынка  совершенной конкуренции

В основе принципов принятия экономических решений лежит  тот факт, что хозяйствующий субъект  сталкивается с ограниченностью  ресурсов и должен сделать выбор  между альтернативными способами  использования этих ресурсов. Другими  словами, производитель должен иметь  в виду, что те или иные ресурсы  могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует ценностью альтернативных возможностей.

С этой точки зрения можно  утверждать, что издержки, которые  следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, - т. е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.

Как правило, основная часть  затрат фирмы представляет собой явные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т. д.

Вместе с тем, часто  фирма использует ресурсы, которые  принадлежат ей самой (собственный  капитал в денежной форме, собственные  производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т. п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении, то есть с определенными издержками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками.

Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при  принятии экономических решений, что  позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс  производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе.1 Так, в нормальную прибыль войдут: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т. п.

В связи со сказанным выше, имеются существенные различия между  понятиями бухгалтерская и экономическая  прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли.

Определим теперь основные виды издержек фирмы в краткосрочном  периоде.

 Издержки подразделяются  на две большие категории: постоянные  и переменные. Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции Q, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержки FC будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 6.1).



Рис. 6.1. Постоянные,

переменные  и валовые

издержки  фирмы



Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек (VC) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя из анализа видов издержек и их динамики, мы можем провести различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, и фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности.

Валовые (общие) издержки (ГС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. На графике (рис. 6.1) суммирование VC и FC означает сдвиг вверх линии VC на величину OF по оси ординат.

Неравномерное изменение  валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара (АС = TC/Q). Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму (рис. 6.2). Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх.



Рис. 6.2. Средние  издержки фирмы



Кривая средних издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных издержек {AVC). Постоянные издержки остаются неизменными на протяжении краткосрочного периода, поэтому по мере увеличения количества произведенной продукции величина средних постоянных издержек убывает. Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.

 

3.1 Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде.

В одной и той же отрасли  действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних из держек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке.

В условиях совершенной конкуренции  при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Сни-

жение цены приводит к тому, что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.

На рис. 6.3 показаны три  возможных варианта положения фирмы  на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М(рис. 6.3а), то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.

Информация о работе Природа и основные принципы функционирования рынка в свободной конкуренции