Преимущества и недостатки рыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать рыночный механизм.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрен основной механизм рынка;
- выявлены его преимущества и недостатки;
- изучены провалы рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие рынка……………………………………………………. 5
2. Рыночный механизм и его сущность……………………………. 7

2.1. Преимущества рыночного механизма…………………….. 11

2.2. Недостатки рыночного механизма…………………………. 13

2.3. Современная рыночная экономика…………………………. 18
Проблемы провалов рынка………………………………………. 21
3.1.Внешние эффекты……………………………………………. 21
3.2. Общественные блага………………………………………… 22
3.3. Монополия…………………………………………………… 24
3.4. Другие разновидности фиаско рынка …………………….. 24
Теорема Коуза…………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 30
Список литературы……………………………………………………… 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

     Социальные  последствия инфляции для потребителей 
связаны с падением реальной ценности личных сбережений, 
снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

     Для производителей социальные последствия  инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.

     Цель  антиинфляционной политики состоит  в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен.

     Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно  на устойчивое  неравновесие  рынков  либо  на механизмы инфляции.

     Но  весь мировой опыт показывает, что недостатки рыночной экономики значительно покрываются ее преимуществами. К тому же современное общество научилось исправлять эти недостатки, используя позитивные стороны рынка и нейтрализовать негативные.

2.3. Современная рыночная экономика

      Современная рыночная экономика, которая основывается на принципах свободного предпринимательства, различных формах собственности производства, рыночного ценообразования, конкуренции и некоторого вмешательства государства в деятельность предприятий, порождает совершенно иные отношения между субъектами хозяйствования. Под современный рынок адаптируются и люди, связанные с ним. Теперь они способны принимать рациональные и обоснованные решения, рискуют, меняют методы ведения своего дела, бизнеса. Но особо интересны в первую очередь экономические отношения между отдельными людьми, организациями, предприятиями и между странами по вопросам производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Содержание и характер экономических отношений, их согласованность и направленность определяются порядком получения и присвоения материальных, финансовых благ, которые соответствуют самым разным потребностям человека. Экономические отношения основаны на взаимодействии субъекта и объекта собственности, в котором проявляются экономические интересы конкретных людей, социальных групп, общества в целом. В рыночных условиях на первый план выходят договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ориентированные на поддержание соответствия между спросом и предложением, а не распределительная функция государства и централизованное планирование. Между производителями, как и между продавцами, в рыночных условиях постоянно идет конкурентная борьба, в процессе которой победителями выходят те, чьи товары или услуги окажутся наиболее привлекательными для потребителя. При этом те производители, кто не смог достичь высокого качества товаров, пользующихся спросом, или высокого уровня обслуживания покупателей, уходят с рынка, разоряются. Однако в настоящее время наблюдается рост внутренних национальных рынков, устойчивыми темпами растет объем мировой торговли. Возрастает значение международных корпораций и банков в мировой экономике. Углубление взаимодействия национальных экономик в конце XX в. обрело глобальный характер. Но, как показывает опыт, переустройство экономики на рыночных принципах представляет собой длительный процесс. Это хорошо видно на примере российской экономики. Старая система управления и организации жизни была разрушена. Новая, рыночная организация только создается, и Россия относится к странам с переходной экономикой.

      Современная рыночная экономика промышленно  развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

      Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций.

     В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

     В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.

      В-пятых, в современных условиях конкуренция  становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

      В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. 
 

3. Проблемы провалов рынка.

      Фиаско (провалы рынка) - ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование.

      3.1. Внешние эффекты

      Эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражено в цене этого блага.

     Фиаско  рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается  не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Из многих возможных причин фиаско рынка три заслуживают особого внимания.

     Одним из типов фиаско рынка является неспособность  рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Обычно рыночные цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере, равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действия производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

     Внешние эффекты можно интерпретировать как дефекты в системе прав собственности, присущие экономике. Например, загрязнение воздуха происходит потому, что ни у кого нет твердых прав владения воздухом. Если бы землевладельцы имели право контроля над использованием воздуха над своими земельными участками, они в принципе могли бы помешать источникам загрязнения использовать воздушное пространство для выброса отходов без выплаты соответствующей компенсации. Исходя из этих соображений, ряд экономистов выступает за перестройку прав собственности для контроля над загрязнением.

     3.2.Общественные блага

     Блага:

     1) те, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других;

      2) те, которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат.

     Товары  и услуги (напр. цыпленок, автомобили, жилье и т. д.), имеют два общих свойства:

      1) Лицо, осуществляющее предложение,  может решить, что одним людям  оно будет предлагать свой товар, а другим - нет; это называется свойством исключения.

     2) Использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования товара другими лицами; это называется свойством соперничества.

     Однако  ряд товаров не обладают свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами. Не обладающие свойством исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без каких-либо дополнительных затрат. Общественные блага, как и внешние эффекты, являются потенциальным источником фиаско рынка.

     Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека, не распространив эту защиту на всех. Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества.

     Частные фирмы имеют большие трудности  с получением прибыли при продаже  продуктов, которые, будучи единожды предоставлены  в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат. Для того, чтобы увидеть, почему рынок в таких случаях может потерпеть фиаско, представьте себе, что некто попытался установить частную систему противоракетной обороны (назовем ее компания «Звездные войны»), а финансирование ее решил организовать по подписке, собирая деньги с тех людей, которые хотят иметь гарантированную защиту от ядерной атаки.

     Тем не менее, многие блага, товары и услуги, которые предоставляются за общественный счет, являются общественными благами лишь в незначительной степени, если вообще являются таковыми. Возьмите, например, образование. В первую очередь благами образования пользуются студенты. Нет ничего невозможного в исключении студентов из университета. Лишь незначительное количество высших учебных заведений (как государственных, так и частных) принимают всех желающих. Все остальные отбирают студентов исходя из того, живут ли они по соседству, могут ли платить за обучение или исходя из успехов в учебе. Более того, образование имеет очевидное свойство соперничества с точки зрения потребления. Нельзя без дополнительных расходов увеличить число студентов в университете. Чем больше принято студентов, тем больше нужно преподавателей, аудиторий, лабораторий и прочего оборудования. Таким образом, образование соответствует определению общественного блага (если оно вообще ему соответствует) лишь в той степени, в какой оно приносит некую общую пользу, способствуя формированию добропорядочных граждан.

     3.3. Монополия

     Ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги.

     Третьим источником фиаско рынка является недостаточная  конкуренция. Как мы уже видели, рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки.

     Фиаско  рынка, обязанные своим происхождением недостаточной конкуренции, не обязательно  исчерпываются такой экстремальной  ситуацией как монополия. При  известных обстоятельствах конкуренция  между небольшим числом фирм может  также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию. Обстоятельства, при которых конкуренция является достаточной или недостаточной для того, чтобы обеспечить гарантированное эффективное функционирование рынков, являются объектом огромного числа экономических исследований и не меньшего числа противоречий, в чем мы и убедимся в последующих главах.

     3.4. Другие разновидности фиаско рынка

     Многие  экономисты перечисляют другие источники  фиаско рынков в дополнение к тем трем, о которых только что шла речь. Например, такие макроэкономические феномены, как инфляция и циклическая безработица, тоже иногда относятся к разряду фиаско рынка. Справедливо, что экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателей и продавцов отдельных товаров и факторов производства. Однако воздействие инфляции и безработицы, равно как и политика, направленная на то, чтобы держать их под контролем, лежат за пределами рассмотрения курса микроэкономики.

     Согласно  данному нами определению фиаско рынка означает неспособность рынка  обеспечить эффективнее распределение  ограниченных ресурсов.

Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливее распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза