Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать рыночный механизм.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрен основной механизм рынка;
- выявлены его преимущества и недостатки;
- изучены провалы рынка;
Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие рынка……………………………………………………. 5
2. Рыночный механизм и его сущность……………………………. 7
2.1. Преимущества рыночного механизма…………………….. 11
2.2. Недостатки рыночного механизма…………………………. 13
2.3. Современная рыночная экономика…………………………. 18
Проблемы провалов рынка………………………………………. 21
3.1.Внешние эффекты……………………………………………. 21
3.2. Общественные блага………………………………………… 22
3.3. Монополия…………………………………………………… 24
3.4. Другие разновидности фиаско рынка …………………….. 24
Теорема Коуза…………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 30
Список литературы……………………………………………………… 32
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической
теории
«Преимущества и недостатки рыночного механизма.
Внешние
эффекты. Теорема Коуза»
Выполнил(а):
Специальность:
Группа:
Форма обучения:
Год приёма:
Дата регистрации работы _________
Регистрационный
номер_________
Руководитель:
Оглавление
Введение…………………………………………………………
3.1.Внешние эффекты……………………………………………. 21
3.2.
Общественные блага………………………………
3.3.
Монополия……………………………………………………
3.4. Другие разновидности фиаско рынка …………………….. 24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Рыночная
экономика это система
Рыночный механизм, отшлифованный тысячелетним опытом человечества, является той общечеловеческой ценностью, что стоит вне времени и политическими или идеологическими вкусами. Этот механизм не идеален, имеет свои отрицательные стороны, в частности, социальное расслоение, безработица, кризисы, банкротства и тому подобное.
Каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов; в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики; в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы; в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы – стагфляция; в 80-е годы - высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета; в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета; и, наконец, во второй половине 2000-ых – мировой финансовый кризис. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями.
Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Цель курсовой работы - исследовать рыночный механизм.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрен основной механизм рынка;
- выявлены его преимущества и недостатки;
- изучены провалы рынка;
Структурно работа состоит из введения, в котором отражены основные направления курсовой работы:
В п.1 «Понятие рынка» даны основные определения рынка.
В п.2 «Рыночный механизм и его сущность» выявлены преимущества и недостатки рыночного механизма, а также рассмотрена современная рыночная экономика.
В п.3 «Проблемы провалов рынка» изучены пути, приведшие к провалу.
В п.4 «Теорема Коуза» изучена теорема Коуза и приведён пример.
Заключение
содержит основные выводы по исследуемой
проблеме.
1. Понятие рынка
Можно дать несколько определений рынка.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Так,
рынок рассматривают как
Интересно
высказались о рынке
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованы утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
Рынок
существует в совершенно конкретных
социально-экономических
2. Рыночный механизм и его сущность
Рыночный механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и рычагов экономического воздействия на производство, распределение, обмен и потребление в системе товарно-денежных отношений и законов рынка. В нем могут действовать как естественные, так и неестественные монополистические образования, тяготеющие к удержанию высоких цен, мешающие свободному межотраслевому перемещению ресурсов и ограничивающие доступ на рынки. Случаются искажения рыночных процессов под воздействием инфляции, ошибочной экономической политики государства, просчетом самих предпринимателей, из-за неполноты коммерческой информации или по другим причинам. До какого же предела они могут нарастать? Таким пределом является сохранность рыночного механизма. Если, несмотря на все деформации, цены изменяются под воздействием спроса и предложения, движение ресурсов, инвестиций и производство ориентируются на колебания спроса, остаются в неприкосновенности прочие звенья механизма рынка, - он жив, а вместе с ним жива и рыночная экономика в целом. Функционирование рыночной экономики (рыночного механизма) предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему, механизм рынка.
К
числу важнейших элементов
Вторым
элементом рыночного механизма
выступает экономическая
В-третьих, важнейший элемент рыночного механизма - цены. Именно цены, принципы ценообразования являются предметом специального исследования экономической науки. Здесь же лишь заметим, что цены складываются в результате спроса и предложения, отношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.
В-четвертых,
спрос и предложение. Спрос и
предложение являются (как и цены)
важнейшими элементами рыночного механизма,
которые обеспечивают постоянную связь
между производителями и
В-пятых, конкуренция. Она, как элемент рыночного механизма, обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширения масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента и другие.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара.
Предложение показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
Конкуренция.
Рыночная
система создает свободу
Конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза