Преимущества и недостатки рыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать рыночный механизм.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрен основной механизм рынка;
- выявлены его преимущества и недостатки;
- изучены провалы рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Понятие рынка……………………………………………………. 5
2. Рыночный механизм и его сущность……………………………. 7

2.1. Преимущества рыночного механизма…………………….. 11

2.2. Недостатки рыночного механизма…………………………. 13

2.3. Современная рыночная экономика…………………………. 18
Проблемы провалов рынка………………………………………. 21
3.1.Внешние эффекты……………………………………………. 21
3.2. Общественные блага………………………………………… 22
3.3. Монополия…………………………………………………… 24
3.4. Другие разновидности фиаско рынка …………………….. 24
Теорема Коуза…………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 30
Список литературы……………………………………………………… 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

      Существует  шесть видов конкуренции:

    1. Функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
    2. Видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
    3. Предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
    4. Ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка.

      Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

  1. Чистая (совершенная) конкуренция;
  2. Монополистическая конкуренция;
  3. Олигополия;
  4. Чистая монополия.

     Важную  роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

     Но  так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.

     2.1. Преимущества рыночного механизма

     К преимуществам рынка экономисты относят:

     1. Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

     2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько 
потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, 
а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко 
и на корма,    о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей.

     3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

     4. Оптимальное  использование  результатов  НТР.  Стремясь, 
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители 
идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие 
технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

     5. Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении 
различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

     6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

     Чтобы поддерживать конкурентоспособность  своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т.д.  Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

      Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется  ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей.

     В центре рыночного хозяйства стоит  потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна). 
 
 

     2.2. Недостатки рыночного механизма

      Говоря  о достоинствах  рынка, не следует забывать о его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

     1. Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

     Монополизм  порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

     Разрушение  рынков монополиями не сулит экономике  ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

     Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.

     2. Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования, как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

     3. Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.

     4. Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

     5. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

     6. Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

     7. Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка.

      Рыночное  распределение доходов социально  «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования.  Максимальная 
граница обусловлена допустимыми размерами социальных 
выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые 
могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

      8. Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции. Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 веков. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.

      Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

     Инфляция  в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его устранения; инфляционными эффектами милитаризации экономики; монополизацией 
рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.

     Открытая  инфляция проявляется в росте  цен.   Она 
деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные 
инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. 
В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и 
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения 
могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма. Внешние эффекты. Теорема Коуза