Предприятия и конкуренция. Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производств

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.docx

— 162.32 Кб (Скачать)
 

     Принятая  учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних пользователей  финансовой информации, то есть предаваться  гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.

     Основные  положения учетной политики могут  раскрываться в отчетности двумя  способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил. Второй способ целесообразен для  отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление  о правила учета, действующих  в стране. При этом основные положения  учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих  правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует  общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием  этого факта. Если же предприятие  допускает отступление от таких  правил, то они подробно описываются  в пояснениях к отчету вместе с  причинами этих отступлений.

     Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых  вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного  применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. 

     Формирование  учетной политики

     Процедура формирования учетной  политики 

     Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными  стандартами. Если последними не установлены  способы ведения учета тех  или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

     В такой  ситуации возможно использовать три  варианта определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и  критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета  сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При  этом рассматриваются правила, которые  непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается  на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной  политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения  и критерии признания, описанные, в  частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут  быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой  момент) объект либо списать его  в расход. Третий предложенный вариант  ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и  в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.

     Во  всех случаях должно быть выдержано  одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т. е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми  структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный  баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая  разными подразделениями учетная  информация будет несопоставимой и  несводимой. Во-вторых, в отношении  какого-то одного конкретного вопроса  организация должна использовать, как  правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо  и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных  хозяйственных договоров.

     В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную  учетную политику. Вместе с тем  учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом  в процессе согласования выступает  головная (материнская, холдинговая) организация.

     Процесс формирования учетной политики состоит  из следующих последовательных этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
  5. выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
  6. оформление избранной учетной политики.

     Последовательность  этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку  каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет  учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в  построении учетной политики с точки  зрения выявленной на предыдущем этапе  совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются  в основу учетной политики. Четвертый  этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и  выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно  в выборе способов ведения учета  для организации посредством  поверки каждого отобранного  на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

     На  выбор способа ведения учета  влияют факторы (см. схему 1)

Факторы, зависящие от

хозяйствующего  субъекта

Факторы, не зависящие от

хозяйствующего  субъекта

Учетная политика

сфера деятельности

величина организации

Организационные

особенности

технологические

особенности

правовой статус

квалификация персонала

долгосрочность контрактов

характер средств  закрепления

долгосрочность целей

свобода в

ценообразовании

наличие льгот

валютная политика

налоговая политика

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

     Таким образом, при формировании учетной  политики должно соблюдаться важнейшее  условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета  должен осуществляться на единых основах. 

     Документальное  оформление учетной  политики 

     Учетная политика, избранная организацией, подлежит оформлению соответствующей  документацией, основное назначение которой  состоит в том, чтобы зафиксировать  составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности  точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами: во-первых, нормальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет; во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (формального и по существу) ее первого руководителя.

     К числу  документов, оформляющих учетную  политику, в частности, относятся  приказы и распоряжения руководителя организации, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зависит  от внутреннего распорядка организации и характера закрепляемого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области такой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).

     Большое значение для оформления учетной  политики имеют разного рода проектные  материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного  ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организаций, а  также технические аспекты использования  различных элементов учетной  политики.

     Помимо  документов, специально посвященных  учетной политике, важны учредительные  документы (устав, учредительный договор  и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функционирования учредительные документы должны отражать ряд вопросов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие  формулировки:

     - бухгалтерский  учет и отчетность ведутся  в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством  (включение этого положения избавляет  от необходимости подробно описывать  методику и процедуры бухгалтерского  учета);

     - отчетным  годом для ведения бухгалтерского  учета считается период с 1 января по 31 декабря включительно;

     - финансовые  результаты деятельности устанавливаются  по данным годового бухгалтерского  отчета (если собственники согласовали  промежуточные отчетные даты, например  на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они  хотят получать информацию о  финансово-хозяйственной деятельности  организации, состоянии ее имущества  и счета прибылей и убытков,  то учредительные документы должны  фиксировать такие даты);

     - бухгалтерский  отчет организации за год рассматривается  и утверждается общим собранием  акционеров (в акционерных обществах)  или собранием участников (в обществах  с ограниченной ответственностью  и др.);

     - перед  представлением общему собранию  акционеров годовой бухгалтерский  отчет должен быть проверен  и подтвержден назначенным последним  независимым аудитором.

     Очевидно, что различные составляющие учетной  политики оформляются документами  разного уровня. Методические, организационные  и отдельные технические способы  ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и  распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодательству именно на нем лежит вся полнота  ответственности за организацию  бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного  его ведения. Большая же часть  технических способов ведения учета  может регламентироваться инструкциями и правилами, устанавливаемыми главным  бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета  в организации.

     Способы ведения учета, избранные организацией, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания  документа, оформляющего решение о принятии учетной политики (в отдельных случаях документ может определять иную дату начала применения того или иного способа).

     Впервые созданная организация должна стремиться оформить свою учетную политику в  кратчайшие сроки. Однако очевидно, что  в начале деятельности при не укомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому на ее оформление предоставляется  определенный период времени. Для организаций, обязанных публиковать свою отчетность, крайним сроком для оформления учетной  политики является дата, установленная для первой публикации (так как публикуемая отчетность должна раскрывать уже утвержденную учетную политику). В любом случае оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица (даты государственной регистрации). При этом подразумевается, что с данного момента применяются и избранные организацией учетные приемы и способы ведения учета.

     Однажды введенный способ ведения учета  используется без изменения в  течение неограниченно долгого  периода, во всяком случае до тех пор, пока руководитель не издаст распорядительный документ о переходе на иной способ. Если отсутствует документальное доказательство обратного, то считается, что в силе остается предыдущий распорядительный документ.

     Таким образом, учетная политика формируется  путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых  общепризнанными стандартами. В  разработке учетной политики организации  должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том  числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной  комиссии. В силу важности последствий  принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних  пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных  заинтересованных органов и лиц.

 

      

     Список  литературы 

1. Налоговый  кодекс РФ (часть вторая) от 05. 08.2000 №117-ФЗ принят ГД ФС 19.07.2000 (редактирован  от 06.12.2005).

2. Е.Л. Веденина. Налоговая учетная политика 2005-2006. /Помощник бухгалтера. № 2 2006г.

Информация о работе Предприятия и конкуренция. Конкурентоспособность продукции