Предприятия и конкуренция. Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производств

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.docx

— 162.32 Кб (Скачать)

     Остаточная  стоимость определяется как разность между  восстановительной  стоимостью и суммой начисленной амортизации. 

     Если  при внедрении новой техники  в действующее производство (автоматических линий, новых систем оборудования и.др.) используется часть действующего оборудования, а другая часть передаётся для  эффективного использования на другие предприятия, то при расчёте эффективности  сопоставляются основные фонды после  внедрения новой техники (включая  используемые фонды действующего производства) и основные фонды действующего производства до внедрения новой техники (при  сопоставимом объёме производства). 

     34. Экономическая  эффективность капитальных вложений  на поддержание мощностей действующих  предприятий по отраслям (подотраслям)  производства определяется путём  прямого сравнения эффективности  капитальных вложений на эти  цели с эффективностью действующего  производства и эффективностью  капитальных вложений на строительство  новых предприятий. 

     35. Выбор  проектных решений и вариантов  капитальных вложений по предприятиям  и учреждениям непроизводственной  сферы, функционирующим на основе  хозяйственного расчёта (городской  транспорт, туристические учреждения  и т. п.), производится на основе  тех же принципов, что и по  производственным предприятиям. 

     Выбор вариантов проектных решений  по объектам непроизводственной сферы, которые содержатся за счёт общественных фондов потребления (здравоохранение, просвещение и др.), производится путём сравнения капитальных  вложений на их строительство и эксплуатационных (текущих) расходов по их содержанию. При этом должна быть обеспечена сопоставимость вариантов по уровню обслуживания и другим нормам проектирования соответствующих объектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос  № 69

     Учет  и отчетность. Учетная  политика и основные документы предприятия. 

     Понятие учетной политики

     С 1 января 1999г. вступило в силу новое  Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г. № 60н .

     Широкое применение термина «Учетная политика»  началось после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина  РФ от 28 июля 1994г. № 100. Со вступлением  в силу нового Положения ПБУ 1/94 утратили силу.

     За  истекший период учетная политика превратилась из непонятной для многих категорий  в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования её деятельности, снижения налогового бремени. На учетную политику ссылаются  налогоплательщики, её положения принимаются  арбитражными судами в качестве доказательств  при разрешении налоговых споров. В ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной  политике более весомы, нежели письма и разъяснения Минфина РФ, МНС  России, территориальных налоговых  инспекций.

     Согласно  Положению, под учетной политикой  организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета относятся  способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, способы  применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие приемы.

     В соответствии с пунктом 5 ПБУ 1/98 ответственность  за формирование учетной политики в  организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации, аналогично оформляются и изменения  в учетной политике, а также  изменения в ней. Если при составлении  финансовой отчетности предприятие  строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничится  указанием этого факта.

     Общее положение, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную  политику. При её формировании рассматриваются  только те вопросы, решение которых  в соответствии с нормативными документами  может отличаться от принятых в других организациях.

     Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета  из нескольких допускаемых общепринятыми  стандартами.

     На  выбор варианта учета влияют следующие  факторы:

  1. правовой и организационно – экономический статус предприятия – форма собственности (частное, государственное), организационно – правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, арендное предприятие и др.), отрасль и вид деятельности (промышленность, строительство, транспорт, наука и научное обслуживание, торговля и т.д.);
  2. текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок и др.);
  3. особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);
  4. кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задач и проблем, способность их разрешать);
  5. хозяйственная ситуация – разновидность инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

     Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим  образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах  деятельности организации. 

     Основные  допущения и требования, определяющие учетную  политику 

     Под допущениями понимаются условия  деятельности организации, которые  должны обязательно ею исполняться  на весь период действия учетной политики.

     Допущения и требования предусмотрены ПБУ 1/98:

     а) допущения  имущественной обособленности предприятий, т.е. в балансе организации отражаются имущество и обязательства, ей принадлежащие. Имущество и обязательства собственников  организации (учредителей) и других предприятий учитываются обособлено;

     б) допущение  непрерывности деятельности организации  свидетельствует о том, что организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или существенного  сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

     в) допущение  последовательности применения учетной  политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому;

     г) допущение  временной определенности фактов хозяйственной  деятельности. Факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

     Основное  назначение и главная задача принимаемой  предприятием учетной политики –  максимально отразить деятельность предприятия, сформировать полную, объективную  и достоверную информацию о ней  с целью эффективного регулирования  в интересах дела.

     Отсюда  основные требования к учетной политике:

      - полнота  – отражение в бухгалтерском  учете всех факторов хозяйственной  деятельности;

     - осмотрительность  – обеспечение большей готовности  к потерям, чем возможных доходов  (не допуская создание скрытых  резервов);

     - приоритет  содержания перед формой - отражение  в бухгалтерском учете фактов  хозяйственной деятельности, исходя  не только из правовой нормы,  но и из их экономического  содержания и условий хозяйствования;

     - непротиворечивость  – тождество данных аналитического  и синтетического учета на  первое число каждого месяца, а также показателям бухгалтерской  отчетности;

     - рациональность  – рациональное и экономное  ведение бухгалтерского учета  исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины предприятия;

     - своевременность  – отражение фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности  своевременно. 

  Структура и элементы  учетной политики  организации 

     Структуру и элементы учетной политики организация  выбирает самостоятельно. Обязательным условием при составлении учетной  политики является необходимость составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Оформить эти политики можно как  двумя отдельными Приказами, так  и одним общим. Но в любом случае при формировании данных документов необходимо по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно упростит работу бухгалтерии. 

     Учетная политика для целей  бухгалтерского учета 

     Учетная политика организации для целей  бухгалтерского учета обычно состоит  из 2 разделов:

     - организационно  – технический;

     - методологический.

     Организационно  – технический раздел.

     Данный  раздел учетной политики может включать в себя решение следующих вопросов:

  1. Организация бухгалтерского учета. Предприятие самостоятельно определяет организационные формы построения бухгалтерии. К приказу об учетной политике в качестве приложения приводятся: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером – специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
  2. План счетов бухгалтерского учета. На основе утвержденного Министерством Финансов Российской Федерации Плана счетов бухгалтерского учета разрабатывается собственный рабочий план, в котором предусматриваются счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. Субсчета. предусмотренные планом счетов, могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводится только по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации, основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.д.
  3. Формы первичных учетных документов. Согласно Федеральному закону « О бухгалтерском учете», первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Приказом по учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы.
  4. График документооборота. Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, и должности лиц, имеющих право и подписи первичных учетных документов.
  5. Формы бухгалтерского чета и технология обработки учетной информации. Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объемы обрабатываемой информации, наличие средств автоматизации учета.
  6. Инвентаризация имущества и обязательств. Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводится ежемесячно, а инвентаризация основных средств – один раз в три года. Организации следует решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах.
  7. Внутренняя отчетность. Предприятие решает, как построить внутренний учет, какая внутренняя отчетность необходима для управления. Необходимо определить состав и формы внутренней отчетности, периодичность её составления и представления, лиц, ответственных за её составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.
  8. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Это могут быть:

     - разработанная  организацией номенклатура дел,  формируемых в бухгалтерской  службе, с указанием сроков их  хранения;

     - сроки  и порядок выдачи наличных  денежных средств под отчет  сотрудникам, оформления отчетов  по их использованию

     - порядок  использования ККМ или бланков  строгой отчетности в случаи  ведения денежных расчетов с  населением за наличный расчет (Закон РФ от 18 июня 1993г. № 5215 – 1 «Применении контрольно –  кассовых машин при осуществлении  денежных расчетов с населением»,  постановление Правительства РФ  от 7 августа 1998г. № 904 и т.д.).

     - выписки  из положений, регламентирующих  формы и системы оплаты труда  в организации, работу с персоналом (в части, имеющей отношение  к начислению заработной платы,  компенсаций работникам и иным  вопросам ведения бухгалтерского  учета) и т.д.

     Методологический  раздел.

     Методический  аспект учетной политики предполагает выбор альтернативных вариантов  элементов учетной политики с  учетом требований нормативных документов.

     Формируя  учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решения  пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания которых пользователями бухгалтерской  отчетности невозможна достоверная  оценка имущественного и финансового  состояния, денежного оборота или  результатов деятельности предприятия. К ним относятся способы, указанные  в таблице 1. 

     Способы ведения бухгалтерского учета

     Таблица 1.

Учет  основных средств
Элементы  учетной политики Допустимые  варианты бухгалтерского учета Основания
Установление  лимита для списания основных средств  на затраты по мере отпуска в производство - лимит 10 000рублей,

- иной лимит, установленный  в учетной политике исходя  из технологических особенностей.

п. 18 ПБУ 6/01
Квалификация  приобретенных книг, брошюр и т.п. изданий - списывать  в расходы на производство (продажу),

- признавать в  качестве объектов основных средств

п. 18 ПБУ 6/01
Переоценка  основных средств - может не  производиться,

- производится методом  индексации или методом прямого  пересчета по рыночным ценам.

п. 15 ПБУ 6/01, пп. 41-46 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету  основных средств
Способ  начисления амортизации по основным средствам - линейный  способ,

- способ уменьшаемого  остатка,

- способ списания  стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования,

- способ списания  стоимости пропорционально объему  продукции (работ)

п. 18 ПБУ 6/01
Порядок учета и финансирования расходов на ремонт основных средств - фактические  затраты на ремонт списываются  на расходы текущего периода, 

- неравномерно производимые  то предварительно накапливаются  в составе расходов будущих  периодов с последующим равномерным  списанием на затраты,

- списываются за  счет ранее созданного резерва  на ремонт основных средств

пп. 67 и 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств
Пообъектный учет основных средств - с использованием  инвентарных карточек,

- в инвентарной  книге.

п. 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств
Учет  нематериальных активов
Способ  начисления амортизации по нематериальным активам - линейный,

- уменьшаемого остатка,

- списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ) 

п. 15 ПБУ 14/2000
Способ  погашения стоимости нематериальных активов - накопления  сумм амортизации на отдельном  счете (05),

- уменьшения первоначальной  стоимости объекта

п. 21 ПБУ 14/2000
Порядок списания расходов по НИОКР, давшим положительный  результат - линейным  способом ,

- пропорционально  объему продукции (работ, услуг)

п. 11 ПБУ 17/02
  Учет материально-производственных  запасов
Оценка  приобретаемых материалов - на счете  10 по фактической себестоимости  (без применения счетов 15 и 16),

- по учетной цене  на счете 10 с применением счетов 15 и 16

Инструкции к  Плану счетов, п. 85 Методических указаний по материально-производственным запасам
Определение учетной цены материально-производственных запасов - плановая  себестоимость (планово-расчетные  цены),

- договорные цены,

- фактическая себестоимость  материалов по данным предыдущего  месяца или отчетного периода  (квартала, года),

- средняя цена  группы.

п. 80 и 166 Методических указаний по материально-производственным запасам
Методы  выявления отклонений от норм расхода  материалов - методом  документирования отклонений,

- методом учета  партионного раскроя материалов,

- инвентарным методом

п. 102 Методических указаний по материально-производственным запасам
Порядок списания отклонений и ТЗР - методом  среднего процента,

- упрощенным методом.

п. 87 и 88 Методических указаний по материально-производственным запасам
Способ  оценки материально-производственных затрат при отпуске в производство и ином выбытии - по себестоимости  каждой единицы,

- по средней себестоимости,

- по способу ФИФО,

- по способу ЛИФО

п. 16 ПБУ 5/01, п. 78 Методических указаний по материально-производственным запасам
Исчисление  себестоимости единицы запаса при  списании (отпуске) материалов по себестоимости  каждой единицы - включая  все расходы, связанные с приобретением  запаса,

- только стоимость  запаса по договорной цене (упрощенный  вариант)

п. 74 Методических указаний по материально-производственным запасам
Создание  резерва под снижение стоимости  материально-производственных затрат - индивидуальный  метод,

- групповой метод.

п. 20 Методических указаний по материально-производственным запасам
Оценка  приобретаемой тары - по учетной  цене,

- по фактической  себестоимости.

п. 166 Методических указаний по материально-производственным запасам
Учет  выпуска продукции, работ, услуг - с использованием  счета 40 «Выпуск продукции (работ,  услуг)»,

- без использования  счета 40

План счетов
Оценка  готовой продукции - по фактической  производственной себестоимости,

- по нормативной  производственной себестоимости,

- по договорным  ценам,

- по другим видам  цен

п. 204-207 Методических указаний по материально-производственным запасам
Оценка  отгруженной продукции (сданных  работ, услуг) -фактической  производственной себестоимости,

-по нормативной  производственной себестоимости. 

п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета
Оценка  приобретенных товаров в розничной  торговле - по продажной  стоимости с отдельным учетом  наценок (скидок) на счете 42 «Торговая  наценка»,

- по покупным ценам,

- по фактической  себестоимости приобретения (без  применения счета 42)

п. 13 ПБУ 5/01
Способ  учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимой до момента их передачи в продажу - включать в первоначальную  стоимость товаров (счет 41),

- включать в состав  расходов на продажу (счет 44)

 
Учет  товаров в неторговых организациях - сортовой;

- партионный.

 
Учет  затрат
Формирование  расходов по обычным видам деятельности - на счетах 20-29;

- на счетах 20-39.

 
Оценка  незавершенного производства при массовом и серийном производстве. - по фактической  производственной себестоимости,

- по нормативной  (плановой) производственной себестоимости,

- по прямым статьям  затрат,

- по статьям сырья,  материалов и полуфабрикатов

 
Способ  признания коммерческих расходов (счет 44). - распределяются  между проданной и непроданной  продукцией, работами, услугами,

- полностью включаются  в себестоимость продукции, работ  и услуг, реализованных в отчетном  периоде

 
Способ  признания управленческих расходов (счет 26) - списание в дебет  счета 20,

- списываются полностью  в дебет счета 90

 
Способ (база) распределение косвенных расходов между объектами калькулирования. - зарплата основных  производственных рабочих,

- прямые материальные  затраты,

- сумма прямых  затрат,

- выручка от реализации  продукции, работ, услуг

 
Способ  списания расходов будущих периодов. - равномерно,

- пропорционально  объему продукции и др.

 
Перечень  создаваемых резервов - не создаются,

- создаются.

 
Учет  финансовых вложений
Признание иных затрат по приобретению, помимо контрактной  цены (в случае несущественности сумм) - в составе фактической  цены,

- в составе операционных  расходов.

 
Оценка  не котируемых финансовых вложений при  их выбытии. - по первоначальной  стоимости каждой единицы,

- по средней первоначальной стоимости,

- по способу ФИФО

 
Периодичность определения текущей рыночной цены по котируемым вложениям - ежемесячно,

- ежеквартально.

 
Не  котируемые долговые ценные бумаги. - не переоцениваются,

- разница между  первоначальной и номинальной  их стоимостью в течение срока  их обращения равномерно включается  в состав операционных доходов  или расходов

 
Учет  доходов
Признание доходов. - по методу начисления,

- по кассовому  методу (только у субъектов малого  предпринимательства)

 
Определение дохода по работам долгосрочного  характера. - по завершении  всех этапов работ,

- по мере готовности  работы, услуги, продукции, сдачи  заказчику каждого этапа работ

 
Признание доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами. - от сдачи имущества  в аренду,

- лицензионных платежей  и роялти,

- от участия в  уставных капиталах

 
Учет  кредитов и займов
Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную - не производится,

- производится.

 
Отражение процентов дисконта по выданным векселям, облигациям и иным выданным заемным  обязательствам. - в составе операционных  расходов,

- в составе расходов  будущих периодов с последующим  равномерным включением в состав  операционных расходов.

 

Информация о работе Предприятия и конкуренция. Конкурентоспособность продукции