Автор: p************@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение предприятия как субъекта экономической деятельности, значение и роль в функционировании национальной экономики всех предприятий в целом. Ведь от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Предприниматель центральная фигура экономического процесса……….......... 5
1.1 Предпринимательские способности как фактор производства………………… 5
1.2 Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………………………....... 8
2 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм……………………………………………………………………..
16
2.1 Основные цели предприятия……………………………………………………… 16
2.2 Организационно-правовые формы предприятий. Преимущества и недостатки основных типов предприятий…………………………………………………….
19
2.3 Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………………………………
22
3 Особенности развития предпринимательства на Украине……………………… 26
3.1 Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины 26
3.2 Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства……………………………………………………………....
29
3.3 Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике……………………………………………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………............ 34
Список использованных источников……………………………………….......... 36
Приложение………………………………………………………………………... 37
3.2
Трудности и противоречия
Реформы последних лет открыли возможность легально заниматься частным бизнесом, получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Приход в малый бизнес стал более массовым, и предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, которые характерны для всех стран мира, но в украинском варианте приобрели гипертрофированный характер. Набор этих трудностей известен: в прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует список примерно из двух десятков причин, препятствующих развитию бизнеса, в том числе малого, в Украине или затрудняющих его.
Согласно Хозяйственному Кодексу Украины на Украине могут функционировать следующие виды и организационные формы предприятий:
В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия таких видов:
В Украине могут действовать также другие виды предприятий, предусмотренные законом.
В случае если в уставном фонде предприятия иностранная инвестиция составляет не менее чем десять процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием.
В зависимости от способа образования (учреждение) и формирование уставного фонда в Украине действуют предприятия унитарные и корпоративные.
Унитарное предприятие создается одним основателем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует соответственно закону уставный фонд, не разделенный на частицы (паю), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются предприятия государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности основателя.
Корпоративное предприятие получается, как правило, двумя или больше основателями за их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской или трудовой деятельности основателей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через органы, которые ими создаются, участия основателей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, которые создаются в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или больше лиц.
Особенности правового статуса унитарных и корпоративных предприятий устанавливаются Хозяйственным Кодексом Украины, другими законодательными актами.
Предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год могут быть отнесены к малым предприятиям, средним или большим предприятиям.
Маленькими (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной пятистам тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.
Большими предприятиями признаются предприятия, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает тысячу лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму, эквивалентную пяти миллионам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.
Все другие предприятия признаются средними.
В случаях существования зависимости от другого предприятия, предусмотренных статьей 126 Хозяйственного Кодекса Украины, предприятие признается дочерним.
Для предприятий определенного вида и организационных форм законами могут устанавливаться особенности хозяйствования.
В типичный перечь трудностей по созданию предприятия входят такие причины, как несовершенство законодательства и часто меняющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в отношении конкуренции с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а таким образом и препятствия со стороны государства ( его органов); неразвитость инфраструктуры (банковской и коммуникационной систем обеспечения); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей. К этому можно добавить также экономическую депрессию, инфляцию и отсутствие до недавнего времени твердой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, являясь неизбежным сопровождением переходного периода.
Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие.
Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают из списка проблем не последнее место. Многие желающие начать бизнес уже располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в органах регистрации, у консультантов - индивидуалов или в специализированных формах образцы документов и необходимые советы. Тем не менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий, действующая в Украине процедура регистрации предпринимателей все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.
Другой
проблемой предпринимателя
Необходимо выделить проблемы доступа к помещениям и оборудованию, дефицит информации и недостатка квалифицированного персонала. Этот набор проблем типичен для всей Украины.
Действующие бизнесмены отмечают такие проблемы, как трудности с реализацией продукции и доступе к сырью и материалам. Очень часто имеющееся сырье не отвечает двум факторам, а именно ценовому и качественному. Предприниматели выделяют еще две проблемы, которые, по их мнению, имеют сугубо местное происхождение. Это отношение с налоговой администрацией и чиновниками. Они отмечают некомпетентность служащих многих уровней, порождающую необоснованные претензии, а также неправильное понимание сущности того, каким должен быть характер взаимоотношений с предпринимателями. Из-за этого они вступают в конфликты.
Немаловажной
проблемой является недостаточная
собственная подготовленность к бизнесу.
Это и понятно: ведь сфера подготовки предпринимательства
находиться на Украины в зародышевом состоянии.
Бизнесмены жалуются на трудности получения
информации и отсутствие литературы по
бизнесу.
3.3
Направления оздоровления
Анализ сложившейся ситуации в предпринимательстве и выявлении основных причин, тормозящих развитие предпринимательской деятельности, позволяют сформулировать ряд основных направлений оздоровления этого сектора экономики.
Прежде всего, фундаментом для осуществления эффективного контроля над предприятиями, является построение определенной системы права собственности, предполагающей полную ответственность имуществом за взятые обязательства. Права и обязанности, вытекающие из собственности, должны иметь силу для всех без исключения участников экономической жизни общества (государства, потребителей, производителей). Чтобы не только формально, но и на практике утвердить права собственности, создать основу для рыночных отношений необходимо претворить в жизнь следующие принципы.
Во-первых, необходим механизм выведения предприятий из экономического процесса. Т.е. необходима отлаженная процедура банкротства отдельных предприятий.
Во-вторых, необходимо создать такие рыночные условия, которые будут стимулировать создание новых предпринимательских структур. В процветающей рыночной экономике создание и приумножение имущества частных предприятий благодаря основанию новых фирм составляет движущую силу структурных преобразований и динамики экономического роста. После ликвидации двух главных препятствий на пути основания новых фирм и предприятий - регистрации и сложной системы налогообложения необходима публичная поддержка правительством новых предпринимательских структур. В данном случае речь идет о ликвидации препятствий со стороны чиновников на местах.
В-третьих, оздоровлению предпринимательства будет способствовать отмена государственных льгот (дотаций и субсидий) для отдельных отраслей, так как это превосходит финансовые возможности государства, усиливает возможности для коррупции, создает неравные условия для конкуренции, препятствует возникновению и функционированию рынков в целом. В этой связи необходимо произвести инвентаризацию выданных ранее субсидий и дотаций, сократить число институтов, распределяющих финансовые средства, отменить налоговые льготы для отдельных секторов экономики.
В-четвертых, к числу первоочередных задач относится увеличение прозрачности в деятельности государства. В частности сделан шаг к прогрессу в области совершенствования бухгалтерского учета на украинских предприятиях. Осуществлен перевод к новым стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Но кроме этого необходимы такие мероприятия:
· Годовой коммерческий отчет, счет прибылей и убытков должны предоставлять и государственные предприятия;
· Проверять имеет ли руководство предприятия долевое участие в капитале фирм, которые связаны с данным предприятием деловыми отношениями;
· Укреплять права Счетной палаты, Антимонопольного комитета;
Способствует
оздоровлению предпринимательской
деятельности также ускорение процессов
приватизации крупных предприятий
и предприятий «
Первоочередной задачей государства в процессе реформирования предприятий состоит в том, чтобы наряду с создание правовых предпосылок усилить функциональные возможности тех институций, которые должны гарантировать дееспособность рынка. В первую очередь антимонопольный комитет, агентство по банкротству, Счетная палата и Фонд государственного имущества. Эти институты должны заботиться о том, чтобы независимо от правовой формы предприятия и фирмы работали в равных условиях, чтобы деятельность государства и рынка приобрели прозрачность, чтобы возможным стал общий контроль над этой деятельностью. Только если все это будет обеспечено, у населения появиться доверие к рыночным механизмам и благодаря этому - к политике реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная экономика Украины, базируясь на многообразии форм собственности, предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм. Организационно-правовая форма предприятия определяется рядом признаков: порядком формирования и минимальной величиной уставного капитала, ответственностью по обязательствам предприятия, перечнем и правами учредителей и участников и др.
Среди множества заданий, которые надлежит решить Украине при выходе с экономического кризиса, центральное место занимают стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания эффективности экономики нашей страны заключаются в ее переходе к новому состоянию демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран мира. Но переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем представлялось. Новосформированный и еще незрелый аппарат (законодательный и исполнительный) государственной власти не сумел своевременно сформировать политическую и экономическую модели формирования нового демократического общества, механизм перехода к рыночным отношениям.