Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы

Автор: p************@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение предприятия как субъекта экономической деятельности, значение и роль в функционировании национальной экономики всех предприятий в целом. Ведь от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Предприниматель центральная фигура экономического процесса……….......... 5
1.1 Предпринимательские способности как фактор производства………………… 5
1.2 Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………………………....... 8
2 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм……………………………………………………………………..
16
2.1 Основные цели предприятия……………………………………………………… 16
2.2 Организационно-правовые формы предприятий. Преимущества и недостатки основных типов предприятий…………………………………………………….
19
2.3 Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………………………………
22
3 Особенности развития предпринимательства на Украине……………………… 26
3.1 Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины 26
3.2 Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства……………………………………………………………....
29
3.3 Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике……………………………………………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………............ 34
Список использованных источников……………………………………….......... 36
Приложение………………………………………………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

    • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

    • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

   Каковы  же функции государства  как ускорителя предпринимательского процесса?

   Во-первых, государство берет  на себя образовательные  функции, т.е. функции  по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских  кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

    а) общеэкономической  теории;

   б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

   в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские  расчеты применительно к любой  планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть  движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

   Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении  только что вступивших или вступающих в  сферу деловой  активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

   В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

   Наемный работник как реализатор идей предпринимателя  также относится к группе субъектов  предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и  качество реализации предпринимательской  идеи.

   Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

   В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

   Прежде  всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

    • подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);

    • привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах , для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных .

   Другой  проблемой выступает необходимость  вовлечения наемного работника в  интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

    • вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;

    • вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

   Первая  форма свойственна европейской  системе организации труда, когда  каждый наемный работник точно знает  свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

   Вторая  форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда  каждый наемный работник заинтересован  не только в должном исполнении своих  производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.

   Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие :

  • Твердая гарантированная заработная плата.
  • Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией,
  • Сдельная заработная плата.
  • С использованием коэффициента эффективности.
  • Сдельно-премиальная заработная плата.
  • Тарифная заработная плата.
  • Почасовая заработная плата.

   Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное - выполнить надлежащим образом свои обязанности а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

   Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать  такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в  своих личных результатах, так и  в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством - установлением приемлемого уровня заработной платы.

   В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение - и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

   Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

   Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи  можно классифицировать следующим  образом.

   1. Долговременные (или постоянные).

   2. Кратковременные (или на определенный срок).

   3. Случайные.

   Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель  рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы  взаимоотношений  с которым зависит  уровень эффективности  его деятельности. 
 
 
 

2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ 

  2.1 Основные цели предприятия 

  Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает  форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

  Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

  Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью фирмы любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

  - увеличение объема продаж;

  - достижение более высоких темпов роста;

  - увеличение доли рынка;

  - увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

  - увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

  - увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

  - изменение структуры капитала.

  Характер  целевых установок предприятия  определяется состоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится  его деятельность, а также стадией  цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации  первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

  Создание  ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.

  Основной  рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия  - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта); либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис.1 ).

 
 

 

 

     Рисунок 1. Формирование конкурентного преимущества предприятия. 

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

  После того как конкурентная рыночная стратегия  определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

Информация о работе Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы