Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы

Автор: p************@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение предприятия как субъекта экономической деятельности, значение и роль в функционировании национальной экономики всех предприятий в целом. Ведь от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Предприниматель центральная фигура экономического процесса……….......... 5
1.1 Предпринимательские способности как фактор производства………………… 5
1.2 Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………………………....... 8
2 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм……………………………………………………………………..
16
2.1 Основные цели предприятия……………………………………………………… 16
2.2 Организационно-правовые формы предприятий. Преимущества и недостатки основных типов предприятий…………………………………………………….
19
2.3 Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………………………………
22
3 Особенности развития предпринимательства на Украине……………………… 26
3.1 Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины 26
3.2 Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства……………………………………………………………....
29
3.3 Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике……………………………………………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………............ 34
Список использованных источников……………………………………….......... 36
Приложение………………………………………………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

      Тесно связанный с предыдущим принцип  – мотивационная направленность. На Украине, как нигде, нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций в сферу не просто малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство. Ясно, что господдержка должна носить селективно - стимулирующий характер.

      Следующий принцип – обусловленной гарантированности  и ответственности. Поддержка должна осуществляться на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах  между государством и субъектами малого предпринимательства с взаимной ответственностью договаривающихся сторон. Государство и предприниматель обязаны выполнять определенный обязательства.

      Очередной принцип - учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых  предпринимателей. Владельцы малых  предприятий перестают быть предпринимателями, коль скоро прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью и получать предпринимательский доход; предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентное воспроизводство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов для государственной поддержки.

      Таким образом, необходим системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства. Формируя этот механизм и определяя направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, следует комплексно учитывать все охарактеризованные выше принципы.

    К элементам системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства относятся: правовое обеспечение, финансовая поддержка, информационное обеспечение, технико-технологическая поддержка, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и работников, содействие внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

    Говоря  о микроэкономическом аспекте предпринимательства, следует выделить концепцию внутри корпоративных отношений крупного предпринимательства как органической части его организационно-хозяйственного механизма. Сложность этой концепции состоит в том, что для разработки единого подхода в этом вопросе требуется анализ и обобщение опыта развития новых форм организации внутрихозяйственных отношений, но отечественная практика этого дать не может. Поэтому в этой проблеме надо ориентироваться на зарубежный опыт. Последний исходит из того, что корпорация – это сложная целостная хозяйственная система со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается путем налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений. Принципы организации внутри корпоративных отношений многочисленны, однако основными являются следующие:

    · задействование в отношениях структурных подразделений корпорации предпринимательских начал;

    · направленность этих отношений на инновационный тип воспроизводства.

    Первый  из указанных принципов представляет собой требование того, что каждое подразделение корпорации превращалось в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились  соучастниками предпринимательской деятельности. Реализация этого принципа предполагает наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов (придание им большей экономической свободы), создание внутри корпоративных рыночно -инфраструктурных формирований ( маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных центров), должны развиваться специфические внутренние формы предпринимательства (дочерние акционерные общества).

    Реализация  второго принципа, а именно направленность корпорации на инновационное производство, во многом зависит от внешней для корпорации среды: общего уровня научно-технического и технологического процесса, состояния и тенденций рынка, экономической политики государства. И все же главными в этом плане являются внутри корпоративные факторы: технико-технологический, финансовый и кадровый потенциал фирмы, способность его акционеров, менеджеров, специалистов и персонала разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии.

    Из  описания некоторых из принципов  организации внутри корпоративных отношений предпринимательского типа следует, что эти принципы реализуются в определенной организационной структуре, которая является неотъемлемым элементом механизма внутри корпоративного хозяйствования. При разработке таких структур следует учитывать схемы, эффективно применяемые в лучших корпорациях США, Японии и Западной Европы. Принимая во внимание мировой и отечественный опыт развития внутри корпоративных отношений можно предложить некую абстрактную схему организационной структуры корпорации с предпринимательской «окраской» внутрифирменных отношений.

    Важнейшим элементом рассматриваемого вопроса  служит система управления. После  перестройки предприятий на новый  лад, отечественный крупный бизнес сохранил жесткую централизацию  управления, при которой низшие звенья обладают недостаточной самостоятельностью. Это является тормозом для  развития предпринимательства в корпорациях. В этой связи необходим переход от административной к органически-клеточной системе управления, реализующей потенциал каждого подразделения и работника в частности. Целесообразен переход от линейных  и линейно-функциональных принципов управления к матричным управленческим системам, характерным для западных корпораций, звенья которых обладают большей самостоятельностью.

    Таким образом, становление действенного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства в крупных корпорациях параллельно с формированием широкой сети эффективно регулируемого государством малого предпринимательства – важнейший фактор предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования и залог вывода украинской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.  

    3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ 

    3.1 Этапы  развития предпринимательства на  территории современной Украины 

      Предпринимательские отношения заложены в украинском народе генетически. На протяжении всего  процесса развития всех сторон общественной жизни степень развития предпринимательства, экономическая свобода и другие факторы, стимулирующие возрастание инициативности субъектов экономики играли важную роль. И на сегодняшний день формирование эффективной, конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики составляет стратегический курс государственной политики. Начиная раздел, посвященный предпринимательству на Украине, представляется необходимым выделить этапы развития, основные направления  и проблематику, связанные с предпринимательством, а именно с малым бизнесом.

      Особое  значение малого и среднего бизнеса  выявляется во время переходного  к рыночной экономике периода, заключающееся в стимулировании структурной перестройки экономики и обеспечении стабильности общества и гарантий на пути к организованному рынку. В условиях формирования ориентированного рынка, ускорения институциональных преобразований в экономике Украине проблема становления рыночных механизмов предпринимательства является приоритетной.

    Процесс развития малого предпринимательства  на Украине имеет свои исторические корни и на стадии перехода к рынку  имеет продолжение. Для всестороннего утверждения принципов предпринимательства необходимо использовать отечественный опыт, достаточной богатый и обширный.

    Предпринимательство в Украине родилось еще во времена  Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции,  на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой и Европой.

    В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на украинскую территорию и начинает внедряться во внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем  и производстве.  Годы правления Петра ( конец 17-18вв) можно назвать периодом становления предпринимательства. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.

    Переломным  моментом в становлении предпринимательства  считаемся начало 19 века. Александр  I издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей.

    Мощным  стимулом в развитии предпринимательства  стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность  более свободно заниматься предпринимательской  деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие – промышленный переворот. К 1808г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности и привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. В 90-е годы 19 века сложилась достаточно мощная  индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С.Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В Россию усилился приток иностранного капитала.

    В начале 20-го века в России создаться  картели, синдикаты, тресты.  В первом десятилетии 20-го века предпринимательство  в России становиться массовым явлением, а к 1914г. ступает в стадию устойчивого  развития. Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».

    В годы НЭПа свободное предпринимательство  стало возрождаться. В дальнейшем, с 1929г., свободное предпринимательство  было свернуто и объявлено  нелигитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже 2-ой половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство, уже в рамках суверенной пост тоталитарной Украины, зарождается вновь.

    Реальный  сектор малого бизнеса начал формироваться  с 1986 по 1988г., после принятия постановления, а затем и Закона  «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства, в то время, когда крупные предприятия находились в руках государства. Ряд аспектов деятельности малого предпринимательства был определен Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. « О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».

    В дальнейшем в ходе приватизации и  предприятия, принадлежавшие ранее  государству переходят в частную и частноколлективную собственность и на сегодняшний день можно говорить   о сложившейся предпринимательской структуре в отечественной экономике, регламентируемой рядом нормативных актов, таких как Закон Украины « О собственности», «О предпринимательстве» , « О предприятиях» , «О хозяйственных обществах» и других.  

    Анализ  состояния малого предпринимательства, осуществленный по данным официальных  отчетов, свидетельствует, что сегодня  в этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. человек, около 4,7 тыс. совместных предприятий с  прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. человек, 35,5 тыс. фермерских хозяйств  с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В целом в малых предприятия занято свыше 2,1 млн. человек, а доля производства малых предприятий в ВВП составляет коло 7%.

    Рыночные  трансформационные процесс в  экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1991г. доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 % до 2 %. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 70 %, а частной – осталась на уровне 32 %.

    По  отраслевым признакам малые предприятия  преимущественно сосредоточены  в торговле, общественном питании  – 51 % (промышленность – 15%, строительство  – 10, бытовое обслуживание – 5, прочие отрасли – 19 %). В 1998г.  предприятиями  малого бизнеса всех форм собственности произведено продукции на 12,5 млрд. грн.

    Унаследованная  от СССР экономика Украины все  еще остается высокомонополизированной. В ее структуре предпринимательство  занимает незначительное место. Для  реализации политики рыночной трансформации экономики Украины необходимо образовать 500 тыс. малых и средних предприятий. В действительности мы имеем показатель, значительно меньше этого. Весь возможный потенциал развития предпринимательства не исчерпан, поскольку имеются необходимые ресурсы в достаточном размере. Однако предпринимательство на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем и трудностей.  
 
 
 

Информация о работе Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы