Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы

Автор: p************@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия с точки зрения микроэкономики и рассмотреть его организационно-правовые формы.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение предприятия как субъекта экономической деятельности, значение и роль в функционировании национальной экономики всех предприятий в целом. Ведь от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Предприниматель центральная фигура экономического процесса……….......... 5
1.1 Предпринимательские способности как фактор производства………………… 5
1.2 Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………………………....... 8
2 Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм……………………………………………………………………..
16
2.1 Основные цели предприятия……………………………………………………… 16
2.2 Организационно-правовые формы предприятий. Преимущества и недостатки основных типов предприятий…………………………………………………….
19
2.3 Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………………………………
22
3 Особенности развития предпринимательства на Украине……………………… 26
3.1 Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины 26
3.2 Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства……………………………………………………………....
29
3.3 Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике……………………………………………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………............ 34
Список использованных источников……………………………………….......... 36
Приложение………………………………………………………………………... 37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

  Первый  этап планирования - анализ внешней среды, т.е.  экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

  Второй  этап планирования - оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

  Третий  этап – выбор вариантов развития предприятия. 

 2.2 Организационно-правовые формы предприятий. Преимущества и недостатки основных типов предприятий. 

 Инструментом  предпринимательской деятельности является прежде всего предприятие. С правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный  хозяйственный субъект с правами  юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

 «Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйственной единицы - это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т.е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

     В мировой практике используются различные  организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.

     По  действующему украинскому законодательству, на сегодняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

  - государственное предприятие;

  - частное предприятие (индивидуальное);

 - товарищество, в т. ч.

     с полной ответственностью (полное товарищество);

     со  смешанной ответственностью (смешанное  товарищество);

     с ограниченной ответственностью (ограниченное товарищество);

- акционерное общество, в т. ч.

      открытого типа;

    закрытого типа.

     Теперь  более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.

     Индивидуальное  предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;

     Семейное  предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;

     Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

     Коллективное  предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;

     Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

     Внешними  источниками финансирования они  обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

     Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

     Корпорация  - общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом , но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности). 

     Совместное  предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.

     В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:

  1. в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;
  2. в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;
  3. в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;
  4. в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;
  5. в розничной торговле - до 15 лиц.

     Законодательство  Украины предусматривает некоторые  особенности деятельности МП (государство может предоставлять им льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создавать фонды развития МП и др.).

      Хозяйственными  обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным  обществам относятся:

  • акционерные общества;
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • общества с дополнительной ответственностью;
  • полные общества;
  • коммандитные общества.

     Акционерным обществом (АО) называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов: открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).

      Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

      Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере ко взносу каждого участника).

     Полным  обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

     Коммандитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в коммандитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

     Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине, - это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса.

     Основные  законодательные нормы создания и функционирования предприятий  в Украине регулируются Законами Украины:

"О  предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. №887-XII;

"О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. №1576-XII;

"О  предпринимательстве" от 07.02.1991 №698-12.

     Из  всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных  форм бизнеса придает современной  рыночной экономике характер «смешанной экономики». Такая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей тяжелые времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства.  

      2.3 Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства. 

      Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо как вне действия его само регуляторов, так и без внешних регулирующих влияний. Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему и есть таким образом, что может быть названо «организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства», обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.

      Анализируемый механизм соответственно включает два  блока: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями и систему государственного регулирования, адекватную требованиям законов рынка. Каждая из рассмотренных форм - крупное и малое предпринимательство - нуждаются в обоих блоках организационно - хозяйственного обеспечения. Однако более целесообразно рассматривать проблему государственного регулирования применительно к малому, а тему внутрифирменного хозяйствования – к крупному предпринимательству.

      Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства представляет  собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Причем эта система базируется на ряде принципов, исходным и общим из которых является протекционизм. Он, как показывает практика, характерен для всех стран развитой рыночной экономики. Например, в США еще в 1953г принят закон, по которому правительству предписано оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство. На Украине этот принцип также находит свое отражение, но, к сожалению, не в том объеме как хотелось бы. Принята программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на Украине» и образован Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

      Другой  важнейший принцип связан с осуществлением программно-целевого подхода, в части  поддержки предпринимательства на уровне регионов, областей, городов.

      Еще один принцип государственного регулирования  малого предпринимательства – дифференцированность поддержки: на государственном уровне следует поддерживать не любых предпринимателей, а действительных субъектов малого предпринимательства и лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ или функционируют в регионах с устойчивым бюджетным дефицитом.

Информация о работе Предприятие как субъект экономической деятельности и его новые организационно-правовые формы