Предпринимательство в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……...3
Глава 1 Происхождение и история предпринимательства…………………….……....5
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства……….……..5
1.2 Риск как ключевой аспект предпринимательства…………………………….…….7
1.3 Инновационность в предпринимательстве………………………………….………9
1.4 Разнообразие предпринимательской деятельности………………………….…….10
Глава 2 Современный этап развития предпринимательства………………….………16
2.1 Особенности развития предпринимательства в зарубежных странах…….…….16
2.2 Современный этап и проблемы развития предпр-ва в РФ………………….……24
2.3 Государственная политика по отношению к предпринимательству……….……27
Глава 3. Место и роль предпр-ва в экономической системе общества……………..30
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы…………………………………..34

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 67.70 Кб (Скачать)

     В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

     Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

-отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

-сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

-неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

-отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

-нестабильность экономической ситуации в стране;

-недобросовестность крупного бизнеса;

-доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

-правовая неграмотность самих предпринимателей;

-отсутствие явного развития производства;

-высокая планка единого социального налога (26%);

-недостаточность кадрового потенциала;

-длительное оформление документации, особенно на землю…

      Это, прежде всего - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты. Предприниматели отмечают также проблему сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

2.3 Государственная политика по отношению к предпринимательству.

     На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

     Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.   

     Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

     Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы: самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

-специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

-финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП

-учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

-создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.

-государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Место и роль предпринимательства в экономической системе общества.

     В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство как процесс, включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

     По мнению российских специалистов, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами — кредиторами. Предпринимательство — это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха. Но риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты и обладать определенной интуицией, хорошо знать предполагаемый рынок сбыта и конкурентов.

     Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно было бы считать предпринимательством, конечно, с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

     Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодательстве. Наиболее развернутая характеристика предпринимательства дана в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

     В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

1) предпринимательство – это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может кого-нибудь принудительно заставить заниматься этой деятельностью.

2) предпринимательство – это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества.

3) предпринимательство – это деятельность рисковая, поэтому, прежде чем стать предпринимателем, надо помнить, что ты будешь рисковать и преодолевать сопротивление среды. К тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи.

4) предпринимательство — это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем. Следовательно, это профессиональная деятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально длительное время.

5) предпринимательство – это деятельность, осуществляемая лицами физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Следовательно, эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами.

6) гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности — получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары (работы, услуги). В законодательстве сформулированы пути получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

                                                                   Заключение

     

      Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-      экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мы увидели, -центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая таким образом экономическую жизнь общества в единое целое. Наряду с производством товаров он оказывает множество разнообразных услуг гражданам, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальный потенциал общества для развития науки и создания новых технологий, создавая тем самым предпосылки для ускорения научно-технического прогресса. Кроме того, уплачивая государству основную массу налогов, он, по существу, содержит государство, финансирует его основные расходы. Это означает, что именно предпринимательская деятельность позволяет государству обеспечить своим гражданам гарантированный материальный и образовательный уровень, соответствующее медицинское обслуживание, выплату пенсий и пособий. Очевидно, что чем активней происходит эта деятельность, чес меньше связывается и ограничивается разными искусственными мерами энергия и предприимчивость предпринимателя, чем больше возможностей для проявления свободной инициативы предоставляют ему правовые нормы, законодательство, тем выше уровень жизни и социальной защищенности граждан.

     Таким образом, мы видим, что предпринимательство, без сомнения, занимает центральное место в современном обществе. Ведь именно предприниматель является опорой и гарантом стабильности и устойчивого развития как государства, так и гражданского общества; как экономической, так и политической жизни его граждан.

 

    Список использованных источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское универси-тетское изд-во, 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.

3. Федеральный закон № 208-ФЗ Об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29.04.2008 г.

4.Федеральный закон №14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью от 8 февраля 1998 г. в ред. от 29.04.2008 г.

5. Федеральный закон № 41-ФЗ О производственных кооперативах от 8 мая 1996 г., в ред. от 18.12.2006.

6. Сборник законов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 30 апреля 2007 года. М.: Эксимо. 2007.

7.  Аванесян А.А. Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо. 2007.

8.  Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности. Учебник. М.: Экономистъ. 2004.

9. Булатов А.С. Экономика. Учебник 2-е издательство. М.: Просвещение. 2006.

10. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учебник. - М.: Инфра-М, 2006.

11. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. - М. 2007.

12. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2006.

13. Грузинов В.С., Грибов А.Р. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности. М.: Экономистъ. 2004.

14. Камаева Д. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005.

15. Краев Н.М. Государственное регулирование предпринимательства. Общество и экономика. 2006. №7.

16. Лапуста Б.А., Поршнев А.Г. Курс экономики. Учебник для вузов. М.: Нор-ма. 2006.

17. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. 4-е изд., испр. и доп. ИНФРА-М, 2006.

18. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебник. М.: Высшее образование. 2004.

19. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебник 2-е издание. М.: Высшее образование.2006.

20. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. - М.: 2006.

21. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2005.

22. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. - М.: Инфра-М, 2006.

Информация о работе Предпринимательство в современном мире