Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений.
Введение…………………………………………………………………………….……...3
Глава 1 Происхождение и история предпринимательства…………………….……....5
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства……….……..5
1.2 Риск как ключевой аспект предпринимательства…………………………….…….7
1.3 Инновационность в предпринимательстве………………………………….………9
1.4 Разнообразие предпринимательской деятельности………………………….…….10
Глава 2 Современный этап развития предпринимательства………………….………16
2.1 Особенности развития предпринимательства в зарубежных странах…….…….16
2.2 Современный этап и проблемы развития предпр-ва в РФ………………….……24
2.3 Государственная политика по отношению к предпринимательству……….……27
Глава 3. Место и роль предпр-ва в экономической системе общества……………..30
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы…………………………………..34
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Происхождение и история предпринимательства…………………….……
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства……….……..5
1.2 Риск как ключевой аспект предпринимательства……………………………
1.3 Инновационность в предпринимательстве……………………………
1.4 Разнообразие предпринимательской деятельности………………………….…….10
Глава 2 Современный этап развития
предпринимательства………………….………
2.1 Особенности развития предпринимательства в зарубежных странах…….…….16
2.2 Современный этап и проблемы ра
2.3 Государственная политика по от
Глава 3. Место и роль предпр-ва в экономической системе общества……………..30
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………………..34
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений.
Отдельные экономисты и предприниматели утверждают, что государственная поддержка развития свободного рынка должна сводится к одному - не мешать бизнесу работать. Происходящие же перекосы и злоупотребления говорят о том, что в специфических условиях нашей экономики и системы управления возродить предпринимательство без целенаправленной поддержки государства невозможно. Государственное регулирование процесса развития предпринимательства не является административным принуждением, ограничением свободы и самостоятельности предпринимателей. Смысл его заключается в инициировании развития, стимулировании и поддержании деятельности в тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции.
В 1993 году впервые в истории России предпринимательская деятельность получила конституционную основу, нашедшую развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации. На уровне закона прямо установлены такие принципы регулирования экономических отношений, как признание равенства их участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления прав и их судебной защиты.
Средний и малый бизнес, однако, и сегодня требуют всесторонней социальной защиты, со стороны государства, предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального страхования, изменение системы налогообложение среднего и малого бизнеса и т.д. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную и финансовую поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы для данного исследования.
В последние годы проблеме предпринимательства довольно большое внимание уделяли социологи и экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь с общественными структурами, влияние на экономическое развитие и выхода страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких авторов, как Журавлев А.Л., Заславская Т.И., Лисиненко И.В., Поздняков В.П., Радаев В.В., Ромашов 0.В., Халипов В.Ф., Фетисов Э.Н., Червяков В.В., Чередниченко В.А., Чепуренко Ю.А., Шапиро В.Д., Шаталин С.С., Шкаратан М., Шмелев.
Глава 1. Происхождение и история предпринимательства
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход.
Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.
В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сыр
5. Осуществление соответственной
Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.
В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
- умение организовать и управлят
- инициативная, новаторская деятельность;
- рисковая деятельность;
Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так: «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».
Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации и управлению производством.
4. Получение предпринимательского дохода.
В современном понятии дается
следующее определение предпринимателя:
«Субъективный (личностный) фактор воспроизводства,
который способен, не боясь ответственности
и риска, на инновационную, инициативную
деятельность путем особого соединения
факторов производства».
Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?
1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода.
3. Оперативно оценивать все формы инноваций.
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять ответственность.
Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс.
1.2 Риск как ключевой аспект
Самые первые исследователи предпринимательства (Р. Кантильон и его последователь Иоганн Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались. По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать. Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин, вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в экономическом развитии. Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской функцией является основой для развития современного венчурного капитала.
Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала (собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли. Значительный вклад в развитие теории предпринимательского риска и понимание его природы привнес американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1974). Он разграничил понятия риска и неопределенности. Появление предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с тем, который является следствием настоящей неопределенности, и в связи, с чем выделил две его категории:
1) страхуемый риск, который
неуникален по своей природе или типизирован
в хозяйственной жизни, и его можно учесть
как постоянный элемент издержек в виде
страховки. В таком качестве риск не может
являться фактором неопределенности и
соответственно служить причиной его
прибылей и потерь. 2) предпринимательская
функция реализуется в ситуации не типичной
по отношению к прошлому опыту в условиях
уникальной неопределенности и конечной
ответственности предпринимателя. В ситуации,
когда вероятностный характер событий
неизвестен особую важность приобретает
способность самостоятельного предпринимательского
суждения и умения преодолеть неопределенность,
что не может страховаться, поскольку
зависит от сочетания случайных факторов
с экономическими условиями и поведения
предпринимателя.
1.3 Инновационность в предпринимательстве
Инновационная теория предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию "созидательного разрушения" как условия динамического развития экономики. "Созидательное разрушение" обеспечивает создание новой производственной функции, которые характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей экономической эффективностью. В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским способностям. В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет следующие пять случаев:
1) Изготовление неизвестного потребителям, блага или создание нового качества известного блага;