Предпринимательство в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……...3
Глава 1 Происхождение и история предпринимательства…………………….……....5
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства……….……..5
1.2 Риск как ключевой аспект предпринимательства…………………………….…….7
1.3 Инновационность в предпринимательстве………………………………….………9
1.4 Разнообразие предпринимательской деятельности………………………….…….10
Глава 2 Современный этап развития предпринимательства………………….………16
2.1 Особенности развития предпринимательства в зарубежных странах…….…….16
2.2 Современный этап и проблемы развития предпр-ва в РФ………………….……24
2.3 Государственная политика по отношению к предпринимательству……….……27
Глава 3. Место и роль предпр-ва в экономической системе общества……………..30
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы…………………………………..34

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 67.70 Кб (Скачать)

     Таким образом, малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства. В странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски.

     Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - активизироваться период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Малое предпринимательство–необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка.

     Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет:  в Германии и Нидерландах - примерно 40%, в Италии - 20-25%, в США и Японии - 15%.  Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, к 50% во Франции к 40% в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий, важной статьей экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

     Развитие предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной системой осуществлялось и в сельской местности. При этом параллельно развивались и другие элементы устройства села и сельской экономики - типы поселений, системы расселения населения, инфраструктура и др. В процессе этого развития предпринимательство достигло в большинстве стран определенного достаточно устойчивого уровня, соответствующего потребностям общества, отдельных территорий. Естественно, уровень и структура развития предпринимательства заметно различаются по странам.

      Для России опыт других стран в этой области интересен не столько достигнутым уровнем, сколько возможностями, которые кроются в развитии предпринимательской деятельности и могут быть использованы для целей экономического и социального развития. Первая особенность, характерная, прежде всего, для европейских стран, состоит в том, что здесь достаточно условно деление территории на сельскую и городскую. Высокая  плотность городских населенных пунктов предопределила размещение в них многих видов предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. С другой стороны, крупные промышленные предприятия выведены обычно за пределы городских поселений, т.е. на территорию сельской местности. Поэтому в сельской местности сложно встретить однотипную систему предприятий, ориентированных только на сельскохозяйственную сферу. Второй особенностью предпринимательства в сельской местности зарубежных стран является наличие фактически двух укладов - фермерского и индивидуального частного - и слабое развитие коллективного уклада, который широко представлен в России. Поэтому зарубежный опыт представляет интерес прежде всего с позиции развития фермерства и индивидуального частного предпринимательства, т.е. малых форм предпринимательства.

     В странах с развитой рыночной экономикой фермерские хозяйства являются главной предпринимательской структурой в сельском хозяйстве. Но для развития фермерства характерна тенденция роста концентрации и сокращения числа хозяйств. Можно отметить, что за последние 40 лет число фермерских хозяйств в США сократилось примерно на одну треть, а средний размер фермерского хозяйства вырос со 125 до 220 га. Особенно сильно проявляется эта тенденция в концентрации товарного производства сельскохозяйственной продукции. По разным оценкам, основной объем товарной сельскохозяйственной продукции дают 20% фермерских хозяйств. Остальные хозяйства являются малотоварными или просто самопотребляющими. В связи с этим значительная часть фермеров получают большую часть доходов не от своего хозяйства, а из других источников. Для США характерна также тенденция концентрации производства товарной продукции в крупных частных компаниях или корпорациях

     Аналогичные тенденции сложились и в других развитых странах, хотя не так масштабно. Основными причинами этого являются увеличение конкуренции на продовольственных рынках, обострение известной “фермерской проблемы”. Несмотря на это, фермерское предпринимательство в зарубежных странах чувствует себя достаточно устойчиво благодаря трем факторам: все возрастающей интенсивности использования семейного ресурса, прежде всего семейного труда; широкого развития кооперации фермерских хозяйств; существенной поддержке со стороны государства. Нет достоверных оценок соотношения этих факторов, но все активнее высказывается мнение, что решающую роль среди них играет государственная поддержка. Так, в ряде европейских стран государственная поддержка достигает уровня, идентичного половине величины издержек производства.

     Интересным и поучительным в зарубежном опыте поддержки предпринимательства является не только высокий уровень поддержки, но прежде всего методы ее реализации. Здесь, в отличие от опыта России, где поддержка осуществляется в виде прямого субсидирования производителей, используются многообразные программные подходы, помощь не денежными средствами, а технологическими новациями. Например, принятым в США в 1988 г. Законом о торговле был предусмотрены рамочные условия для национальной системы предоставления технологических услуг малому и среднему бизнесу. Для этого по всей стране созданы производственно-технологические центры, партнерства, союзы. Ответственность за разработку программ поддержки и оказание помощи независимо от источника средств возложена на правительства штатов. В США длительное время существует Администрация малого бизнеса (АМБ). Это независимое агентство федерального правительства, обеспечивающее консультирование, оказание финансовой помощи, защиту интересов малого бизнеса. Агентство много работает в плане упрощения доступа малых предприятий к кредитам путем предоставления частным кредиторам долговых гарантий. Существующая в этой области программа разрешает, например, выдавать гарантии на получение кредита для открытия, покупки или расширения малых предприятий на сумму до 750 тыс. долл. Без этого вновь создаваемые пред- приятия не смогли бы получить такой кредит. В рамках программы кредит на покупку оборудования выдается на 25 лет, при этом процентная ставка не может превышать ставку рефинансирования более чем на 2,25%

     Активно развиваются и пользуются огромной популярностью программы по консультированию и подготовке менеджеров. В целом агентство поддерживает развитие более тысячи центров развития малого бизнеса во всех штатах, в которых работают более 13 тыс. консультантов. Но это лишь один из действующих институтов, оказывающих помощь малому бизнесу. Действуют еще многие институты, например для фермеров - это программа временного вывода земель из оборота. В Великобритании на долю малого бизнеса приходится 21% внутреннего товарооборота и 36% работающих от их общего количества в стране. Здесь малому бизнесу также оказывается разнообразная помощь: устанавливается пониженная ставка налога, практикуется система отложенной оплаты счетов, система скидок при оплате просроченных ссуд. Кроме этих мер, осуществляемых за счет бюджета страны, предоставляются льготы по местным налогам на имущество. Специальные программы помощи разрабатывают и осуществляют отдельные ведомства - министерства энергетики, экологии, занятости, торговли и промышленности. В рамках этих про- грамм оказывается помощь в консультировании, маркетинговых исследованиях, подготовке рабочих мест для безработных, молодежи, в развитии экспорта продукции и по многим другим направлениям.

     Практически во всех развитых странах обеспечивается масштабная поддержка предпринимательской деятельности вообще, малого предпринимательства и предпринимательства в сельской местности в частности. Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых “мягких”, косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами. Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой помощи малым и средним предприятиям (МСП) в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в современных условиях, вряд ли целесообразно. Вместе с тем следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в Российской Федерации пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, для них должны устанавливаться ускоренные амортизационные списания. Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от  западных фирм; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений и особенно в кризисных ситуациях; быстрая  приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями. Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

2.2 Современный этап и проблемы развития предпринимательства в РФ.

     На современном этапе развитию предпринимательства в России уделяется повышенное внимание. Руководство страны сознает, что для успешного развития экономики, увеличения ВВП и решения широкого спектра социальных проблем, явившихся следствием реформ постперестроечного периода необходимо создание и успешное функционирование большого числа хозяйствующих субъектов, занятых, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса. Нынешняя политика государства направлена на стимулирование предпринимательской деятельности и вовлечение в сферу малого и среднего предпринимательства как можно большего числа трудоспособного населения страны.

     Введение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход позволило значительному количеству предпринимателей снизить бремя налоговой нагрузки и заполнения сложных форм отчетов, позволив тем самым больше времени уделять непосредственно делу.

     Значительным положительным моментом на современном этапе развития предпринимательства, который должен оказать стимулирующее воздействие для малого бизнеса, явилось выступление Премьер-министра Владимира Владимировича Путина, в котором он четко обозначил, что те предприниматели, которые уплачивают единый налог на вмененный доход - освобождены от обязанности применения в своей деятельности контрольно-кассовой техники. Данное положение было весьма положительно принято российским предпринимательским сообществом.

      Также современный этап развития предпринимательства в России характеризуется тем, что государственная власть всерьез озабочена тем пагубным воздействием, которое оказывают на деловой климат в стране различные котрольно-надзорные органы, которые осуществляют проверку деятельности предприятий. Действия этих органов далеко не всегда соответствуют функциям, возложенным на них законодательством, а иногда - просто незаконны. Не секрет, что целью большинства проверок является не столько выявление и пресечение экономических преступлений, сколько желание должностных лиц получить взятку. Государство проводит политику по предотвращению таких негативных явлений. Это доказывает и риторика высших руководителей страны, например фраза Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «хватит кошмарить бизнес», и также конкретные постановление, как, например, ограничение числа плановых проверок предприятий до одного раза в три года. Разумеется, принимаемых мер недостаточно, но положительная тенденция все же ощутима.

     Современный этап развития предпринимательства в России можно охарактеризовать также тем, что на этом этапе стали появляться крупные компании, которые возникли не на базе приватизированной собственности, а, как принято говорить, с «нуля». Это крупные розничные торговые сети (Магнит, Евросеть), сельскохозяйственные предприятия (Юг Руси), предприятия пищевой промышленности (Вимм-Билль-Данн, Юнимилк), строительные компании. Многие компании строят новые промышленные предприятия, пример - строительство компанией «Эстар» металлургического производства в Красном Сулине. Недостаточно пока еще развито предпринимательство в сфере текстильного производства, хотя есть и исключения. Пример - компания «Глория Джинс», которая является достаточно крупным игроком не только на российском, но и на мировом рынке. Пока слабо развито предпринимательство в сфере информационных технологий, но отдельные успешные представители есть и в этой области. Примеры - 1С, «Лаборатория Касперского» и др.

Информация о работе Предпринимательство в современном мире