Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.
Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36
- инфраструктурные проблемы, характерные для области (энергетика, транспорт и т.п.).
Таким образом, основные проблемы МСП Нижегородской области связаны с деятельностью административных и контрольно-разрешительных органов, финансовым обеспечением бизнеса, недобросовестной конкуренцией, слабыми возможностями инфраструктуры поддержки МСП, недостатком площадей производственного и офисного назначения.
В связи с тем, что административные барьеры являются ведущей проблемой МСП региона, по поручению Правительства Нижегородской области и при содействии Швейцарского фонда технического содействия Swisscontact было проведено комплексное социологическое исследование «Взаимодействие власти и бизнеса: преодоление административных барьеров». Наиболее серьезными в данной сфере являются (представлены по мере убывания значимости):
- усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками властных, контролирующих и надзирающих структур;
- избыток инстанций при выходе на рынок;
- лоббизм «своих» предпринимателей;
- вымогательство взятки при выявлении нарушений предпринимателями установленных процедур и норм;
- вымогательство взятки за выполнение прямых обязанностей;
- общий негативный настрой к предпринимателям;
- затрудненный доступ к информации.
Самые высокие административные
барьеры – в торговле и производстве,
наименьшее давление со стороны чиновников испытывает
инновационный бизнес.
Если говорить о проявлении
административных барьеров на различных
уровнях власти, то наиболее жестко они
проявляют себя на самом низком, местном
уровне. Причем, по оценкам предпринимателей
это вызвано произволом конкретных чиновников.
Административные барьеры федерального уровня связаны с деятельностью таких структур, как МЧС, Госсанэпидемнадзор, Ветеринарная служба и т.п. Областной уровень – с сертификацией товаров и услуг, лицензирование деятельности.
На региональном уровне
в структуре органов
Основными задачами Министерства являются:
В состав министерства входят:
· отдел развития торговли и услуг;
· отдел налогообложения и кредитной поддержки;
· отдел программ развития малого предпринимательства;
· отдел развития туризма и народных художественных промыслов;
· организационно-аналитический отдел.
В составе Законодательного Собрания Нижегородской области также имеется подразделение, занимающееся вопросами развития МСП, это – Комитет по экономике и промышленности Законодательного собрания. Основные вопросы, рассматриваемые комитетом:
1) экономическая политика и стратегия развития области, программы социально-экономического развития области;
2) инвестиционная и
инновационная деятельность
3) порядок управления
и распоряжения собственностью
области, государственная полит
4) промышленность области;
5) топливно-энергетический
комплекс, защита экономических
интересов производителей и
6) транспортный комплекс,
дорожное хозяйство,
7) малое и среднее
предпринимательство, развитие
8) народные художественные промыслы;
9) внешнеэкономическая деятельность.
В нижегородской области существует
государственное учреждение НИБИ (Нижегородский
инновационный бизнес-инкубатор), которое
помогает развитию начинающих предпринимателей.
Основная цель работы ГУ «НИБИ» - создание
благоприятных условий для динамичного
развития малых инновационных компаний,
содействие в выводе их проектов на рынок,
создание активной среды для компаний,
персонал которых еще, как правило, не
имеет практического опыта коммерциализации
новых продуктов.
Компании, прошедшие конкурсный отбор
получают:
- На льготных условиях полностью
оборудованное офисное помещение (мебель,
оргтехника);
- Помощь в подготовке бизнес-плана;
- Содействие в налаживании бизнес-процессов;
- Консультационные услуги по юридическим, бухгалтерским, маркетинговым, управленческим и другим вопросам.
- Обучение персонала компании по специализированной
программе (разработанной ГУ «НИБИ», исходя
из потребностей компаний-резидентов);
- Содействие в поиске персонала;
- Продвижение проектов, за счет участия
в различных выставочно-ярмарочных и иных
мероприятиях (на безвозмездных или льготных
условиях) как в России, так и зарубежом.
Кроме того, компаниям оказывается содействие
в разработке маркетинговых, рекламных
и пиар кампаний, и многое другое;
- Помощь в поиске инвесторов;
- Содействие в преодолении административных
барьеров.
При необходимости начинающие предприниматели
могут обратиться в Творческий центр ГУ
«НИБИ». Для этого достаточно иметь инновационную
идею и желание ее реализовать. В рамках
Творческого центра специалисты бизнес-инкубатора
помогут подготовить грамотный бизнес-план,
подобрать команду, оформить компанию
и определить потенциальные источники
финансирования проекта.
Кроме того, бизнес-инкубатор это место генерации новых идей и возможность работать среди единомышленников.
На сегодняшний день в бизнес-инкубаторе размещено 16 компаний с весьма разнообразной специализацией: информационные технологии, приборостроение, телеметрия и средства контроля.
Находиться в НИБИ фирма может до трех лет, но те, кто готов к «самостоятельному плаванию», могут покинуть его раньше. За время своей работы бизнес-инкубатор уже выпустил 14 успешных инновационных компаний. Ярким примером является проект «DorogaTV», удобство и преимущества которого используют порядка двухсот тысяч человек ежедневно.
Также в Нижегородской области находится Закрытый Паевый Инвестиционный Фонд (ЗПИФ). Пайщиком фонда от государства с долей 50% является некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области», аккумулировавшая средства, предоставленные Министерством экономики развития и торговли Российской Федерации (70 млн. руб.) и Правительством Нижегородской области (70 млн. руб.). Остальные 50% принадлежат частным инвесторам в лице ОАО «ВТБ» и ЗАО «ВТБ 24». Основной деятельностью фонда является инвестирование в акционерный или уставной капитал малых предприятий, ориентированных на разработку, освоение и производство высокотехнологичной продукции в любой отрасли экономики.
Важную роль в инфраструктурной поддержке МСП региона играет Саровский технопарк, расположенный в Дивеевском районе. Он призван обеспечить функционирование опорных точек роста инновационной инфраструктуры региона и создать материально-техническую, социально-культурную, сервисную и финансовую базы для эффективного развития малых и средних инновационных предприятий.
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимателей и для инвестиционной деятельности в Нижегородской области создан Совет по развитию предпринимательства при Правительстве Нижегородской области. Основными направлениями деятельности Совета являются:
- анализ тенденций развития малого предпринимательства, обобщение позиций предпринимателей в части развития рыночных отношений, путей и методов осуществления экономических преобразований, распространение опыта деятельности малых предприятий и предпринимателей, а также совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- привлечение представителей малых предприятий к подготовке решений Правительства Нижегородской области по проблемам, затрагивающим интересы предпринимателей, проведение общественной экспертизы программ социально-экономического развития области и отдельных ее территорий, разработка консолидированных инвестиционных проектов;
- взаимодействие с муниципальными центрами поддержки предпринимательства в городах и районах области, территориальными объединениями предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области и иными общественными организациями;
- участие в разработке, координации и реализации территориальных программ стимулирования, поддержки и развития малого предпринимательства, выработка рекомендаций по использованию областного и муниципального имущества в целях развития предпринимательства;
- рекомендации по разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов предпринимательства.
В состав Совета входят высокопоставленные чиновники Правительства Нижегородской области, руководители органов власти, осуществляющих контрольные, разрешительные функции представителей общественных организаций предпринимателей.
Очень широко представляют интересы малого предпринимательства некоммерческие организации. В их числе:
- Торгово-промышленная палата Нижегородской области: в состав входит около 300 предприятий; цель – создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, защита интересов бизнеса независимо от форм собственности, расширение делового сотрудничества между российскими и зарубежными фирмами;
- Нижегородское региональное отделение общероссийской общественной организации ООО «ОПОРА России»: в составе около 200 субъектов малого и среднего предпринимательства; направление деятельности – изучение проблем во взаимоотношениях предпринимателей с местными властями и юридическая поддержка в их урегулировании, законодательные инициативы, распространение положительного опыта решения проблем МСП в регионе;
- Нижегородское региональное отделение общероссийской общественной организации ООО «Деловая Россия»: деятельность направлена на поддержку среднего бизнеса региона;
- Общественные объединения предпринимателей в городах и районах области (свыше 50), сформированные по региональному или отраслевому принципу.
По мере того, В.В.Путин распорядился улучшить условия предпринимательской деятельности в России. Он ввёл ряд требований:
1. До 1 декабря 2012 г. в России на федеральном и региональном уровнях должен быть введен институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Такое распоряжение содержится в Указе «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанном президентом РФ Владимиром Путиным.
2. Правительству РФ поручено до 1 января 2015 г. обеспечить существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование, в том числе при реализации дорожных карт по совершенствованию делового климата, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ.
3. До 1 сентября 2012 г. должен быть подготовлен проект указа президента РФ о внедрении системы оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ на основе качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата.
4. До 1 декабря 2012 г. должен быть утвержден комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов.
5. С 2013 года будет введен обязательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием.
6. До 1 ноября 2012 г. правительству поручено создать механизм предоставления государственных гарантий при осуществлении инвестиционных проектов на территории РФ, ориентированных в первую очередь на субъектов среднего предпринимательства, действующих в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых.
7. До 1 декабря 2012 г. должен быть создан механизм привлечения иностранных организаций, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения.
8. До 1 декабря 2012 г. внести изменения в законодательство в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования, в том числе путём уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам.
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях