Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.
Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36
Посредническая
предпринимательская
В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства как : консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.
1.2.Классификация предпринимательства
Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. Выделяют классификации по:
По формам собственности предпринимательство бывает частным и государственным. Частная собственность проявляется в форме единоличной и коллективной . Государственная собственность существует в России в двух видах: федеральной и субъектов РФ. Предпринимательство развивается как на муниципальной, так и на смешанной и совместной формах собственности и собственности иностранных инвесторов.
По признакам законности предпринимательство подразделяется на: законное, незаконное, лжепредиринимательсво и теневое.
В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в крупном размере понимается доход, превышающий сумму в двести минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством явл
В зависимости от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
В зависимости от учредителей соб
По уровню прибыльности, темпам развития, доходности предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими, высокоприбыльными и низкорентабельными, осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании нельзя поставить знак равенства, так как на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов.
По использованию в процессе деятельности инноваций,нововведений, трудовых технологий для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения, предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.
В зависимости от количества учредителей собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями.
По формам ответственности учредителей предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма создания, числа учредителей, процессов функционирования и управления, предпринимательские организации бывают простыми и сложными.
1.3.Функции предпринимательства
В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную и организаторскую функции.
Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.
Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, работ и услуг. Осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.
Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь ресурсы в широком понимании этого слова: трудовые ресурсы, земля и природные богатства, средства производства, научные достижения и предпринимательский талант.
Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он может генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим регулирующая роль государства приобретает важное значение. Она устанавливает формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.
Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности и из условий принятия решений.
Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако, растет слой наемных работников, которые, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
Чем эффективнее будут
функционировать
Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д. Особенно хорошо организаторская функция появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» предпринимательстве.
Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании всех названных функций, которые присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки.
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России
2.1.Современное состояние предпринимательства в России
Современную мировую социально-экономическую ситуацию
характеризуют:
1)глобализация производства
и рынков;
2)высокие темпы технологического развития
и модернизации;
3)увеличение на рынке доли
высокотехнологичной продукции;
4)короткие циклы жизни,
высокая степень диверсификации товаров
и услуг, резкие колебания спроса на разные
виды продукции;
5)увеличение значения нематериального
производства, «креативного капитала»
и «экономики знаний» в глобальной экономике;
6)ограниченность материальных
ресурсов и повышенные требования к экологичности
и безопасности выпускаемой продукции;
7)повышенные требования
к качеству товаров и услуг, введение единых
международных стандартов качества.
В этих условиях субъекты
малого и среднего предпринимательства
(МСП) оказываются более гибкими при реагировании
на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру,
обеспечивая высокую эффективность капиталовложений.
Являясь локомотивом инноваций, предприятия
обеспечивают быструю генерацию новых
рабочих мест и самозанятость населения
при сокращении занятости в традиционных
областях, ослабляя социальную напряженность
в депрессивных регионах. Увеличение числа
экономически активных, способных обеспечить
себя граждан, содействует становлению
гражданского самосознания населения,
повышает творческий потенциал общества
и готовность к социальному партнерству,
снижает бюджетную социальную нагрузку,
увеличивая возможности вкладываться
в развитие.
В развитых странах сектор МСП играет
важную роль в социально-экономическом
развитии и повышении уровня благосостояния
населения, обеспечивает значительную
долю валового внутреннего продукта и
занятость населения. При этом субъекты
МСП нуждаются в стимулировании и поддержке
со стороны государственных и общественных
структур, потому что в массе своей не
в состоянии реализовывать все управленческие
функции. Особенно это касается ресурсного
обеспечения на старте бизнеса и минимизации
затрат на сервисные управленческие функции,
такие как исследование рынка, поиск партнеров
и заказов, информационное и правовое
обеспечение и т.д.
Основными направлениями
государственного стимулирования, поддержки
и развития МСП в развитых странах являются:
- постоянный мониторинг
состояний и тенденций развития МСП;
- регулярное совершенствование
нормативно-правовой базы в целях создания
благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся
социально-экономической ситуации;
- развитие научно-технологической инфраструктуры,
ориентированной на инновационные и высокотехнологичные
субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, технопарки,
свободные экономические зоны и т.д.);
- выстраивание эффективного взаимодействия
крупного, среднего и малого бизнеса (кластеризация,
субконтрактинг, аутсорсинг);
- совершенствование и постоянное расширение финансовых и иных форм ресурсной поддержки МСП;
- повышение экспортного потенциала МСП
и развитие форм международного сотрудничества
в области развития МСП;
- повышение престижа предпринимательской
деятельности среди населения, вовлечение
в бизнес социально-незащищенных групп
населения и молодежи;
- развитие единой инфраструктуры
поддержки МСП а также его развития, построенное
от государственного до муниципального
уровня, обладающее достаточными полномочиями,
механизмами и средствами для эффективной
работы;
- развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МСП (государственные служащие, специалисты инфраструктуры поддержки МСП, предприниматели, менеджеры и специалисты);
- интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности МСП.
Для передовых регионов, которые отличаются
высокими показателями текущего состояния
и позитивной динамикой роста и развития
МСП, характерно:
- активность региональных
властей в разработке и реализации мер
по стимулированию, поддержке и развитию
МСП, стимулирующее региональное законодательство
и относительно высокий уровень бюджетного
финансирования;
- положительная оценка
со стороны предпринимателей принимаемых
и реализуемых в регионе государственных
мер по созданию благоприятных условий
для становления, функционирования и развития
МСП;
- активное участие общественных
объединений предпринимателей в создании
и развитии региональной инфраструктуры
стимулирования, поддержки и развития
МСП, социальное партнерство власти и
бизнеса;
- разнообразная адресная
и селективная поддержка МСП в приоритетных
для региона областях, соответствующих
стратегическим приоритетам, целям и задачам
региона, системной поддержки инновационных
и высокотехнологичных компаний;
- активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства;
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях