Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Посредническая  предпринимательская деятельность — это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства как : консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

 

1.2.Классификация предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. Выделяют классификации по:

  • формам собственности;
  • признакам законности;
  • охвату территории;
  • численности и составу персонала;
  • уровню прибыльности;
  • использованию нововведений;
  • количеству участников;
  • формам ответственности и др.

По формам собственности предпринимательство бывает частным и государственным. Частная собственность проявляется в форме единоличной и коллективной . Государственная собственность существует в России в двух видах: федеральной и субъектов РФ. Предпринимательство развивается как на муниципальной, так и на смешанной и совместной формах собственности и собственности иностранных инвесторов.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на: законное, незаконное, лжепредиринимательсво и теневое.

В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в крупном размере понимается доход, превышающий сумму в двести минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, целью которого является получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от учредителей собственного дела предпринимательство разделяется на женское и молодежное. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся их поддержкой.

По уровню прибыльности, темпам развития, доходности предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими, высокоприбыльными и низкорентабельными, осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании нельзя поставить знак равенства, так как на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов.

По использованию в процессе деятельности инноваций,нововведений, трудовых технологий для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения, предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.

В зависимости от количества учредителей собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями.

По формам ответственности учредителей предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.

В зависимости от механизма  создания, числа учредителей, процессов функционирования и управления, предпринимательские организации бывают простыми и сложными.

 

1.3.Функции предпринимательства

 

В рыночной экономике  предпринимательство выполняет  общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную и организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, работ и услуг. Осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь ресурсы в широком понимании этого слова: трудовые ресурсы, земля и природные богатства, средства производства, научные достижения и предпринимательский талант.

Предприниматель может  добиться наивысших успехов, если он может генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим регулирующая роль государства приобретает важное значение. Она устанавливает формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности и из условий принятия решений.

Социальная  функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако, растет слой наемных работников, которые, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее будут  функционировать предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д. Особенно хорошо организаторская функция появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании всех названных функций, которые присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России

 

2.1.Современное состояние предпринимательства в России

Современную мировую социально-экономическую ситуацию характеризуют: 
     1)глобализация производства и рынков;

     2)высокие темпы технологического развития и модернизации;  
     3)увеличение на рынке доли высокотехнологичной продукции;  
     4)короткие циклы жизни, высокая степень диверсификации товаров и услуг, резкие колебания спроса на разные виды продукции;  
     5)увеличение значения нематериального производства, «креативного капитала» и «экономики знаний» в глобальной экономике; 
     6)ограниченность материальных ресурсов и повышенные требования к экологичности и безопасности выпускаемой продукции; 
     7)повышенные требования к качеству товаров и услуг, введение единых международных стандартов качества.

     В этих условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Являясь локомотивом инноваций, предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Увеличение числа экономически активных, способных обеспечить себя граждан, содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает творческий потенциал общества и готовность к социальному партнерству, снижает бюджетную социальную нагрузку, увеличивая возможности вкладываться в развитие. 
В развитых странах сектор МСП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. При этом субъекты МСП нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, потому что в массе своей не в состоянии реализовывать все управленческие функции. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.д. 
      Основными направлениями государственного стимулирования, поддержки и развития МСП в развитых странах являются: 
     - постоянный мониторинг состояний и тенденций развития МСП; 
     - регулярное совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся социально-экономической ситуации;

       - развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, технопарки, свободные экономические зоны и т.д.);  
      -  выстраивание эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса (кластеризация, субконтрактинг, аутсорсинг);

     - совершенствование и постоянное расширение финансовых и иных форм ресурсной поддержки МСП; 

     - повышение экспортного потенциала МСП и развитие форм международного сотрудничества в области развития МСП; 
     - повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения, вовлечение в бизнес социально-незащищенных групп населения и молодежи; 
     - развитие единой инфраструктуры поддержки МСП а также его развития, построенное от государственного до муниципального уровня, обладающее достаточными полномочиями, механизмами и средствами для эффективной работы; 

- развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МСП (государственные служащие, специалисты инфраструктуры поддержки МСП, предприниматели, менеджеры и специалисты); 

- интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности МСП.

     Для передовых регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и позитивной динамикой роста и развития МСП, характерно: 
      - активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию МСП, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования; 
      - положительная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития МСП; 
      - активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития МСП, социальное партнерство власти и бизнеса; 
      - разнообразная адресная и селективная поддержка МСП в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системной поддержки инновационных и высокотехнологичных компаний;

     - активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства;

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях