Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.
Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36
- проведение разнообразных региональных
конкурсов, активное участие в федеральных
и международных выставочных мероприятиях;
- высокий уровень информатизации,
представленность в Интернет-пространстве.
2.2.Концепция развития малого
и среднего предпринимательства на территории
нижегородской области на период до 2020
года.
Для успешной реализации Концепции целесообразно
осуществлять преобразования в три этапа:
Таблица 1. Этапы реализации Концепции
Номер этапа |
Наименование |
Временные границы этапа (годы). |
Содержание этапа |
1 |
Изменение стиля управления |
2008-2010 |
Переход от администрирования к системе управления развитием МСП в области |
2 |
Этап структурных изменений |
2011-2015 |
Действует система активной
поддержки инновационной |
3 |
Этап устойчивого |
2016-2020 |
МСП – экономический
локомотив, основа социально-экономического развития региона. |
Этап 1. 2008-2010 годы. Изменение стиля управления: Переход от администрирования к управлению развитием.
Содержание этапа:
- Совместная работа с МСП по выстраиванию бренда «Нижегородский предприниматель»;
- Смена акцента во взаимодействии с предпринимателями с функции контроля к функции мониторинга;
- Разработка методических инструментов для работы на уровне муниципалитетов;
- Добавление к массовой поддержке МСП целевой селективной поддержки;
- Становление системы стимулирования, поддержки и развития МСП на всех значимых территориях с обеспечением равного к ней доступа в соответствии с условиями предоставления поддержки;
- Ликвидация пробелов и увязывание инфраструктуры поддержки МСП в целостную систему;
- Становление системы профессионального бизнес-образования. Внедрение успешных управленческих технологий в области поддержки и развития МСП, первоочередное обучение специалистов инфраструктуры поддержки МСП.
Задачи первого этапа:
- МСП заново осознает свою миссию и задачи и выстраивает новый образ предпринимателя;
- Субъекты МСП осваивают новые перспективные ниши;
- Усиливается профессионализация участников рынка, возрастает потребность в качественном менеджменте;
- Формируются и осознаются запросы к бизнес-образованию
Результаты реализации первого этапа:
- Снизился дискомфорт среды для становления, функционирования и развития МСП, выстроились партнерские отношения в бизнесе и власти;
- Выросло количество МСП на депрессивных территориях;
- Изменилась структура предпринимательства, возросла доля высокопрофессиональных услуг и инновационных предприятий;
Этап 2. 2011-2015 годы. Динамичные структурные изменения.
Содержание этапа:
- Действие специальных программ работы с потенциальными предпринимателями среди молодежи, социально-незащищенных групп и др.;
- Эффективная работа финансовой и имущественной программы поддержки субъектов МСП на начальной стадии развития;
- Массовое внедрение информационных технологий;
- Осуществление поддержки территориальных и отраслевых кластеров МСП;
- Постоянная работа по продвижению бренда «Нижегородский предприниматель» на национальном и международном уровнях;
- Осуществление активного трансферта технологий из других субъектов Российской Федерации и из заграницы;
- Создание системы поддержки инновационного бизнеса, мигрирующего в Нижегородскую область с других территорий;
- Реализация функций «кластерных наставников» муниципальными властями.
Задачи второго этапа:
- Усилить механизмы саморегуляции в предпринимательском сообществе (внутренний контроль приводит к росту ответственности и повышению качества товаров/услуг);
- Становление субъектов МСП классом собственников (средства вкладываются в развитие бизнеса, в том числе, в инновационные и высокотехнологичные направления);
- Становление субъектов МСП важной экспертной силой.
Ожидаемые результаты:
- Сформированная система партнерства между МСП и властью. Степень доверия и открытости должна возрасти;
- Сформированный позитивный бренд «Нижегородский предприниматель» на разных территориальных уровнях;
- Значительный рост конкурентоспособности нижегородского МСП, осуществление значительной экспансии на российские рынки товаров и услуг;
- Укрепление связей МСП – наука, МСП – ВУЗы, МСП – крупный бизнес;
- Увеличение количества заявок на объекты интеллектуальной собственности;
- Начало притока МСП из других регионов;
- Рост конкуренции между представителями МСП, в том числе и в инновационных сегментах.
- Динамичный рост среднего уровня зарплаты в среде МСП;
- Позитивные изменения в отраслевой и территориальной структуре предпринимательства.
Этап 3. 2016-2020 годы. Устойчивый качественный рост МСП
Содержание этапа:
- Укрепление сотрудничества нижегородских центров поддержки МСП с международными организациями;
- Осуществление трансферта технологий поддержки МСП из Нижегородской области;
- Работа целостной системы непрерывного бизнес-образования;
- Активное участие МСП в решении проблем и задач в социально-экономическом развитии региона;
- Рост доли частного капитала в финансировании приоритетных проектов, соответствующих стратегическим задачам области;
- Финансирование значительной доли МСП за счет венчурных средств;
- Активное сотрудничество с выходцами из Нижегородской области, проживающих заграницей, по привлечению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в Нижегородскую область для интенсивного развития МСП.
Ожидаемые результаты:
- Доля МСП в валовом региональном продукте должна превысить 50%;
- Нижегородская область должна войти в пятерку российских лидеров по доле инновационного бизнеса;
- Ранее дотационные территории должны стать самоокупаемыми;
- МСП должно получить больше патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д.;
- Прирост числа субъектов МСП промышленного производства, осуществляющих технологические инновации;
- Динамичный рост экспорта продукции МСП;
- Значительный профессиональный рост на рынке труда Нижегородской области;
-Нижегородская область должна стать центром притяжения для инновационного бизнеса.
В процессе реализации Концепции
быстро возрастает роль МСП как основы
социально-экономического развития региона.
Направление вектора
На смену количественному росту МСП приходит качественный – растет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повышается объем инвестиций в основной капитал МСП, улучшается их кадровый потенциал. Темпы роста оборота МСП выше средней динамики роста валового регионального продукта.
Также происходят изменения в отраслевой структуре МСП. Благодаря большому числу заказов крупных предприятий возрастает доля МСП, встроенного в систему субконтрактации в обрабатывающих отраслях. Формируются территориально-отраслевые кластеры, которые становятся катализаторами роста малых предприятий в средние, а средних – в крупные.
Сглаживаются диспропорции между муниципальными образованиями по уровню развития МСП, степень концентрации малого и среднего бизнеса на территориях региона.
Фактические и прогнозные значения основных качественных показателей развития МСП в Нижегородской области до 2020 года представлен в таблице 2.
Таблица 2. Фактические и прогнозные значения основных качественных показателей развития МСП Нижегородской области до 2020 года.
Показатели |
1 этап 2008-2010 |
2 этап 2011-2015 |
3 этап 2016-2020 |
Доля МСП в валовом региональном продукте на конец этапа, в % |
22 |
32 |
выше 50 |
Среднегодовая динамика количества субъектов МСП, в % |
15 |
12 |
5 |
Доля занятых в сфере
МСП в общей численности |
40 |
50 |
55 |
Доля проактивных (инновационно-ориентированных) МСП в количестве малых и средних предприятий на конец этапа, в % |
10 |
15 |
25 |
Доля обрабатывающих МСП в количестве малых и средних предприятий на конец этапа, в % |
22 |
25 |
30 |
Среднегодовой индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % |
118 |
125 |
130 |
Среднегодовой индекс производства малых и средних предприятий, в % |
108 |
108 |
113 |
Уровень оплаты труда в сфере МСП к уровню оплаты труда в среднем по Нижегородской области, в % |
70 |
85 |
100 |
Уровень оплаты труда
в проактивных инновационно- |
100 |
135 |
170 |
Среднегодовой темп роста налоговых поступлений от деятельности малых и средних предприятий в областной бюджет Нижегородской области, в % |
107 |
108 |
110 |
Детализация показателей, характеризующих развитие МСП в Нижегородской области, проводится по соответствующим разделам региональных программ развития субъектов МСП.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области
В Нижегородской области
постоянно ведется изучение проблем
МСП в рамках как национальных,
так и региональных специализированных
исследований.
В ходе всероссийского исследования
«Условия и факторы предпринимательства
в регионах России», которое проводили
Всероссийский центр изучения общественного
мнения и ООО «ОПОРА России» при поддержке
МЭРТ РФ в 75 субъектах России, были выявлены
следующие проблемные зоны МСП Нижегородской
области:
- монополизация рынка крупными компаниями;
- противоправные действия со стороны контрольно-надзорных органов;
- искусственное затруднение доступа малого бизнеса в отдельные отрасли экономики;
- текущее финансовое состояние бизнеса;
- проблемы, создаваемые Роспотребнадзором;
- проблемы, создаваемые налоговой инспекцией;
- отношения с криминальными структурами;
- недостаток производственных и офисных площадей .
Схожие проблемы МСП Нижегородской области были выявлены в процессе более раннего общенационального исследования, которое также осуществляли ВЦИОМ и ООО «ОПОРА России».
Предприниматели-респонденты отметили:
- сложность получения производственных площадей;
- высокую долю арендных платежей в расходах;
- отсутствие достаточных финансов для развития бизнеса;
- препятствия к доступу в отрасль со стороны крупных компаний;
- большие затраты на незаконные выплаты;
- противоправные действия
со стороны властных структур.
Представители рабочей группы,
участвовавшей в создании Стратегии, указали
на следующие проблемы для развития малого
бизнеса в регионе (представлены по мере
убывания значимости):
- ограничения, связанные с недоступностью финансирования, и деятельность контрольно-разрешительных органов (равный ранг проблем);
- недостаток квалифицированных кадров;
- не оптимальность законодательства по поддержке малого бизнеса;
- отсутствие полномочий, средств и механизмов по поддержке малого бизнеса;
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях