Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      - проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях; 
      - высокий уровень информатизации, представленность в Интернет-пространстве. 

2.2.Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года. 
Для успешной реализации Концепции целесообразно осуществлять преобразования в три этапа:  
Таблица 1. Этапы реализации Концепции

Номер этапа

Наименование

Временные границы этапа (годы).

Содержание  этапа

1

Изменение стиля управления

2008-2010

Переход от администрирования  к системе управления развитием  МСП в области

2

Этап структурных изменений

2011-2015

Действует система активной поддержки инновационной инвестиционной деятельности, качественные изменения в отраслевой, технологической структуре МСП

3

Этап устойчивого качественного  роста МСП и роста его доли в валовом региональном продукте  

2016-2020

МСП – экономический  локомотив, основа социально-экономического развития региона. 
МСП Нижегородской области выходит на международный уровень.




Этап 1. 2008-2010 годы. Изменение стиля управления: Переход от администрирования к управлению развитием.

Содержание  этапа:

 - Совместная работа с МСП по выстраиванию бренда «Нижегородский предприниматель»; 

- Смена акцента во взаимодействии с предпринимателями с функции контроля к функции мониторинга; 

- Разработка методических инструментов для работы на уровне муниципалитетов; 

- Добавление к массовой поддержке МСП целевой селективной поддержки;

- Становление системы стимулирования, поддержки и развития МСП на всех значимых территориях с обеспечением равного к ней доступа в соответствии с условиями предоставления поддержки; 

- Ликвидация пробелов и увязывание инфраструктуры поддержки МСП в целостную систему; 

- Становление системы профессионального бизнес-образования. Внедрение успешных управленческих технологий в области поддержки и развития МСП, первоочередное обучение специалистов инфраструктуры поддержки МСП.

Задачи первого  этапа:

- МСП заново осознает свою миссию и задачи и выстраивает новый образ предпринимателя; 

- Субъекты МСП осваивают новые перспективные ниши; 

- Усиливается профессионализация участников рынка, возрастает потребность в качественном менеджменте; 

- Формируются и осознаются запросы к бизнес-образованию

Результаты реализации первого этапа:

- Снизился дискомфорт среды для становления, функционирования и развития МСП, выстроились партнерские отношения в бизнесе и власти; 

- Выросло количество МСП на депрессивных территориях; 

- Изменилась структура предпринимательства, возросла доля высокопрофессиональных услуг и инновационных предприятий; 

Этап 2. 2011-2015 годы. Динамичные структурные изменения.

Содержание  этапа:

- Действие специальных программ работы с потенциальными предпринимателями среди молодежи, социально-незащищенных групп и др.; 

- Эффективная работа финансовой и имущественной программы поддержки субъектов МСП на начальной стадии развития; 

- Массовое внедрение информационных технологий; 

- Осуществление поддержки территориальных и отраслевых кластеров МСП; 

- Постоянная работа по продвижению бренда «Нижегородский предприниматель» на национальном и международном уровнях;

- Осуществление активного трансферта технологий из других субъектов Российской Федерации и из заграницы; 

- Создание системы поддержки инновационного бизнеса, мигрирующего в Нижегородскую область с других территорий;

- Реализация функций «кластерных наставников» муниципальными властями.

Задачи второго  этапа:

- Усилить механизмы саморегуляции в предпринимательском сообществе (внутренний контроль приводит к росту ответственности и повышению качества товаров/услуг); 

- Становление субъектов МСП классом собственников (средства вкладываются в развитие бизнеса, в том числе, в инновационные и высокотехнологичные направления); 

- Становление субъектов МСП важной экспертной силой.

Ожидаемые результаты:

- Сформированная система партнерства между МСП и властью. Степень доверия и открытости должна возрасти;

- Сформированный позитивный бренд «Нижегородский предприниматель» на разных территориальных уровнях;

- Значительный рост конкурентоспособности нижегородского МСП, осуществление значительной экспансии на российские рынки товаров и услуг; 

- Укрепление связей МСП – наука, МСП – ВУЗы, МСП – крупный бизнес; 

- Увеличение количества заявок на объекты интеллектуальной собственности;

- Начало притока МСП из других регионов; 

- Рост конкуренции между представителями МСП, в том числе и в инновационных сегментах. 

- Динамичный рост среднего уровня зарплаты в среде МСП; 

- Позитивные изменения в отраслевой и территориальной структуре предпринимательства.

Этап 3. 2016-2020 годы. Устойчивый качественный рост МСП

Содержание этапа:

- Укрепление сотрудничества нижегородских центров поддержки МСП с международными организациями;

- Осуществление трансферта технологий поддержки МСП из Нижегородской области; 

- Работа целостной системы непрерывного бизнес-образования;

- Активное участие МСП в решении проблем и задач в социально-экономическом развитии региона;

- Рост доли частного капитала в финансировании приоритетных проектов, соответствующих стратегическим задачам области;

- Финансирование значительной доли МСП за счет венчурных средств; 

- Активное сотрудничество с выходцами из Нижегородской области, проживающих заграницей, по привлечению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в Нижегородскую область для интенсивного развития МСП.

 

Ожидаемые результаты:

- Доля МСП в валовом региональном продукте должна превысить 50%; 

- Нижегородская область должна войти в пятерку российских лидеров по доле инновационного бизнеса; 

- Ранее дотационные территории должны стать самоокупаемыми;

- МСП должно получить больше патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д.;

- Прирост числа субъектов МСП промышленного производства, осуществляющих технологические инновации; 

- Динамичный рост экспорта продукции МСП; 

- Значительный профессиональный рост на рынке труда Нижегородской области;

-Нижегородская область  должна стать центром притяжения для инновационного бизнеса.

2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации Концепции

В процессе реализации Концепции  быстро возрастает роль МСП как основы социально-экономического развития региона. Направление вектора обеспечения  экономического роста изменяется от крупных предприятий к малому и среднему бизнесу с высокой инновационной составляющей, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка. К 2020 году доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте должна достигнуть 50%. Здоровая конкуренция делает малый и средний бизнес еще более мобильным, он активно занимает новые ниши в экономике. Продукция нижегородского МСП конкурентоспособна в России и на мировых рынках.

На смену количественному  росту МСП приходит качественный – растет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повышается объем инвестиций в основной капитал МСП, улучшается их кадровый потенциал. Темпы роста оборота МСП выше средней динамики роста валового регионального продукта.

Также происходят изменения в отраслевой структуре МСП. Благодаря большому числу заказов крупных предприятий возрастает доля МСП, встроенного в систему субконтрактации в обрабатывающих отраслях. Формируются территориально-отраслевые кластеры, которые становятся катализаторами роста малых предприятий в средние, а средних – в крупные.

Сглаживаются диспропорции между муниципальными образованиями  по уровню развития МСП, степень концентрации малого и среднего бизнеса на территориях  региона.

Фактические и прогнозные значения основных качественных показателей развития МСП в Нижегородской области до 2020 года представлен в таблице 2.

Таблица 2. Фактические и прогнозные значения основных качественных показателей развития МСП Нижегородской области до 2020 года.

Показатели

1 этап

2008-2010

2 этап

2011-2015

3 этап

2016-2020

Доля МСП в валовом  региональном продукте на конец этапа, в %

22

32

выше 50

Среднегодовая динамика количества субъектов МСП, в %

15

12

5

Доля занятых в сфере  МСП в общей численности занятых  в экономике области на конец этапа, в %

40

50

55

Доля проактивных (инновационно-ориентированных) МСП в количестве малых и средних  предприятий на конец этапа, в %

10

15

25

Доля обрабатывающих МСП в количестве малых и средних  предприятий на конец этапа, в %

22

25

30

Среднегодовой индекс физического  объема инвестиций в основной капитал, в %

118

125

130

Среднегодовой индекс производства малых и средних предприятий, в %

108

108

113

Уровень оплаты труда  в сфере МСП к уровню оплаты труда в среднем по Нижегородской области, в %

70

85

100

Уровень оплаты труда  в проактивных инновационно-ориентированных МСП к уровню оплаты труда в среднем по области, в %

100

135

170

Среднегодовой темп роста  налоговых поступлений от деятельности малых и средних предприятий  в областной бюджет Нижегородской области, в %

107

108

110




Детализация показателей, характеризующих развитие МСП в  Нижегородской области, проводится по соответствующим разделам региональных  программ развития субъектов МСП.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства

 

3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области

В Нижегородской области  постоянно ведется изучение проблем  МСП в рамках как национальных, так и региональных специализированных исследований. 
     В ходе всероссийского исследования «Условия и факторы предпринимательства в регионах России», которое проводили Всероссийский центр изучения общественного мнения и ООО «ОПОРА России» при поддержке МЭРТ РФ в 75 субъектах России, были выявлены следующие проблемные зоны МСП Нижегородской области:

- монополизация рынка  крупными компаниями;

- противоправные действия со стороны контрольно-надзорных органов;

- искусственное затруднение доступа малого бизнеса в отдельные отрасли экономики;

- текущее финансовое  состояние бизнеса;

- проблемы, создаваемые Роспотребнадзором;

- проблемы, создаваемые налоговой инспекцией;

- отношения с криминальными структурами;

- недостаток производственных и офисных площадей .

Схожие проблемы МСП  Нижегородской области были выявлены в процессе более раннего общенационального исследования, которое также осуществляли ВЦИОМ и ООО «ОПОРА России».

Предприниматели-респонденты  отметили:

- сложность получения производственных площадей;

- высокую долю арендных платежей в расходах;

- отсутствие достаточных финансов для развития бизнеса;

- препятствия к доступу в отрасль со стороны крупных компаний;

- большие затраты на незаконные выплаты;

- противоправные действия со стороны властных структур. 
     Представители рабочей группы, участвовавшей в создании Стратегии, указали на следующие проблемы для развития малого бизнеса в регионе (представлены по мере убывания значимости):

- ограничения, связанные с недоступностью финансирования, и деятельность контрольно-разрешительных органов (равный ранг проблем);

- недостаток квалифицированных кадров;

- не оптимальность законодательства по поддержке малого бизнеса;

- отсутствие полномочий, средств и механизмов по поддержке малого бизнеса;

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях