Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие предпринимательства 4
1.1. Сущность и виды предпринимательства 4
1.2. Классификация предпринимательства 9
1.3. Функции предпринимательства 11
Глава 2. Особенности развития предпринимательства в России 14
2.1. Состояние развития предпринимательства в России 14
2.2. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года 17
2.3. Прогноз ожидаемого эффекта от реализации концепции 21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 24
3.1. Проблемы развития предпринимательства в Нижегородской области 24
3.2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области 26
Заключение 35
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

 

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ

 

К У  Р С О В А Я  Р А Б О Т А

 

По  дисциплине:

«Экономическая  теория» 

 

на тему:

 

“ Предпринимательство: особенности развития в современных условиях ”

 

 

 

 

Выполнил:

 

____________________________   

подпись

Научный руководитель: 

 

____________________________

подпись

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

 

2012 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Понятие предпринимательства                                                             4

    1.   Сущность и виды предпринимательства                                                4
    2.   Классификация предпринимательства                                                   9
    3.   Функции предпринимательства                                                            11

Глава 2. Особенности  развития предпринимательства в России                    14

2.1.      Состояние развития предпринимательства в России                           14

2.2.      Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории нижегородской области на период до 2020 года                               17

2.3.      Прогноз  ожидаемого эффекта от реализации  концепции                   21

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития предпринимательства              24

    1. Проблемы развития предпринимательства в  Нижегородской области                                                                                                                        24
    2. Меры, предпринятые властями для развития МСП в Нижегородской области                                                                                                                        26

Заключение                                                                                                           35

Список литературы                                                                                              36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике  определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие производства.

Опыт ведущих  стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур.

Таким образом, предпринимательство  выполняет не только экономические  функции, но и на сферы жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно увидеть основные проблемы в России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также меры, предпринятые властями для развития предпринимательства.

 

Глава 1. Понятие предпринимательства

1.1.Сущность и виды предпринимательства

 

  В рыночной экономике (в том числе и в отношениях свободной купли-продажи) встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с определенными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель.

Слова «предприниматель»  и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо —  создать, организовать, наладить, заключить следку, вступить в соглашение и т.д. В обыденной жизни предпринимателем часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.д.), то есть действует в соответствии с намеченной целью в интересах получения конкретных конечных результатов.

В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли. В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с фирмами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик, крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Для предпринимательства  характерна ориентация на получение прибыли, комбинированность факторов деятельности, самостоятельность, подверженная риску. Основная функция предпринимательства в России состоит в том, чтобы «доводить» до конкретных потребителей товары и услуги и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство как явление отражает:

  • всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;
  • всю систему отношений, которая объективно возникает у предпринимателей друг с другом, с потребителями, с поставщиками, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и государством;
  • товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости, денежного обращения и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Как процесс предпринимательство  представляет собой сложную «цепочку» действий, начиная с поиска (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект, позволяющий производить необходимые потребителям товары, оказывать услуги, и заканчивающийся извлечением прибыли.

Следовательно, предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение определенной прибыли, ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута. Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потребности, которые и удовлетворяются предпринимателями.

Реализация идеи предпринимателя  охватывает следующие понятия:

  • изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;
  • внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практически неизвестного метода (способа) производства;
  • освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;
  • получение нового источника сырья;
  • осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия в условиях конкурентной рыночной среды).

Виды предпринимательства  зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

  • производственное;
  • коммерческо-торговое;
  • финансово-кредитное;
  • страховое;
  • посредническое.

Производственное  предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере. Соответственно выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.).

С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство — самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

Производственное предпринимательство  в России — наиболее рисковое занятие. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

Коммерческо-торговое предпринимательство — основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).

В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям, т.е. организациям, предприятиям, физическим лицам, на получение ими компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях