Предпринимательство как тип хозяйствен.поведения

Автор: Никита Чистяков, 17 Октября 2010 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Проблемы перспективного планирования и формирования стратегии развития предприятий в своих работах рассматривали многие зарубежные и отечественные ученые. Это научные труды зарубежных специалистов Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Карлофа, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, Дж. Стрикленда, А. Томпсона. В этих работах рассматриваются основные теоретические проблемы и практические подходы к изучению стратегических вопросов. Наиболее значимые отечественные разработки в этой области проводились Л. Абалкиным, В.А. Береславской, В. Боевым, С. Глазьевым, А.П. Градовым, В.С. Ефремовым, П.В. Забелиным, К.П. Личко, А.Н. Люкшиновым, Е.И. Семёновой, Р.А. Фатхутдиновым и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.1. Понятие предпринимательской деятельности
1.2. Специфика предпринимательских отношений в Российской Федерации
1.3. Признаки предпринимательской деятельности
1.4. Формы и виды предпринимательства
1.5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности
2. Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
2.1 Содержания и основные направления предпринимательской деятельности предприятия
2.2. Управления предпринимательской деятельности предприятия
2.3 Экономические оценки эффективности предпринимательской деятельностью предприятиями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

предпри-во как тип хозяйствен.поведения.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Одна  из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов  и реализация внешнеэкономической политики. Особенно в области заграничных капиталовложений и иностранных инвестиций, государственное регулирование внешнеэкономических связей посредством таможенного, валютного и других видов контроля над внешнеторговыми операциями. Заметно, что важной задачей государственных органов является оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности. Повышение конкурентоспособности российских предприятий осуществляется в первую очередь путем предоставления им различных финансовых льгот из средств государственного бюджета. Очень часто используют такое средство, как выдача экспортерам прямых субсидий из государственного бюджета.

 

      Это применяется для покрытия разницы  между высокой внутренней ценой товара и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке, а также и для компенсации части расходов экспортеров. Дают возможность экспортерам снижать цены вывозимых товаров и таким путем расширять экспорт и субсидии. Заметим, что довольно широко применяют также частичное или полное освобождение фирм, которые экспортируют товары, и от уплаты внутренних налогов или предоставление им налоговых льгот. Важно, что это предоставление отдельным экспортерам права на ускоренную амортизацию основного капитала обеспечивает им получение дополнительных прибылей. Используют и такую форму, как предоставление экспортерам и транспортным компаниям скидок с железнодорожных тарифов.

     Устойчивость  и эффективность предприятий  в значительной мере зависит от уровня их трансакционных издержек. Они включают затраты на поиск информации о контрагентах, действующих и перспективных ценах, ведение переговоров об условиях контрактов и заключении сделок, разработку стандартов, контроль за уровнем качества, правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности и др. Несмотря на то, что трансакции в основном должны нести непосредственно заинтересованные в них предприниматели, государство, в свою очередь, берет часть этих расходов на себя, и тем самым обеспечивает правовую основу и благоприятный социальный климат для предпринимательской деятельности, а также реализуя государственные контрактные системы, мониторинг конъюнктуры товарных рынков, стандартизацию качества товаров и услуг.

     Методы  государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, рассматриваются как прямые, так и косвенные.  
Прямые методы предопределяют вмешательство в функционирование рыночного механизма.

 

Внедряются  в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

     Косвенные методы предусматривают воздействие  на рыночные условия путем применения мероприятий в области финансовой и кредитно-денежной политики, налогов, субсидий, повышения экспорта, увеличения валютных операций и др.

     Основой коренного реформирования российской экономики должна стать и стала  широкая приватизация государственной  собственности.  
Приватизация предполагает и определяет собой приобретение гражданами и АО (товариществами) у государства и муниципальных органов в частную собственность: предприятий, организаций, заводов и производств и их отдельных самостоятельных подразделений; а также оборудования, зданий, лицензий, патентов и других активов; долей (паев, акций) государства и муниципальных органов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизированным предприятиям долей в капитале иных АО (товариществ), а также объединений предприятий (ассоциаций, концернов и др.)17. Приватизация предприятия означает переход собственности, а значит и прав по управлению приватизируемым предприятием, от государства к отдельным гражданам, предприятиям, банкам и фирмам, представляющим негосударственный (частный) сектор экономики.

     Главная цель приватизации, проводимой в странах  с развитой рыночной экономикой, - повышение  эффективности производства за счет оптимального распределения ответственности  за его результаты.  

 

В России, где долго существовали и господствовали административно-командная система управления и централизованное государственное планирование, приватизация и связанные с ней преобразования в области контроля над производством должны привести наряду с ростом эффективности к перераспределению власти в обществе, экономической и структурной перестройке. В той степени, в какой новые мотивации начинают определять поведение хозяйствующих субъектов, меняется распределение экономических ресурсов, происходит приспособление слоя управляющих к индивидуальным интересам производителей и потребителей. Приватизация должна способствовать не только повышению эффективности производства на уровне предприятий, но и росту эффективности отдельных регионов и экономики в целом путем перемещения трудовых ресурсов, инноваций и управленческих стимулов из отраслей тяжелой промышленности в потребительскую сферу.

     Приватизацию  государственного имущества организует Министерство государственного имущества (Мингосимущество) РФ и его территориальные  агентства. Продавцами приватизируемых государственных предприятий и долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в федеральной собственности, является Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и назначенные им представители, а в собственности республик, автономных образований, городов и районов - соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. Для формирования первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создают инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд вправе владеть не более 10 % голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 % своих активов.

 

      В случае принятия решения о приватизации предприятие создает комиссию и  устанавливает для нее срок подготовки плана приватизации, который не может превышать 6 месяцев со дня подачи заявки. После завершения работы комиссии по приватизации Мингосимущество РФ или другой уполномоченный на это орган ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает АО и передает его активы и права учредителю для продажи соответствующему фонду имущества.

     Приватизацию  государственных и муниципальных  предприятий проводят путем их купли-продажи  по конкурсу или на аукционе посредством  продажи долей (акций) в капитале предприятий после преобразования их в АО. По конкурсу продают государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда покупатели должны выполнить определенные условия, устанавливаемые соответствующим органом по управлению имуществом. С аукциона продают государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуют выполнения каких-либо условий.

     Независимо  от способа приватизации продавец и  покупатель предприятия заключают договор, в котором указывают: сведения о продавце, покупателе и посреднике; наименование предприятия и его местонахождение; состав и цену активов, в т.ч. земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды; число и цену акций АО (величину пая в товариществе); порядок передачи предприятия; формы и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия; условия, на которых предприятие было продано по конкурсу и др. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора.

     После завершения в России в 1995 году первого  этапа приватизации (ваучерного) проходит ещё более необходимый и важный этап (денежная приватизация).18 Осуществляется продажа на аукционах и инвестиционных конкурсах пакетов акций приватизированных предприятий, оставшихся в государственной собственности. Основные задачи этого этапа, которые требуют решения:

     во-первых, завершить передачу в частную  собственность бывших государственных  предприятий и провести их активную реконструкцию. Это  
позволит использовать в полной мере преимущества рыночной экономики, стимулировать развитие фондового рынка, а также привлечь частные инвестиции;

     во-вторых, применить часть средств от продажи пакетов акций, находящихся в государственной собственности, реинвестировать в приватизированные предприятия. Это будет способствовать их структурной перестройке и обновлению технической базы;

     в-третьих, за счет средств от денежной приватизации значительно пополнить доходную часть федерального бюджета, а это должно, с одной стороны, способствовать общеэкономической стабилизации, и с другой, - решению актуальных социальных проблем.

     В настоящее время приватизировано  более 130 тыс. предприятий, которые производят свыше 70% ВНП. В химической и нефтехимической промышленности функционируют 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов, почти 95% которых преобразовано в АО. В ближайшее время этот процесс будет фактически завершен, за исключением предприятий, не подлежащих приватизации по законодательству.

     Не  смотря на то, что в результате массовой приватизации в настоящее время  около 60% предприятий стали частными, ее основные цели не были достигнуты, а именно:

     - не сформирован широкий слой  эффективных частных собственников;

     - структурная перестройка экономики  не привела к желаемому повышению  эффективной деятельности предприятия;

     - привлеченных в процессе приватизации  инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятия;

     - в некоторых отраслях не удалось  сохранить конкурентное положение  предприятий на отечественном  и мировом рынках.  
Финансовое положение приватизированных предприятий не позволяет инвестировать значительные средства в их реконструкцию и техническое перевооружение. Не позволяет совершенствовать ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка. Проводимая для роста собственного и заемного капитала реализация акций и облигаций предприятий не дает желаемых результатов. Это объясняется тем, что держатели ликвидных ценных бумаг (инвестиционные и паевые фонды, страховые компании) размещают свои активы в наиболее устойчивых отраслях, таких как нефтяная и газовая промышленности, цветная металлургия, в электроэнергетике. С точки зрения привлечения крупных инвесторов, заинтересованных в долгосрочных капиталовложениях, необходимо создать благоприятные условия для выкупа ими акций, которые  
приобретались на льготных условиях членами трудовых коллективов и желающих получать различные выплаты и дивиденды от прибыли, а не инвестировать ее в долговременные проекты.

     Много трудностей и с привлечением в  современных условиях иностранных  инвестиций. Основные проблемы это неопределенность и непредсказуемость законодательной базы, нестабильность финансовой системы, государственное регулирование цен, недостаток коммерческой информации и др. Эти и ряд других факторов, в частности социально-политических, вызывают повышенные риски у иностранных инвесторов, вынуждая их занижать прогнозируемые денежные доходы, увеличивать ожидаемые сроки окупаемости вложений и т.п. по интересующим их проектам.

     Исходя  из общественных интересов, приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом. И эта политика должна быть направлена на получение в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка продуктами и услугами отечественных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народохозяйственного комплекса.

 

2.3 Экономические оценки эффективности предпринимательской деятельностью предприятиями

 

     В условиях рыночной экономики предприятиям необходимо решать задачи управления на качественно новом уровне. Необходимо оперативно реагировать на конъюнктуру  рынка и быстро меняющуюся экономическую  ситуацию. Требуется перестройка внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. В этой главе будет рассказано о современных методах

решения этих проблем.

     Во-первых, она представляет практический интерес  и без непосредственной связи с автоматизацией управления.

     Во-вторых, рассмотренные здесь понятия  могут встречаться в проспектах, статьях, а также в различных  документах, которые придется рассматривать  и утверждать при выборе и внедрении  системы

автоматизации управления предприятием.

     Охарактеризуем  основные черты управления предприятием как процесса с точки зрения теории управления.

     В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности представляется в виде так называемой «петли управления»19. Что включает циклическую последовательность следующих этапов: прогноз - планирование - контролируемая деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов.

Информация о работе Предпринимательство как тип хозяйствен.поведения