Предпринимательство как тип хозяйствен.поведения

Автор: Никита Чистяков, 17 Октября 2010 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Проблемы перспективного планирования и формирования стратегии развития предприятий в своих работах рассматривали многие зарубежные и отечественные ученые. Это научные труды зарубежных специалистов Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Карлофа, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, Дж. Стрикленда, А. Томпсона. В этих работах рассматриваются основные теоретические проблемы и практические подходы к изучению стратегических вопросов. Наиболее значимые отечественные разработки в этой области проводились Л. Абалкиным, В.А. Береславской, В. Боевым, С. Глазьевым, А.П. Градовым, В.С. Ефремовым, П.В. Забелиным, К.П. Личко, А.Н. Люкшиновым, Е.И. Семёновой, Р.А. Фатхутдиновым и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.1. Понятие предпринимательской деятельности
1.2. Специфика предпринимательских отношений в Российской Федерации
1.3. Признаки предпринимательской деятельности
1.4. Формы и виды предпринимательства
1.5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности
2. Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
2.1 Содержания и основные направления предпринимательской деятельности предприятия
2.2. Управления предпринимательской деятельности предприятия
2.3 Экономические оценки эффективности предпринимательской деятельностью предприятиями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

предпри-во как тип хозяйствен.поведения.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     Организационно-правовые формы частных предприятий следующие:  
- индивидуальные предприятия, где собственником капитала является один человек. Он самостоятельно управляет предприятием в своих интересах, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия;  
- товарищества (партнерства) на паях, где объединен капитал нескольких лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. На этих предприятиях основные права принадлежат всем партнерам, которые принимают активное участие в деятельности товарищества, и они несут полную ответственность по его обязательствам. Наряду с ними могут быть партнеры, ответственность которых ограничена суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью);

     - акционерные общества (корпорации), где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой - акцией, а его ответственность ограничена вкладом в данное предприятие.

Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую  они заплатили за акции. Корпорации имеют юридический статус, управление ими осуществляет верхний эшелон профессиональных менеджеров, работающих по найму.

     В развитой рыночной экономике проявляют  себя различные типы предприятий, в  основном частные. Например, в Америке (США) около 17 млн. разнообразных фирм, в том числе свыше 70% индивидуальных, 8-10% товариществ, принадлежащих двум или более лицам, и 18-20% акционерных обществ. Следует указать, что последние производят около 90% общей продукции и услуг. 13

     Акционерные общества (АО) существуют следующих типов. Они бывают закрытые и открытые. Закрытым АО считается общество, в котором все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Акционеры несут ответственность только в пределах внесенного капитала. Открытым (публичным) АО является общество, акции которого свободно продают и покупают без ограничений на рынке ценных бумаг. АО и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества. Если в уставном капитале АО есть доля государственного капитала, то оно называется смешанным. Одни АО могут принимать участие в акционерном капитале других. Допустимым является и «взаимопроникновение» акционерных капиталов (система участий). Используя эту основу, существует ряд типов акционерных объединений: синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы и т.д.

     Синдикат  прежде всего представляет собой  организационно оформленное соглашение, при котором предполагается сбыт продукции его участников и закупки  сырья через единый орган, этот орган существует в форме акционерного общества.

 

      Выполнение этих функций может  быть поручено одному из участников соглашения. Так участниками синдиката могут  быть АО, тресты и концерны. Рассмотрим пример. Ярославский, Московский и Омский шинные заводы в 1991 году создали реализационную компанию - синдикат ЗАО «Сибур-шина»14. Эта компания проводит единую для них политику и в маркетинге, и в ценообразовании, и в инвестициях, и в учете, а также создает общую товаропроводящую сеть.

     Трест представляет собой более развитую форму объединения, чем синдикат, при которой различные предприятия объединяют в единый производственный комплекс. Эти предприятия теряют свою юридическую, производственную, коммерческую самостоятельность. Они подчиняются единому управлению из одного центра. В отличие от синдиката здесь совмещены все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

     Концерн - объединение производственного  характера. Создание его,  
как правило, обусловлено необходимостью комбинирования, более тесного кооперирования различных производств, а также централизованного контроля и управления этими процессами. В концерн входят как промышленные предприятия, так и торговые, транспортные и проектно-конструкторские организации, банки, страховые компании и др. Значительное распространение во всем мире получил холдинг - орган управления концерном посредством холдинговой, или держательской компании. Эта компания владеет контрольными пакетами акций, предприятий и организаций, входящих в концерн. Контролирует их и управляет ими. В одних случаях это выполняет специально созданная холдинговая компания, которая осуществляет указанные функции (чистый холдинг). А в других случаях ими наделяют существующую организацию (смешанный холдинг), состоящую в концерне. Холдинговая компания может не заниматься производственной деятельностью.

 

Так по факту холдингом являются любое  АО или банк, которое владеет контрольным пакетом акций других АО.

     Консорциум - это финансовая группа, объединяющая юридически и экономически самостоятельные  организации (предприятия, банки и др.) различных отраслей. Он создаётся для совместного размещения займа, реализации важных промышленных проектов или крупных проектов большой общественной значимости. В этом случае участником может быть государство. Существование консорциума, чаще всего, заканчивается по мере завершения проекта.

     Финансово-промышленная группа представлена как зарегистрированный в установленном порядке ряд  юридически независимых предприятий, финансовых инвестиционных институтов, которые объединили свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Но надо отметить, что центральной (головной) компанией является или специализированная организация - управляющая компания, или ее функции выполняет входящее в группу производственное предприятие, банк, а может и финансовая или страховая компания. Финансово-промышленные группы существуют как межгосударственные, межрегиональные и региональные.

     Существует  особая организационно-правовая форма  предпринимательской деятельности - кооператив. В кооперативе собственники средств производства являются одновременно и работающими членами. Их доходы - это зарплата, которую они получают как работники, и прибыль, которую они имеют как собственники. Здесь в отличии от товариществ и акционерных обществ, где можно использовать собственный и наемный труд, кооперативы допускают лишь личную совместную трудовую деятельность их членов на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов.

 

Прибыль участники кооператива получают в соответствии с трудовым вкладом, и она не зависит от пая, как  в товариществе.

     В зависимости от уровня концентрации капитала и количества работающих, а, следовательно, масштабов и размеров производственной деятельности, предприятия можно подразделить на малые, средние и крупные15. В рыночной экономике малых предприятий подавляющее большинство. Эти предприятия быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры и часто обновляются. Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, а также невысокими ценами на продукцию и небольшими издержкам производства. Они создаются и работают там, где нет необходимости создавать массовое производство с большими затратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательство традиционно поддерживает государство. Оно использует для них льготное налогообложение и антимонопольное законодательство.

     Средние предприятия в развитых странах, в отличии от малых, не так многочисленны. И причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Это объясняется тем, что они не так мобильны, как малые предприятия, а также составляют значительную конкуренцию крупному бизнесу. Кроме того, средние фирмы - это постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов - на их долю приходится самый большой процент поглощений. Критерии отнесения того или иного предприятия к разряду малого или среднего достаточно условны. Чаще всего этим фактором является численность работающих. В США к малым промышленным фирмам относят компании с числом работающих до 500, а к числу средних- от 500 до 1000, в большинстве стран Западной Европы - до 50 и 500, Японии - до 30 и 300.

 

В нашей  стране малыми предприятиями считают предприятия в промышленности - с численностью работающих до 200, в строительстве - до 150, науке - до 100, непроизводственной сфере - до 25 и в розничной торговле - до 1516.

     Крупные предприятия, которые имеют как  правило статус корпораций (АО), хотя их относительно немного, составляют основу производственного потенциала экономически развитых стран. Они и создают большую часть их ВНП. Преимущества крупных фирм заключаются прежде всего в том, что только им доступно массовое производство и широкое внедрение достижений научно-технического прогресса. Они способны на крупные инвестиции и проведение серьезных научных разработок. Крупные корпорации обладают устойчивостью. Они являются действенным инструментом внутри- и межотраслевого перелива капитала, их никогда не ликвидируют, как мелкие и средние, а только меняют владельцев. Одно из главных условий стабильной эффективной деятельности корпорации - объединение капитала и диверсификация производства.

     Государственное регулирование предпринимательской  деятельности - рынок. Он создает реальные стимулы к самореализации возможностей людей. При этом повышается трудовая и хозяйственная активность. Рынок способствует резкому ускорению научно-технического прогресса. Характерные рынку механизмы саморегулирования создают наилучшую координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов, а также осуществляют рациональное использование производственных ресурсов и сбалансированность экономики. Рынок характеризуется не только механизмами принятия обществом решений о распределении имеющихся ресурсов, товаров и услуг. Ведь именно с помощью рынка эти решения обеспечиваются на практике.

 

      При этом определяющую роль играет государственное  регулирование экономики. Оно должно проводиться путем:

     - законодательной регламентации  предпринимательской деятельности. Цель - предупреждение монополизма, поощрение здоровой конкуренции, защита потребителей и охрана окружающей природной среды;

     - единой денежной и банковской  системы, методов регулирования  денежной массы (монетарная политика);

     - системы налогов, налоговых льгот и финансовых санкций (фискальная политика);

     - регулирования цен; 

     - бюджетных ассигнований и проведения  операций с принадлежащими государству активами;

     - целевых социально-экономических,  научно-технических и инвестиционных программ.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание условий, которые создают и обеспечивают нормальное функционирование экономики  в целом и стабильное участие  предпринимателей в международном  разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Основные задачи государственного регулирования следующие:

     - разработка и принятие соответствующих  законодательных актов, а также контроль за их исполнением, защита интересов предпринимателей;

     - повышение эффективности государственного регулирования, снижение издержек.

     - снижение уровня прямых форм  вмешательства и бюрократического  контроля над деятельностью предприятий;

     - создание и сохранение условий  для свободной и добросовестной  конкуренции, контроль за правилами конкуренции и их соблюдением.

     - обеспечение равновесия, как товарно-денежного  так и бюджетного, используя средства  финансовой, налоговой, процентной  политики и управления денежной эмиссией;

     - сочетание действующих и перспективных  направлений развития экономики, а также структурно-инвестиционной и научно-технической политики;

     - содействие устойчивому увеличению  капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим  путем, уменьшения или снятие  ограничений административного  регулирования хозяйственной сферы деятельности;

     - обеспечение свободного перераспределения  рабочей силы, соблюдения норм  трудового законодательства, регулирования  частного найма и порядка оплаты труда;

     - сохранение социального равновесия  и приемлемого для большинства  населения уровня дифференциации и распределения доходов.  
Направления, формы и механизм государственного регулирования постоянно меняются и носят гибкий характер. А их реализацию осуществляют через соответствующие законодательные и исполнительные органы, используя средства административного надзора и нормативного регулирования производства. Это все больше распространяется на новые области, такие как безопасность продукции (в частности, продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества. С целью сдерживания производства и расточительного потребления ресурсов используют налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги

на потребителей.

 

      Важный инструмент финансового регулирования  предпринимательской деятельности это - предоставление прямых кредитов и субсидий и, в первую очередь, на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственного бюджета. Эти средства применяют при обстоятельствах, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из затруднительного положения. Следует заметить, что всё большее значение приобретают программы льготного кредитования, а также субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, осуществляются меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой. А также используют и другие средства стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе всё это предполагает, что частному предпринимательству обеспечивают большую свободу выбора условий и способов финансирования.

Информация о работе Предпринимательство как тип хозяйствен.поведения