Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является разработка проблемы темы: «Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины.»
Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:
- изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике;
- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России и на Смоленщине;
- формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности на Смоленщине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ФАКТОРА ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.................…….............5
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая
характеристика предпринимательства…………………………..............................5
1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10
1.3 Предпринимательство и социально-экономический прогресс.
Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21
2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….38
По мнению экспертов, на среднесрочную перспективу в рамках совершенствования системы институтов развития, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо:
* начать создание фондов прямых инвестиций для средних компаний (для проектов, которые не являются инновационными и не подпадают под финансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка);
* стимулировать создание бизнес-
* стимулировать создание
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины
Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач. Отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого и среднего предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый и средний бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.
Одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены следующие показатели развития малого и среднего предпринимательства:
-
доля среднесписочной
- доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
Развитие малого и среднего предпринимательства непосредственно связано с реализацией ряда приоритетов Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года: проведением кластерной политики в ведущих отраслях экономики Смоленской области, развитием сектора транспортно-логистических услуг, развитием туризма и сельского хозяйства.
Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Смоленской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета Смоленской области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.
В 2007 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2006 года [14].
Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2 671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.
Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2007 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 процентов больше, чем в 2006 году.
Ежегодно увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится 16,4 процента от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области – 341,6, по Тверской области – 505,1, по Калужской области – 665,7, по Орловской области – 403,6, по Курской области – 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых.
Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации. Однако вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области еще пока незначителен и отстает от общероссийских показателей. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 9,7 процента (общероссийский показатель – 11,4 процента), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Смоленской области равна 10,7 процента (общероссийский показатель – 17,8 процента) [15].
Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых и средних предприятий незначительна.
Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены, однако, проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:
-
неустойчивость и
-
административные барьеры в
-
недостаток финансовых ресурсов
(недостаточность собственного
-
трудности с получением
-
недостаток производственных
-
ограниченные возможности в
-
слабое развитие
-
недостаточный управленческий
-
невысокая эффективность
-
недостаточное информационное
Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Решение
существующих проблем и дальнейшее
поступательное развитие малого и среднего
предпринимательства в
Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами в формате региональной программы установлена Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Программа разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение его вклада в социально-экономическое развитие Смоленской области.
Для достижения основной цели Программы и обеспечения результатов ее реализации, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего предпринимательства в Смоленской области, необходимо решение следующих задач:
1) создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
-
имущественная поддержка
-
строительство объектов
- расширение доступа малых и
средних предприятий к
2) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача решается путем предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств:
-
популяризация и пропаганда
-
обеспечение устойчивого
-
организация выставочно-
4) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
-
удовлетворение потребностей
-
организация подготовки и
5)
информационная поддержка
6) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача включает в себя софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы было выявлено, что предприниматель (бизнесмен) – центральная фигура в рыночной экономике. Он ставит своей задачей наиболее рациональное соединение всех ресурсов производства в ходе осуществления хозяйственного процесса. Заслуга любого предпринимателя состоит в том, что он самостоятельно принимает решения о начале производства (или осуществлении определенного вида деятельности). С этой целью он изыскивает необходимые средства для претворения в жизнь своей идеи.