Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является разработка проблемы темы: «Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины.»
Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:
- изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике;
- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России и на Смоленщине;
- формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности на Смоленщине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ФАКТОРА ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.................…….............5
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая
характеристика предпринимательства…………………………..............................5
1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10
1.3 Предпринимательство и социально-экономический прогресс.
Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21
2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….38

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

      По  мнению экспертов, на среднесрочную  перспективу в рамках совершенствования системы институтов развития, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо:

          * начать создание фондов прямых инвестиций для средних компаний (для проектов, которые не являются инновационными и не подпадают под финансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка);

          * стимулировать создание бизнес-инкубаторов, региональных венчурных фондов;

          * стимулировать создание межрегиональных  объектов инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства в виде межрегиональных гарантийных фондов.

2.2 Предпринимательский  потенциал Смоленщины

      Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач. Отличительной особенностью малого и среднего  предпринимательства является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого и среднего предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый  и средний бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

      Одним из приоритетных направлений государственной  экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены следующие показатели развития малого и среднего предпринимательства:

      - доля среднесписочной численности  работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

      - доля продукции, произведенной  малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального  продукта.

      Развитие  малого и среднего предпринимательства  непосредственно связано с реализацией ряда приоритетов Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года: проведением кластерной политики в ведущих отраслях экономики Смоленской области,  развитием сектора транспортно-логистических услуг, развитием туризма и сельского хозяйства.

      Малое и среднее предпринимательство  стало неотъемлемой частью экономики Смоленской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Смоленской области  обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета Смоленской области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие Смоленской области напрямую зависит от данного сектора экономики.

      В 2007 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента  больше аналогичного показателя 2006 года [14].

      Общий объем инвестиций, направленных предприятиями  малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2 671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.

      Общая сумма налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и  среднего предпринимательства в 2007 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 процентов больше, чем в 2006 году.

      Ежегодно  увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится  16,4 процента от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или  более 80 тыс. человек.  По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8,  по Брянской области –  341,6, по Тверской области – 505,1, по Калужской области – 665,7, по Орловской области – 403,6, по Курской области – 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых.

      Среднегодовой темп роста числа малых и средних  предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель  по Центральному федеральному округу Российской Федерации. Однако вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области еще пока незначителен и отстает от общероссийских показателей. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 9,7 процента (общероссийский показатель – 11,4 процента), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей)  малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Смоленской области равна 10,7 процента (общероссийский показатель – 17,8 процента) [15].

      Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых и средних предприятий незначительна.

      Несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены, однако, проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

      - неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;

      - административные барьеры в сфере  регулирования предпринимательской деятельности;

      - недостаток финансовых ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств) для модернизации и развития предприятий;

      - трудности с получением банковского  кредита и высокая процентная  ставка по кредиту;

      - недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;

      - ограниченные возможности в продвижении  на рынок производимой продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий;

      - слабое развитие инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

      - недостаточный управленческий уровень  и низкая обеспеченность кадрами;

      - невысокая эффективность функционирования  системы обучения и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

      - недостаточное информационное обеспечение  в сфере предпринимательской деятельности.

      Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

      Решение существующих проблем и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Смоленской области возможны только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказании деловых услуг, налаживании деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

      Анализ  факторов, влияющих на развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

      Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами в формате региональной программы установлена Федеральным законом                    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Программа разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

      Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего  предпринимательства  и повышение его вклада  в социально-экономическое развитие Смоленской области.

      Для достижения основной цели Программы  и обеспечения результатов ее реализации, а также исходя из объективных  потребностей малого и среднего предпринимательства в Смоленской области, необходимо решение следующих задач:

      1) создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего  предпринимательства:

      - имущественная поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства;

      - строительство объектов недвижимости (бизнес-инкубаторов, технопарков, многофункциональных центров по развитию предпринимательства) для малых и средних предприятий;

       - расширение доступа малых и  средних предприятий к финансовым  ресурсам с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, регионального венчурного фонда, фонда прямых инвестиций и организаций микрофинансирования;

      2) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача решается путем предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

      3) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств:

  • совершенствование нормативно-правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в отношении предпринимательства;

      - популяризация и пропаганда идей  малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;

      - обеспечение устойчивого развития  малых и средних предприятий  с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;

      - организация выставочно-ярмарочной  деятельности;

      4) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:

      - удовлетворение потребностей малого  и среднего предпринимательства  в деловых услугах по ведению  предпринимательской деятельности;

      - организация подготовки и переподготовки  специалистов для субъектов малого  и среднего предпринимательства; 

      5) информационная поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства. Задача включает в себя информатизацию малого и среднего предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей информационной сети «Интернет»;

      6) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Задача включает в себя софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В ходе проделанной работы было выявлено, что предприниматель (бизнесмен) – центральная фигура в рыночной экономике. Он ставит своей задачей наиболее рациональное соединение всех ресурсов производства в ходе осуществления хозяйственного процесса. Заслуга любого предпринимателя состоит в том, что он самостоятельно принимает решения о начале производства (или осуществлении определенного вида деятельности). С этой целью он изыскивает необходимые средства для претворения в жизнь своей идеи.

Информация о работе Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины