Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является разработка проблемы темы: «Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины.»
Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:
- изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике;
- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России и на Смоленщине;
- формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности на Смоленщине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ФАКТОРА ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.................…….............5
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая
характеристика предпринимательства…………………………..............................5
1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10
1.3 Предпринимательство и социально-экономический прогресс.
Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21
2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….38
Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков.
Мировая практика свидетельствует о том, что:
Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.
Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов [11, c.9].
С развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:
* реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
* обеспечение устойчивого
* увеличение занятости и
По состоянию на 01.01.2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 980 тыс. являются малыми предприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы [14].
По данным Госкомстата, средняя численность занятых на малых предприятиях работников по состоянию на 01.01.2008 г. составляла 8045,2 тыс. человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц – 7455,0 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн. человек, или 24% от общей численности занятого населения в стране [14].
Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата России, составило в 2007 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне 12%.
Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 3%. О потенциале малого предпринимательства (производственном, инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея в виду высокую трудно оцениваемую «теневую» составляющую.
Несмотря на преимущество малых предприятий перед крупными и средними по доле прибыльных предприятий, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже. В целом рентабельность малых предприятий меньше в 7 раз и составляет 1,8 %, а на крупных и средних – 13,2 %. При этом в промышленности разрыв составляет 4,7 раза (3,8 % и 17,9 % соответственно), в торговле и общественном питании 9 раз (1,4 % и 12,7 % соответственно), информационно-вычислительном обслуживании в 5,8 раз (1,9 % и 11,1 % соответственно) [6, c.297].
Можно выделить следующие проблемы малого и среднего бизнеса в современной России.
а) Финансирование.
Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса.
б) Административные барьеры.
в) Способности и квалификация предпринимателей.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой.
г) Инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
д) Нехватка информации.
е) Проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
Очевидно, что активизация действий государства по поддержке малого предпринимательства в благоприятный экономический момент является более чем актуальной, а не решение давно назревших проблем сектора малого предпринимательства может существенно затормозить его начавшееся развитие.
Основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства в современной России являются:
* бизнес-инкубаторы;
* региональные венчурные фонды;
* фонды прямых инвестиций;
* гарантийно-залоговые фонды;
* промышленные парки;
* технопарки [15].
Бизнес-инкубаторы − специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний.
К настоящему моменту создано 33 бизнес-инкубатора, а к 2010 планируется создание не менее 500 бизнес-инкубаторов на территории Российской Федерации.
В Ростовской области первый бизнес-инкубатор начал свою работу с 2006 года без предоставления стационарных рабочих мест. За период своей деятельности начинающим предпринимателям оказано более 5 500 консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования.
Развитие малых предпринимательских форм в России происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений − торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой − монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере. Выходом из сложившейся ситуации могут стать венчурные фонды.
Региональные венчурные фонды создаются в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:
* средства региональных
* средства федерального бюджета − до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);
* средства частных инвесторов − не менее 50%.
Гарантийные
фонды создаются в целях
Фонды прямых инвестиций работают с быстро растущими компаниями среднего бизнеса, насчитывающими до 250 работников, и финансируют их путем выкупа дополнительной эмиссии акций. Привлечение фондов прямых инвестиций позволяет обеспечить компании на долгосрочной основе стабильное финансирование, привлечь высокопрофессиональный менеджмент. Данные фонды позволят оказать поддержку проектам, которые не относятся к числу инновационных, но и не подпадают под финансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Внешэкономбанка. Первые фонды были созданы в конце 2007 года.
Одной из форм финансового обеспечения малого бизнеса можно рассматривать лизинг оборудования. Лизинг является эффективным инструментом обновления и модернизации основных фондов. Сейчас это направление расширения производственной базы востребовано и приобретает все более широкие масштабы.
Промышленные парки создают условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными парками, является предоставление в аренду или для выкупа земельных участков и помещений, а также обеспечение необходимой транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры.
Создание промышленных парков позволяет интенсифицировать процесс привлечения прямых инвестиций в экономику регионов, а также является эффективным инструментом содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Технопарки создаются в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной Правительством Российской Федерации. Предусмотрено создание в период с 2006 по 2010 год технопарков в сфере высоких технологий в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге (пилотные регионы).
Важным для развития предпринимательства также является его организационная, информационная и образовательная поддержка. Эффективное использование финансовых средств для ведения предпринимательской деятельности тесно взаимосвязано со знанием законодательства и нормативных документов.
В
России также существуют различные
организационные формы
Для малого и среднего бизнеса в современной России существуют налоговые льготы. Одним из видов специального режима налогообложения является упрощенная система налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену большинства налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:
а) доходы (налоговая ставка – 6%);
б) доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка – 15%).
При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком.
Другим специальным налоговым режимом является обложение единым налогом на вмененный доход. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый как потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.