Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:33, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является разработка проблемы темы: «Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины.»
Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:
- изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике;
- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России и на Смоленщине;
- формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности на Смоленщине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ФАКТОРА ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.................…….............5
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая
характеристика предпринимательства…………………………..............................5
1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10
1.3 Предпринимательство и социально-экономический прогресс.
Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21
2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(технический университет)»
в
г. Смоленске
Кафедра
экономики, бухгалтерского
учёта и аудита
Специальность
080109 «Бухгалтерский
учёт, анализ и аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экономическая теория»
на тему
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
– ФАКТОР ДИНАМИЗМА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ СМОЛЕНЩИНЫ.»
Студентка группы БА1-09
Смоленск 2010 г.
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая
характеристика
предпринимательства………………………….
1.2
Виды предпринимательства….………………………
1.3
Предпринимательство и
Влияние предпринимательства на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………
2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……
2.2 Предпринимательский потенциал Смоленщины...…………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….38
ВВЕДЕНИе
Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно.
Отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет. В посткоммунистической России новые формы хозяйственной жизни еще только пробивают себе дорогу сквозь завалы и буреломы, оставленные рухнувшей командно-административной экономикой. Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые, вобрав в себя лучшее из мировой и отечественной практики, начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.
Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу.
Для выхода из кризиса и ускорения экономического роста, для преодоления уравниловки и ее отрицательных социально-экономических последствий важно не глушить предпринимательство, а создавать все благоприятные условия для его функционирования и развития.
Проблем в сфере предпринимательства накопилось огромное количество. Так, например, нет секрета в том, что миллионы предпринимателей по-прежнему работают «в тени». Реформы по повышению эффективности деятельности предпринимателей недостаточно эффективны. Основные причины лежат на поверхности: а) нередко на местах не выполняется действующее законодательство; б) искусственно создаются новые административные барьеры, позволяющие чиновникам компенсировать свои потери в тех случаях, когда реализуются меры по «дебюрократизации»; в) чиновники находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а, наоборот, усложнить разрешительно-согласовательную практику.
Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Нет никаких сомнений в том, что за предпринимательством в России будущее.
Целью исследования в данной работе является разработка проблемы темы: «Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики. Предпринимательский потенциал Смоленщины.»
Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач:
-
изучение наиболее глубоких
- определение важнейших проблем развития предпринимательства в России и на Смоленщине;
-
формулировка некоторых
Следует
отметить, что проблеме развития предпринимательства
у нас в стране посвятили свои
труды многие ученые: В.Д. Андрианов, А.В.
Глазьев, В.В. Лаптев и многие другие. Особое
внимание привлекли фундаментальные труды
под редакцией Г.Ф. Ручкина «Предпринимательское
право», В.С. Белых «Предпринимательское
право в России», В.Н. Наумова «Организация
предпринимательства», которые послужили
теоретической основой написания данной
работы. Использовались также данные Федеральной
службы государственной статистики России,
заметные публикации в средствах массовой
информации по данной проблематике.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ФАКТОРА ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и функции предпринимательства. Экономическая характеристика предпринимательства
Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права «Gratians» говорилось: «Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему» [7, с.12].
Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки». По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
3)
завоевание нового рынка сбыта
или более широкое
4)
использование нового вида
5)
введение новой организации
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей.
Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье «Природа фирмы» он подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен [2, c.19].