Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:48, контрольная работа
1. Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками.
2. Структура экономической науки.
3. Метод экономической теории. Экономически категории и законы, экономические потребности и интересы.
4. Функции и задачи экономической теории.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, социально-экономическое развитие территорий и иные расходы на расширенное воспроизводство. Расчет суммы расходов производится нормативным методом. Исходя из расчета на одного жителя и общей численности населения, с учетом этих норм составляется минимальный бюджет.
В доходной части выделяют закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (обычно в процентах) на постоянной или договорной основе, в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов, поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным и установленным на следующий финансовый год.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, как правило, это ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты) в зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик, долг подразделяется на внутренний и внешний.
Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций и субвенций из бюджета вышестоящего уровня или за счет выпуска займов и использования кредитных ресурсов. Дотация - представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Субвенция - это сумма денег, выделяемая на определённые цели, на конкретный срок для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно территориального образования. При использовании не по назначению, субвенции подлежат возврату. Они бывают текущие и инвестиционные.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается пропорционально снижению расходов примерно 5-10% ежемесячно по всем статьям бюджета за исключением защищенных статей в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом. Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
1. Составление проекта бюджета. Это прерогатива Правительства, проект согласуется с Президентом, а потом вносит в Думу.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
3. Исполнение бюджета.
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Бюджеты составляют и исполняют органы исполнительной власти. Рассматривают, утверждают и контролируют использование бюджета органы законодательной власти. Бюджеты утверждаются в форме закона и в форме постановления (постановления) местного правительства или другого местного законодательного органа.
Представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Эти средства находятся на спецсчетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением. К внебюджетным фондам относятся дорожные фонды, фонд занятости, социального страхования, пенсионный фонд, обязательного медицинского страхования, фонд по борьбе с преступностью, валютный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и т.д. Отчисления в эти фонды производятся по специальным нормативам, которые постоянно пересматриваются.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги, деятельность предприятий государственного сектора и прочие доходы, связанные с внешне экономической деятельностью государства - это доходная часть бюджета.
Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Налог - это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками налога в соответствии с законодательными актами. В налогообложении участвуют субъекты и объекты. Субъекты - это плательщики налогов, установленные законом. Объекты - это все то, что в силу закона подлежит обложению налогом: труд (зарплата), капитал (движимое, недвижимое имущество), прибыль, дивиденды, земля и т.п. Срок уплаты налогов обязательно оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимаются пени независимо от вины нарушителя, сроком внесения налогового платежа. Ставка налога - это размер налога, устанавливаемый в процентах к объекту налогообложения, вводится высшим органом власти РФ и другими органами государственной власти. Льготы по налогам - это исключение из общего правила, они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторах.
Преференции это особые предпочтительные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третью сторону. Чаще всего преференции применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в РФ установлены законом РФ "О таможенном тарифе". Сущность налогов проявляется в следующих функциях:
1. Регулирующая.
2. Стимулирующая.
3. Распределительная.
4. Фискальная.
Налоги обычно делятся на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения:
Прогрессивный налог - это налог, у которого средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
Регрессивный налог - средняя ставка понижается по мере возрастания дохода.
Пропорциональный налог - его средняя ставка остается неизменной от изменения дохода.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные:
Прямые налоги - устанавливаются на доход и на имущество.
Косвенные налоги - это налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара, их оплачивает непосредственно покупатель данных товаров, услуг. К ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Налоговая система - это совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Это система налогов и порядок их выплаты определяется законом РФ "Об основах налоговой системы РФ".
Налоговая система включает в себя три уровня:
федеральный (НДС, акцизы и т.д.).
республиканский.
местный.
Социальная политика государства
1. Социальная политика государства.
2. Показатели результативности социальной политики.
3. Социальная защита населения.
Вопрос 1.
Речь идет о социальных отношениях (они понимаются в двух формах: 1) совпадают с общественными отношениями; 2) узкий подход, это отношения на уровне коллективов предприятий, складываются между различными социальными группами по поводу использования социальных потребностей) и социальных потребностях. Зачастую эта тема не освещается в учебниках, поскольку авторы недооценивают роль социальной политики.
Социальная политика государства - это комплекс осуществляемых им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Основные социальные проблемы, решение которых является приоритетной задачей любого государства следующие:
a. справедливое распределение произведенного общественного продукта и доходов для удовлетворения личных и общественных потребностей;
b. защита необеспеченных слоев населения;
c. создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;
d. обеспечение населения достойным человека жилищем, создание наиболее благоприятных условий труда, быта и отдыха, образования и здравоохранения для населения страны.
e. обеспечение социально-экономической политической стабильности общества как условия эффективности экономики.
Вопрос 2.
Показатели результативности социальной политики:
1. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей.
2. Количественные показатели уровня жизни - это потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами.
3. Структура потребления, что кушаете подсолнечное или оливковое масло.
4. Продолжительность рабочего и свободного времени, его структура.
5. Величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.
К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (напр., калорийность и биологическая ценность рациона питания).
Стандарт уровня жизни - это потребительская корзина, включающая набор благ и услуг удовлетворяющих определенный уровень потребления. Минимальная потребительская корзина обеспечивает минимальный уровень потребления. Рациональная потребительская корзина отражает наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.
Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая черта бедности. От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Показатели качества жизни - это условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровья, физическое развитие граждан и многое другое.
Результативность социальной политики зависит от состояния экономики в стране, политической ситуации, природно-климатических условий, географического положения, сложившихся традиций и культуры.
Вопрос 3.
В соответствии со ст.25 "Декларации прав человека" современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильем, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и благосостояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости и т.д. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от государства. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.
Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др. Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения. В настоящий момент регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав трудящихся.