Предмет и метод экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками.
2. Структура экономической науки.
3. Метод экономической теории. Экономически категории и законы, экономические потребности и интересы.
4. Функции и задачи экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод экономической теории.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

1.       Индивидуальная или семейная собственность - это когда право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи (фермерские хозяйства, напр.).

2.       Паевая неакционерная собственность - это объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами или пайщиками, каждому из них причитается определенная доля объекта собственности. Величина пая устанавливается в денежном выражении.

3.       Акционерная собственность - имеет важное отличие от паевой неакционерной собственности, в этом случае акционер это тот, кто внес определенный пай, капитал в предприятие и взамен получил титул собственности - ценную бумагу, акцию.

4.       Собственность общественных организаций - это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.).

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность, обычно делится на:

1.       Общегосударственную собственность - при этой форме собственности основные распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты (крупные предприятия, системы энергообеспечиния и связи и т.д.).

2.       Коммунальную или муниципальную собственность - при этой форме собственности распорядительные и управленческие функции по отношению к объектам этой собственности принадлежат местным органам власти (медицинские учреждения, культурные и т.д.).

Вопрос 4.

Понятие собственность отражает совокупность экономических (объективных) и правовых (волевых) отношений складывающихся в обществе. Если экономические отношения характеризуются формой отношений между производителем и владельцем средств производства, то право собственности находит свое выражение через:

        право владения, определяющее принадлежность той или иной ценности.

        право пользования, определяющее условия использования принадлежащей кому-либо собственности другими лицами или экономическими субъектами.

        право распоряжения (управления), принадлежащей кому-либо собственностью другими лицами или экономическими субъектами на определённых условиях.

Целью использования любого права собственности является получение экономического эффекта (доход, прибыль и т.д.). В законодательном порядке основные права собственности дополняются целым рядом положений, закрепляющих и развивающих эти права, это право наследования, бессрочного обладания, получения дохода от использования принадлежащих благ, система социальной защиты и т.д. Право собственности зафиксировано в Конституции РФ и законе о собственности.

В реальной жизни чётко прослеживается различие между частичным и полным присвоением, так предприниматель, используя ссуду, аренду и т.п. может быть неполным собственником всего функционирующего капитала, но он и в этом случае обладает всей триадой неполного присвоения, т.е. имеет полные права владения, пользования и распоряжения при организации и функционировании собственного дела. В связи с этим в современной экономической науке возникло целое направление - это экономическая теория прав собственности, у истоков которой стоял Рональд Коуз. Согласно его теории: "собственностью являются не ресурсы, не факторы производства, а пучок прав или доля прав по использованию ресурсов". В соответствии с этой теорией такой пучок прав включает 11-ть элементов:

1.       Право владения.

2.       Право пользования.

3.       Право управления или распоряжения.

4.       Право на доход.

5.       Право суверена (право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожения блага).

6.       Право на безопасность (защита от экспроприации и т.д.).

7.       Право на передачу благ, наследство.

8.       Право на бессрочность обладания благом.

9.       Запрет на использование благ и ресурсов способом, наносящим вред внешней среде или другим участникам права.

10.   Право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания ресурсов за долг).

11.   Право на остаточный характер (право на существование институтов обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий).

Указанные выше права собственности предопределяют основные правила игры принятые в данном обществе, т.е. они регулируют все основные поведенческие отношения между людьми по поводу существования благ и услуг, причем эти отношения санкционированы обществом, т.е. закреплены законодательными актами, распоряжениями, обычаями и традициями. Отношения собственности всегда имеют исключающий характер, т.е. исключает свободный доступ к материальным и нематериальным ресурсам. Это исключение других из свободного доступа к ресурсам получило название - спецификация прав собственности на ресурсы. Смысл спецификации состоит в том, чтобы права собственности приобретал тот, кто ценит их выше и кто может извлечь из них большую пользу.

Вопрос 5.

Предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями или фирмами. Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

1.       Государственные

2.       Индивидуально частные.

3.       Товарищества с полной, смешанной или ограниченной ответственностью.

4.       Акционерные общества открытого или закрытого типа.

5.       Кооперативные, коллективные или народные предприятия.

Основы рынка и его структура

1.       Сущность и функции рынка.

2.       Структура рынка.

3.       Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

o         спрос и рыночные цены;

o         предложение и рыночные цены;

o         равновесная цена.

Литература: Эк теория (политэкономия) учебник под ред. В.И. Видякина гл. 5-7, Эк теория учебник под ред. Добрынина гл. 5-7, Эк учебник для юристов под ред. Валового гл.3.

Вопрос 1.

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется рынок. Первую попытку дать научное определение рынку сделал французский экономист Курнор: "Рынок - это любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и тоже время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике "Экономикс" рынок рассматривается как институт или механизм, который сводит покупателей и продавцов, отдельных товаров и услуг. В целом политэкономия в соответствии с методом данной науки, при определении сущности рынка, на первый план выдвигает систему экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, напр., формированием спроса и предложения, цен на товары и т.д.

В условиях рынка действуют его субъекты. Исходя из принципа историзма, субъектами рынка целесообразно называть:

        во-первых, домашнее хозяйство;

        во-вторых, различные типы фирм и предприятий, организаций (прежде всего крупные корпорации);

        в-третьих, государство, в том числе наднациональные органы.

Обобщив изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения. Для комплексного определения сущности рынка необходимо выявить его основные функции:

1. Ценообразующая.

2. Воспроизводственная.

3. Стимулирующая.

4. Регулирующая.

5. Сонации - очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции.

6. Информационная - в соответствующие управленческие органы поступают сигналы о рынке, величине тарифов, это способствует проведению грамотной экономической политики.

Вопрос 2.

Структура рынка - это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие. Различают следующие рынки: орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, недвижимости, товаров и услуг, интеллектуальной собственности. Большинство из них может быть разделено на несколько локальных рынков, так рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки. Рынок интеллектуальной собственности - на рынок патентов, лицензий. Финансовый рынок делится на рынок инвестиций, денег, валюты, ценных бумаг, золота.

В зависимости от степени монополизации различают:

1.       Монополизированные рынки - на таком рынке один, два производителя или продавца могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции и соответственно диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существуют много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования.

2.       Олигополистические рынки - несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой письменно и устно о разделе рынков сбыта и влияния на уровень цен. Монопсония - это когда на рынке господствует один покупатель или один продавец.

Вопрос 3.

Важной категорией является цена, которая служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой интерес. Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товаров на отдельных рынках. В исследовании понятия цен огромна роль Маршалла. Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и всё, что на них влияет. Таким образом, курс микроэкономики начинается с изучения спроса и предложения.

(а) Спрос и рыночные цены

Спрос это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени, при этом спрос обеспеченный денежными средствами покупателя называется платежеспособным. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, т.е. повышение цены снижает спрос и наоборот, эта закономерность называется законом спроса. Потребительские вкусы, число покупателей, их доход, цены на сопряженные товары, ожидание - все это влияет на спрос. Для определения чувствительности какого-либо из этих факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичность. Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода, и перекрестная (косвенная) эластичность. Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности, он определяется как отношение роста объема спроса в процентах к снижению цен в процентах. Спрос считается эластичным, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1% коэффициент эластичности больше единицы. Спрос не эластичен когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров, при такой эластичности коэффициент равен единице.

(b) Предложение и рыночные цены

Неценовые факторы:

1.       цены на ресурсы, их снижение уменьшит издержки производства, повышение предложение.

2.       технология.

3.       налоги и дотации, повышение налогов увеличивает издержки.

4.       цены на другие товары.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности, как отношение относительного изменения объема продаж к относительному изменению цен, в процентах соответственно. Предложение не эластично, если изменение цены не вызывает изменение предложения. Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложение до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

(с) Равновесная цена.

Равновесная цена - это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара. Если цена выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и как результат - затоваривание. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время, под влиянием конкуренции в условиях свободных цен, она устанавливается на уровне равновесной.

Финансовый рынок включает в себя денежный рынок (отличается от капитала). Различают краткосрочными операциями на денежном рынке (распадается на учетный, банковский кредит) решаются временные финансовые проблемы и долгосрочный, который делится на рынок ценных бумаг и долгосрочных обязательств.

Основные формы экономического развития. Товарная организация и её роль в эволюции общества

1.       Формы общественного производства.

2.       Товар как основной элемент товарного производства.

3.       Двойственный характер труда воплощенного в товаре.

4.       Сущность денег.

5.       Законы обращения денег.

6.       Закон стоимости и его функции.

Вопрос 1.

Исторически первым возникло натуральное производство, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных нужд производства, а также для потребления внутри хозяйства, которое их произвело. В процессе его распада возникает товарное производство. Натуральная форма производства существовала в условиях неразвитого общественного разделения труда. Речь идет о соответственном развитии производительных сил и производительных отношений.

Причины возникновения и сущность товарного производства. Материальной основой возникновения товарных отношений, является общественное разделение труда, которое прошло в своем развитии несколько этапов:

a.       выделение пастушьих племен из массы первобытных, положило начало первому крупному общественному разделению труда;

Информация о работе Предмет и метод экономической теории