Предмет и метод экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками.
2. Структура экономической науки.
3. Метод экономической теории. Экономически категории и законы, экономические потребности и интересы.
4. Функции и задачи экономической теории.

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод экономической теории.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

6.       отсутствие комплексной военно-технической политики государства;

7.       принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника;

8.       отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков;

9.       бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка;

10.   мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации;

11.   массовый отток капитала за границу;

12.   отсутствие необходимого инвестиционного климата;

13.   чрезмерное расширение управленческого аппарата;

14.   чрезмерный налоговый пресс.

3.       Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.

1.       Обусловлена содержанием и направленностью процесса трансформации более развитой общественно экономической формации в менее развитую.

Государственное регулирование экономики

1.       Экономика и политика, их взаимосвязь.

2.       Возникновение государства, его экономическая роль на разных этапах развития человеческого общества.

3.       Возрастание экономической роли государства. Необходимость государственного регулирования экономики.

4.       Общие экономические функции государства.

5.       Формы и методы государственного регулирования экономики.

Вопрос 1.

Экономика это экономический базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Экономика тесно связана с политикой, которая в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, классами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Различают внешнюю и внутреннюю политику, они вместе решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя. Экономическая политика является важнейшей составной частью общей политики. Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в ходе функционирования общественного производства. В первую очередь в интересах господствующего социального слоя. Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и тактику. Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства.

Вопрос 2.

Государство это политическая форма, организация жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти, т.е. государство это основной элемент политической власти в обществе. Основными признаками государства являются:

        Наличие особой системы органов и учреждений, право и определенная территория, пределами которой ограничена данная государственная власть.

        Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные учреждения и объединения, - все они в совокупности образуют политическую организацию общества.

Государство призвано выполнять следующие основные функции:

        Защита государственного строя.

        Предотвращение и устранение социально опасных конфликтов.

        Регулирование экономических и социально опасных конфликтов.

        Осуществление внутренней и внешней политики.

        Организация обороны страны и ведение вооруженной борьбы против агрессоров.

С усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений в политике, роль государства неуклонно возрастает.

Вопрос 3.

Большинство экономистов считают, что современная внешняя экономика нуждается в государственном регулировании. Экономическая роль государства реализуется в его хозяйственно-организаторской деятельности путем:

1.       Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2.       Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3.       Регулирование темпов роста и направлений развития отраслей народного хозяйства.

4.       Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5.       Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве.

6.       Регулирование внешней торговли и валютных отношений. В государственном секторе экономики государство осуществляет оперативное среднесрочное и долгосрочное управление производством. Государственные предприятия чувствуют себя иждивенцами, поскольку иногда государство дает им мало самостоятельности.

7.       В регулировании государством перспективного развития экономических и социальных процессов следует выделить несколько приоритетных направлений:

1.       Осуществление прогрессивной технической политики для непрерывного создания передовых технологий.

2.       Рост жизненного уровня народа. Повышение культурно-технического и профессионального уровня трудящихся.

3.       Охрана и развитие господствующих отношений собственности.

На характер и уровень экономической деятельности государства накладывает свой отпечаток конкретные исторические условия и особенности развития каждой страны.

Вопрос 4.

Вмешательство государства в экономику сводится к следующим общим функциям:

1.       Выработка экономической политики.

2.       Управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.

3.       Установление правовых основ рынка и ценовой политики.

4.       Регулирование внешнеэкономических отношений государства.

Можно выделить и другие экономические функции государства непосредственно связанные с его общими функциями: это социальная, экологическая, налогообложение и взимание налогов, защиты прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, внешнеэкономических отношений государства, интеграции в мировую экономику, обороны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем.

Вопрос 5.

Выделяют две основные формы государственного регулирования:

        Экономическое косвенное воздействие на процесс воспроизводства.

        Административное прямое воздействие на экономику, напр., установление соответствующего минимального уровня зарплаты.

К методам государственного экономического регулирования относятся:

1.       Денежная политика.

2.       Налоговая политика.

3.       Политика государственных расходов.

4.       Управление государственным долгом.

На уровне мировой экономики государство при регулировании воспроизводства использует следующие методы:

1.       Внешнеторговая политика.

2.       Лицензирование экспортных потоков.

3.       Таможенное налогообложение.

4.       Нетарифные методы ограничения импорта.

5.       Международное движение капитала.

Среди административных методов регулирования экономики можно выделить:

1.       Прямой государственный контроль над монопольными рынками.

2.       Меры превентивного порядка, ограничивающие побочные эффекты рыночных процессов.

3.       Разработка стандартов, контроль за их соблюдением.

4.       Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Это находит отражение не только в уровне зарплаты, а в качестве жилья и т.п.

Организованной формой, посредством которой реализуются методы регулирования экономики, являются государственные национальные и наднациональные целевые программы.

Кредит и банки

1.       Необходимость, сущность и функции кредита.

2.       Ссудный капитал и формы кредита.

3.       Кредитный процесс и принципы кредитования.

4.       Понятие и структура кредитной системы государства.

5.       Центральные банки.

6.       Коммерческие банки.

Литература: Ефимова "Экономика для юристов" гл. 14, 15; "Экономическая теория" под редакцией Добрынина гл. 21; Жуков "Деньки. Кредит в банке".

Вопрос 1.

Кредит в переводе с латинского означает долг, ссуда. Первоначально кредит предоставлялся в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений кредит приобрел денежную форму. Объективная необходимость кредита вытекает из особенностей расширенного воспроизводства, которое предполагает постоянную смену форм капитала. В ходе чего денежная форма собственности переходит в товарную, товарная в производственную, производственная в товарную, товарная вновь в денежную. Смена форм капитала сопровождается:

1.       Временным высвобождением денежных средств у одних хозяйствующих субъектов.

2.       Образование потребности в высвободившихся средствах у других хозяйствующих субъектов.

Это восполнение недостатка в средствах сводится к кредиту. Таким образом, временное высвобождение денежных средств у одних хозяйствующих субъектов и временная потребность в них у других это две неразрывные стороны единого процесса, кругооборота капитала. Кредитные отношения возникают при наличии:

1.       Экономической основы. Неравномерность круговорота капитала характеризует факт высвобождения денежных средств в одном звене и наличия потребностей в другом, т.е. создается возможность возникновения кредитных отношений.

2.       Наличие правовой основы. В этом случае участники кредитной сделки, кредитор и заемщик, должны быть юридически самостоятельными субъектами экономических отношений, материально гарантирующими выполнение взятых на себя обязательств.

3.       Кредит возможен только при совпадении интересов кредитора и заемщика.

Таким образом, определение кредита может быть следующим: кредит представляет собой совокупность экономических отношений, движение ссудного капитала, особой формы движения денег. Причем все это предполагает включение в себя мобилизацию свободных денежных средств народного хозяйства и населения и их перераспределение на условиях возвратности, срочности, платности, в целях расширенного воспроизводства. Это фактически принцип кредитования.

Субъектами кредитных отношений могут выступать различные субъекты хозяйствования и населения, в частности двусторонние кредитные отношения возникают между:

a.       субъектами хозяйствования и государством;

b.      государством и населением;

c.       субъектами хозяйствования;

d.      субъектами хозяйствования и отдельными частными лицами;

e.       частными лицами.

Функции кредита:

1.       Перераспределительная. Она состоит в том, что посредством кредита происходит перераспределение судного капитала между предприятиями, отраслями, населением; концентрация его в тех сферах, которым отдается предпочтение.

2.       Создание кредитных средств обращения и экономия издержек обращения. Эта функция состоит в том, что в процессе кредитования происходит замещение действительных денег кредитными деньгами. Что способствует к сокращению денежной массы в обращении через систему взаимных зачетов, взаимных требований и обязательств, замещению полноценных денег кредитными, увеличению скорости оборота денег, в результате чего снижаются издержки обращения.

3.       Ускорение концентрации и централизации капитала. Она проявляется в том, что кредитный механизм способствует процессу превращения прибавочной стоимости в капитал и раздвигает границы индивидуального накопления. Кроме этого в результате конкурентной борьбы предприятия, которые испытывают определенные финансовые трудности, могут быть поглощены другими и тем самым осуществляется централизация (концентрация) капитала.

4.       Контрольная функция. Ее содержание сводится к контролированию финансового состояния заемщика с целью предотвращения несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств.

Вопрос 2.

Ссудный капитал представляет собой совокупность денежных капиталов поданных в ссуду на условиях возвратности за определенную плату в виде процента. Источники ссудного капитала:

1.       Высвободившаяся из оборота часть промышленного и торгового капитала.

2.       Свободные денежные средства всех слоев населения и субъектов хозяйствования.

3.       Денежные накопления государства.

С функциональной точки зрения рынок ссудных капиталов - это система отношений позволяющих аккумулировать и перераспределять денежные капиталы с целью обеспечения кредита, потребностей расширенного воспроизводства.

С институциональной точки зрения - это совокупность кредитно-финансовых учреждений и фондовой биржи, через которые осуществляется движение ссудного капитала.

Рынки ссудных капиталов представлены следующими видами:

1.       Денежный рынок.

2.       Ипотечный рынок.

3.       Рынок ценных бумаг.

4.       Рынок рискового капитала.

5.       Кроме того, различают, национальные рынки судных капиталов и мировые рынки ссудных капиталов, что связано с источниками и сферами приложения.

В зависимости от субъекта кредитных отношений объекта ссуды и сферой функционирования кредит может выступать в следующих формах:

        Коммерческий кредит - представляется одними хозяйствующими субъектами другим в виде отсрочки платежа за реализованные товары и оказанные услуги.

        Банковский кредит - его особенностью являются отношения, в которых участвует только денежный капитал, предоставляемый во временное пользование нуждающимся, исключительно финансово-кредитными учреждениями, которые имеют соответствующую лицензию центрального банка.

        Потребительский кредит - характерной чертой является отношение как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают исключительно физические лица.

        Государственный кредит - отличительной чертой данной формы кредита является участие в качестве субъекта кредитных отношений в обязательном порядке государства или местных органов власти. В связи с этим различают собственный государственный кредит, при котором функции кредитора выполняет государство и государственный долг, при котором государство выступает в качестве заемщика денежных средств у различных субъектов хозяйствования и физических лиц.

Информация о работе Предмет и метод экономической теории