Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:51, реферат
Основные этапы развития экономической науки:
Экономическая мысль до появления экономической теории (с древнейших времен до второй половины 18 века). Экономическая теория имеет как минимум два компонента (анализ и систематизация в логическую схему). А такие теории появляются лишь во второй половине 18 века под общим названием политическая экономия;
Это время когда формируется классическое учение о политической экономии. Первыми работами в этой области были работы У. Петти (вторая половина 17 века) и 1776 год А. Смит. С начала 19 века экономическая теория начинает преподаваться в европейских и американских (несколько позднее) университетах. До этого времени проблемы экономического учения рассматривались в курсе философии. До середины 19 века происходит развитие классического учения (Дж. Стюард Милль, К. Маркс). Во второй половине 19 века происходит постепенное затухание классической экономической теории и появляются новые направления.
Поэтому рубеж 19-20 веков можно охарактеризовать как начало современного экономического учения. В это время активно развивается неоклассическая и институционалистская теории. Неоклассики (маржиналисты) в первую очередь рассматривали экономику, абстрагируясь от социальных факторов (особенно в первое время). Институционалисты, напротив, особое значение уделяли социально-экономическим отношениям. Но на современном этапе развития экономической мысли, в отличие от классического, на первое место вышла необходимость анализировать взаимосвязи, а не давать определение экономическим единицам.
Теория физиократов
Предмет
Предметом изучения является сельское хозяйство. При этом для Кенэ характерно сравнение экономики с живым организмом. Здоровой экономикой является экономика ничем неограниченная, в которой свободно циркулируют товары, деньги, как свободно циркулирует в организме кровь. Кенэ дает определение чистого продукта, как нового продукта, свеже созданного. Создается он лишь в сельском хозяйстве, а в промышленности он лишь меняет форму. Торговля не создает денег, а лишь перемещает продукты. Таким образом труд и земля рождают новый продукт. Кенэ первым в экономической мысли дает деление на классы, как группы людей разделенных социально-экономическими признаками. Выделил три следующих класса:
Кенэ ввел также термин капитала - “аванса”. Авансы он разделил на ежегодный (оборотный) и основной. Стоимость ежегодного капитала медленно переходит в ежегодные издержки. Таким образом появилось понятие амортизации. Кенэ также провел анализ общественного воспроизводства - перераспределения общественного совокупного продукта.
Малая экономическая таблица Кенэ
Производственный
класс |
Земельные собственники | Все остальные |
5 млрд. сельскохозяйственных изделий | 2 млрд. денег | 2 млрд. промышленной продукции |
Арифметика размена продукции между отраслями (при этой торговле ничего не создается) | ||
2 млрд. сельскохозяйственной продукции + 2 млрд. денег + 1 млрд. .промышленной продукции | 2 млрд. денег | 2 млрд. промышленной продукции |
5 млрд. сельскохозяйственной продукции | 2 млрд. денег | 2 млрд. промышленной продукции |
Между всеми субъектами экономики происходит обмен, поэтому все связи проследить невозможно, поэтому Кенэ предложил исследовать достаточно большие группы субъектов - отрасли. Таким образом он пришел к трехсекторной модели хозяйства. Её современным продолжением является концепция межотраслевого баланса. Эта идея была высказана в книге “Экономические таблицы”, где были представлены малая и большая экономические таблицы и комментарии к ним. Эти таблицы печатал сам король, агитируемый маркизой Помпадур.
После Кенэ достаточно долго никто не возвращался к модели межотраслевого баланса. Затем двухсекторную концепцию рассматривал К. Маркс. Хотя за последние восемь лет было открыто новое имя - Иосиф Ланг - немец по происхождению, но преподававший в России в Харьковском университете. Он исследовал трехсекторную модель, продолжив таким образом открытия Кенэ. После Маркса был также провал, пока выдающийся вклад не внес наш соотечественник - Леонтьев.
Тюрго пошел дальше физиократов. Он попытался на практике осуществить их идеи: ослабил налоговый пресс, но за это его сместили с поста. Дальше произошла Великая французская революция, которая однозначно решила все проблемы. В 1776 году была опубликована книга “Размышления о создании и распределении богатства”. Здесь дается еще два класса - предприниматели и наемные рабочие. На основе земельной ренты, как базиса отсчета выводится теория ставки процента и прибыли.. К понятию капитала добавляется идея добавочного капитала, а также понятие цена и собственность. Но уже в 60-е годы теория физиократов сходит на нет.
Адам Смит обобщил всю предшествующую экономическую мысль. Его современники - Юм, Д. Дефо, Норс, Б. Франклин - рассматривали как и он сам не конкретные экономические проблемы, а общеэкономическую теорию. В сочинениях этих экономистов активно обсуждалась проблема стоимости. Так Франклин отмечал, что не только деньги выражают цену товара, но и товар можно брать как точку отсчета для денег. А стоимость товара определяется его полезностью и издержками труда. С другой стороны цену товара во многом определяют колебания спроса и предложения. НО эта точка зрения не доминировала в это время в экономической мысли.
Проблемами заработной платы занимался Джон Стюард. Он отмечал, что минимум заработной платы должен быть на уровне минимального количества средств к существованию. С другой стороны этот минимум необходимых средств колеблется от страны к стране. Так во Франции кожаная обувь для рабочего - роскошь, а в Англии необходимые средства к существованию.
Норс наметил различие между деньгами и капиталом.
Юм и Стюард выдвинули две различных концепции о количестве денег в обращении в связи с ценами на товары. При этом нещадно критикуется меркантилизм. Так у Стюарда если денег в обращении становится больше, то это не значит, что товаров становится больше и поэтому меняются лишь цены. Таким образом денег не бывает слишком много или слишком мало. Чем больше сумма цен товаров, тем больше товаров - с другой стороны утверждает Юм.
Теория Смита
А. Смит в силу своей талантливости получил бесплатную стипендию в Оксфорде. Но там ему не понравилось, ибо в Оксфорде того времени преподавали классические дисциплины как богословие, иностранные языки и другие. Поэтому Смит уезжает в Глазго, где становится преподавателем местной школы по философии. Он был довольно анекдотическим человеком: однажды он даже настолько задумался, что упал в яму, где замачивали кожи. Вокруг него было много смешных историй, и его чуть было не приняли за сумасшедшего. Довольно быстро он прославился как философ, написав книгу по философии - “Теория нравственных чувств”. После этого его пригласили воспитывать сына герцога Боклю, вместе с которым он совершил путешествие по Европе, по общавшись со многим выдающими философами и экономистами того времени. После этого странствия выходит в свет его новая книга - “Исследования о природе и причинах богатства народа” - 1776 год. Эта книга стала сразу же очень популярной до такой степени, что всякий образованный человек должен был ее прочитать. Она была переведена на иностранные языки. После этой книги Смит не написал ни одного достаточно крупного произведения.
Предмет изучения
Вся сфера производства, в том числе и промышленность. В связи с этим вводится ряд новых понятий:
Работа Смита представляет собой труд в 5 частях. Их них первые две части и есть собственно политэкономия. Третья - история экономики, четвертая - история экономических учений, где он занимается анализом работ физиократов и меркантилистов, причем учение последних характеризует как вредное, а “экономистов” как полезное. В пятой части изучается роль государства в экономике. Но все части связаны единой идеей - поиском причин богатства народов.
Теоретические выкладки
Разделение труда. Богатство зависит от количества трудящихся и степени производительности. Производительность максимизируется, если существует высоко специализированное разделение труда. Паровой двигатель еще не был распространен. Поэтому Смит изучал мануфактуру, где каждый рабочий производит одну маленькую операцию. Такой рабочий имеет большую производительность, поэтому общий выпуск продукции на предприятии больше и качество выше, чем у простого ремесленника. На макро уровне также существует разделение труда, но оно сложнее, так как на предприятии менеджер назначает на различные должности рабочих, в народном хозяйстве такого нет. При этом разделение труда отнюдь не результат чьего-то мудрого решения, а результат склонности человека к выгодному обмену. Люди выбирают тип деятельности, создавая разделение труда. Каждый созданный продукт в народном хозяйстве - это соединенное усилие многих рабочих.
Обмен. Все отношения сводятся к обмену. Главный инструмент обмена - деньги. Причем деньги - это товар, обладающий всеми его свойствами, стихийно выделившийся в процессе обмена на роль всеобщего эквивалента. Они являются средством обращения.
Стоимость и цена. Смит вновь возвращается к проблемам, которые в свое время начал изучать еще Платон. “Почему соизмеримы товары?”. Смит выделил общее свойство товаров - все они результата труда. Поэтому товары равны ÜÞ когда равны издержки труда на их производство. Он выделил простой и сложный труд, причем за фиксированный промежуток времени последний создает большую стоимость. Цены на продукцию отраслей народного хозяйства определяются средней ценой. Фактические затраты труда определяются на предприятии, при этом капиталист старается их минимизировать, чтобы цена на продукцию его предприятия была ниже для максимизации прибыли. Измерителем стоимости товара является другой товар - “стоимость всякого товара равна количеству товара, которое он может купить на него”. Если же вместо одного из товаров используется один и тот же товар, то такой товар становится деньгами. Таким образом деньги - это частный случай товара. А цена - это выражение стоимости в деньгах.
Смит вводит понятие капиталистического производства. Четко выделяется простое товарное производство и капиталистическое производство. Все вышесказанное относилось к простому товарному производству. Сначала все начинали в равных условиях, но отдельные люди благодаря своей бережливости набрали состояние, а другие наоборот не сделали никаких запасов (либо денег, либо ресурсов). Поэтому некоторые становятся капиталистами, а другие наемными рабочими.
Последователи Смита разделились на два лагеря. Одни считали, что стоимость определяется затратами труда, другие - издержками.
Классовое распределение. Смит дает новое деление общества на классы на основе тех доходов, которые получают отдельные люди. Он выделил три класса: рабочие - заработная плата, капиталисты - прибыль, земельные собственники - рента.
По первому варианту вся стоимость создается трудом и разделяется между тремя классами как заработная плата, рента и прибыль.
Таким
образом рабочие создают все,
а получают лишь третью часть.
По
второму варианту стоимость складывается
из издержек на труд, капитал и ренту.
Капитал. Смит характеризует капитал как запас любого ресурса. У Кенэ главным критерием капитала был оборот. Впоследствии было объединено и первое и второе. Смит также делит капитал на основной и оборотный. При этом основной капитал существует в независимости от обращения, а оборотный постоянно меняет свою форму, уходя и снова возвращаясь к капиталисту.
Производственный труд. Производственный труд - это труд в сфере производства материальных товаров. Капиталисты организуют производство. Остальные же являются потребителями. Таким образом прибыль можно извлечь из производственного труда.
После того как Кенэ исследовал 3-х мерную экономическую модель, подобные исследования долго не проводились, из-за тезисов Смита. Оба экономиста выделяли издержки, оборотный капитал и прибыль. При этом Смит понимал под издержками перенесенную стоимость сырья, инструментов. Оборотный капитал по его мнению создавался на предприятии. Таким образом в общую стоимость товара оказывается включенным все три категории. Но так как первая категория не создается, то суммарный общественный продукт в пределе должен составлять издержки и прибыль производителя, которая заставляет капиталиста остаться на рынке. Получается, что совокупный общественный продукт равен доходам. А при простом воспроизводстве эти доходы тратятся на потребление. Поэтому получается, что совокупный общественный продукт составляют лишь предметы потребления. Поэтому все последующие теории реализации сводились к идее равенства спроса и предложения. Но в модели А. Смита был существенный недостаток - отсутствие временных ограничений. То есть рассматривалось производство общественного продукта за неопределенный период, в то время как говорить о конечном производстве можно лишь за конечный период (например, год).
Информация о работе Предмет и метод истории экономических учений