Поведение фирмы в условиях не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной
экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория несовершенной конкуренции.………………………………………5
1.1. Несовершенная конкуренция и её особенности……………………….5
1.2. Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции………..6
1.3. Взаимосвязь валового дохода и предельного дохода…………………13
2. Специфические особенности несовершенной конкуренции………………17
2.1. Рынок чистой монополии……………………………………………….17
2.2. Рынок Олигополии………………………………………………………20
2.3. Рынок монополистической конкуренции……………………………….24
3. Равновесная цена и спрос на ресурсы в моделях несовершенной конкуренции………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 110.97 Кб (Скачать)

3) в отрасль входит  большое количество фирм, так  что каждый производитель действует  так, как будто его собственное  ценовое поведение распространяется  на большую группу.  

Краткосрочное равновесие. Поведение монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде  во многом подобно монополии. Однако её кривые спроса и предельного дохода более эластичны. Чем больше конкурентов  на рынке и чем выше дифференциация продукта, тем эластичнее спрос и  предельный доход. В остальном –  объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки (при MR = MC), и цена определяются так же, как при монополии. Отдельная фирма, работающая на рынке монополистической конкуренции при кривой спроса D1, будет иметь прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника, представленного на рисунке 7, за счет снижения цены на свою продукцию до уровня P1.  

Рисунок 7 – Краткосрочное  равновесие фирмы при  монополистической конкуренции .  

Здесь экономическая  прибыль отдельного производителя  больше нуля и это значит, что  в данной отрасли будет происходить  перераспределение капитала, так  как все остальные последуют  примеру этой фирмы. Это приведет к тому, что кривая D1 переместится в положение D2, потому что рыночный спрос покупателей на данный товар  распределится на большее число  фирм. Каждый производитель пересмотрит  условия получения прибыли соответствующим  образом. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута позиция, когда отдельная фирма не склонна будет изменять ни цену своей продукции, ни объем выпуска.  

Долгосрочное равновесие. В долгосрочном периоде для монополистически конкурентных фирм нет определенного  универсального правила. Характер их поведения  объединяет стремление получить нулевую  экономическую прибыль.  

Таким образом, в  ситуации долгосрочного равновесия объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = MC, а  цена P1 обеспечивает доход, равный средним  общим издержкам, что и означает получение нормальной прибыли (рисунок 8).   
 

  

Рисунок 8 - Долгосрочное равновесие фирмы при

монополистической конкуренции  

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции  опирается на следующие положения:   

1) если бы фирма  работала в условиях совершенной  конкуренции, то она бы расширила  объем производства продукции,  что соответствует правилу минимизации  издержек. Однако в монополистической  конкуренции она оставит объем  производства Q1, выпуская продукцию  с высокими издержками при  широком ассортименте товара;  

2) в отличие от модели чистой  конкуренции в соответствии с  правилом максимизации прибыли  при долгосрочном равновесии  у монополистически   
 

конкурентной фирмы  цена превышает предельные издержки (P1 > MC).  

3.Равновесная  цена и спрос  на ресурсы в  моделях монополистической  конкуренции.

Методика  расчета исходной цены  

Постановка  задач  ценообразо-вания   Определе-ние спроса   Оценка издержек   Анализ цен и  товаров конкурен-тов   Выбор  методов ценообразования   Установление окончатель-ной цены
 

 

Равновесная цена —  цена на конкурентном рынке, при которой  количество товаров и услуг, которые  желают купить потребители, абсолютно  соответствует количеству товаров  и услуг, которые производители  желают предложить. Равновесная цена, это:

* цена, при которой  спрос и предложение равны;

* цена, при которой  нет ни дефицита, ни избытка  товаров и услуг;

* цена, которая не  обнаруживает тенденцию к росту  или снижению.  

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов  к изменению ситуации на рынке  в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.   
 

Подходы к описанию формирования равновесия и равновесной  цены:

1. Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения  цены спроса над ценой предложения  (когда объем предложения находится  ниже уровня равновесия) — реакция  продавцов заключается в повышении  объема предложения

* влияния превышения  цены предложения над ценой  спроса (когда объем предложения  находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объема предложенияЦена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объема спроса и предложения.

2. Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения  объема предложения над объемом  спроса (когда рыночная цена превышает  равновесную) — происходит давление  избытка предложения на цену (посредством  конкуренции продавцов), рыночная  цена снижается

* влияния превышения  объема спроса над объемом  предложения (когда рыночная цена  ниже, чем равновесная) — происходит  давление избытка спроса на  цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

Важно заметить, что  спрос характеризует не просто желание  покупателя иметь этот товар, но и  его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители  согласны купить по определенной цене в течение определенного периода  времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить  за определенное количество товара или  услуги.

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного  ценообразования. Характерные для  него причинно-следственные зависимости  имеют вид устойчиво действующих  экономических законов.

В западной экономической  литературе спросом называют то, что  связывает покупаемые блага с  теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара. 

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности  покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос  определяется путем суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах.

Рыночным процессом  ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей как спроса, так и предложения.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при  котором объем спроса равен объему предложения.

Различают частичное  и общее равновесие.

Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.

Общим экономическим  равновесием называется такое состояние  национальной экономики, при котором  на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических  агентов не заинтересован в изменении  объема своих закупок и продаж.

Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его  трактовке, это состояние, при котором  эффективное предложения и эффективный  спрос уравнивается на рынке услуг.

Равновесие всей экономической системы в целом  называется экономическим равновесием  и проявляется в виде пропорциональности:

- между производством  продукции и его потреблением;

- между вовлеченным  в оборот ресурсами и их  использованием;

- между предложением  товара и их спросом;

- между материально-вещественными  и финансовыми потоками.  

Согласованность данных пропорциональностей общественного  производства приводит к сбалансированному  развитию экономической системы  в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое  по-разному тактируется в разных экономических школах.  

Равновесная рыночная цена – это цена, при которой  величины спроса и предложения товара совпадают. Она является относительно устойчивой; при ней по каждому  данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.  

Спрос и предложение  уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее  ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.   
 

Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие  его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке, устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 – Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л. Вальраса и А. Маршалла.  

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.  

По-иному рассуждал  А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в  условиях избытка – продавцы.

Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Расхождения при  описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют  на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.   
 

Заключение:  

Мы рассмотрели  такую  обширную  тему  как  «Предприятие ( Фирма ) в условиях несовершенной конкуренции. »

Информация о работе Поведение фирмы в условиях не совершенной конкуренции