Поведение фирмы в условиях не совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной
экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория несовершенной конкуренции.………………………………………5
1.1. Несовершенная конкуренция и её особенности……………………….5
1.2. Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции………..6
1.3. Взаимосвязь валового дохода и предельного дохода…………………13
2. Специфические особенности несовершенной конкуренции………………17
2.1. Рынок чистой монополии……………………………………………….17
2.2. Рынок Олигополии………………………………………………………20
2.3. Рынок монополистической конкуренции……………………………….24
3. Равновесная цена и спрос на ресурсы в моделях несовершенной конкуренции………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 110.97 Кб (Скачать)

5, Фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену в силу квазимонопольного положения на рынке своего дифференцированного продукта ( но не на рынке в целом). Однако здесь, как и в условиях совершенной конкуренции, исключается сговор между предприятиями.    
 

1.3. Взаимосвязь валового  дохода и предельного  дохода.

При несовершенной  конкуренции значительная доля рынка  принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль  со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.  

К примеру, единственный производитель определенной продукции  или группа объединившихся фирм в  состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента.  

Одним из критериев  несовершенной конкуренции является понижение цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Экономический  смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  фирма может реализовать с  помощью политики снижения цены.  

Другой общей закономерностью  рынков несовершенной конкуренции  является наличие предела роста  валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции: TR = PQ.   
 

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции  является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии  меньше цены единицы продукции (при  всех уровнях производства кроме  первого). В чем причина такой  закономерности изменения предельного  дохода можно пояснить с помощью  следующего числового примера (см. таблицу. 2).       
 
 
 
 
 

Предельный  доход фирмы в условиях несовершенной  конкуренции  
Выпуск  продукции Q  Цена P Валовой доход TR  Предельный доход MR
1 10 10 10
2 9 18 8
3 8 24 6
4 7 28 4
5 6 30 2
6 5 30 0

Таблица свидетельствует  о том, что, скажем, выпуская третью единицу продукции и продавая её по более низкой цене 8 руб., фирма  дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие (8х3 = 24), но по более низкой цене; при  этом теряется доход в размере 2 руб. Таким образом, получается, что дополнительный доход равен 6 руб. при цене 8 руб. за единицу продукции.

В более общей  форме можно сказать: падение  предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы  продукции по более низкой цене не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его  на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Поведение чистой монополии  на рынке несовершенной конкуренции  характеризуется тем, что монополия  может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а  также благодаря использованию  методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения  конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное  положение, пользуясь своими возможностями.

Посмотрим на примере, что происходит с монополией под  воздействием изменения цен на выпускаемую  продукцию (см. таблицу 3).

Изменение объёмов производства, цены, предельного  дохода и прибыли  
Количество Цена Валовой доход Предельный доход Средние валовые  издержки Валовые издержки Предельные  издержки Прибыль

(+)убытки (-)

0 172 0 - - 100 - -100
1 162 162 162 190 90 90 -28
2 152 304 142 135 270 80 +34
3 142 426 122 113,3 340 70 +86
4 132 528 102 100 400 60 +128
5 122 610 82 94 470 70 +140
6 112 672 62 91,7 550 80 +122
7 102 714 42 91,4 440 90 +74
8 92 763 22 93,7 750 100 -14
9 82 738 2 97,8 880 130 -142
10 72 720 -18 103 1030 150 -340
                   

Данная таблица  свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя - монополиста  имеют нисходящую тенденцию: при  цене 152 реализуется 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной  чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Монополия  может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это  представляется причиной того, что  предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы. Для второй единицы он уже  равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется  тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится  не только ко второму изделию, но и  ко всем ранее выпущенным.

Имея возможность  влиять на цены, монополист решает: какой  доход ему нужно получить и  какую цену необходимо назначить  на товар, чтобы обеспечить планируемый  доход. Но это вовсе не значит, что  монополист абсолютно свободен в  выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости  рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей  деятельности монополист подчиняется  тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить  каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем  предельные издержки. Если мы сравним  наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет  доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а  предельные издержки будут равны 80. Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.

Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы проявляются  и через динамику основных показателей, которые характеризуют ее доходы, в зависимости от объемов продаж. К таким показателям относятся:

Р                                                        Р   
 

d                                                        D  

       
   
 

  

Q                                                             Q

а) кривая спроса для                                         б) кривая рыночного спроса

конкурентной фирмы

Рис.2. Отличия рыночного  спроса и спроса для  конкурентной фирмы

1. Валовой (совокупный) доход (TR) - это общая выручка от продажи всего объема продукции.

2. Средний доход  (AR) - это валовой доход в расчете на единицу проданной продукции:  

AR = TR/Q.                                          (1 )  

3. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, являющийся результатом продажи еще одной единицы продукта:

MR = DTR/DQ.                                              (2)

Графически зависимость  динамики пересчитанных показателей  от объемов производства представлена на рис.3

Р                               TR   
 

AR=MR=P  

 
 
 

  

Q

Рис.2. Валовой, средний  и предельный доход конкурентной фирмы

Валовой доход конкурентной фирмы будет возрастать прямо  пропорционально объему продаж. Цена за единицу товара, средний и предельный доход в условиях конкурентного  рынка всегда будут равными между  собою.

Выяснение общих  признаков конкурентного рынка  и особенностей функционирования на тему фирмы и формирование ее доходов  дает достаточно оснований для разработки модели выбора фирмой объемов производства, которые обеспечивают ей максимальный доход. Такая модель имеет свою специфику  для краткосрочного и  долгосрочного периодов.  

2.Специфические  особенности несовершенной  конкуренции

2.1. Рынок чистой монополии.

Монополия является  полным  антиподом  совершенной  конкуренции.  Здесь существует только один продавец, причем он  производит  товар,  не  имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма  является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.

В условиях монополии  производитель  способен  полностью  контролировать объем  предложения  товара,  что  позволяет  ему  выбирать  любую  цену  из возможных в соответствии с кривой спроса,  рассчитывая  при  этом  получить максимальную прибыль.

Стремление  монополиста  к  максимизации  прибыли  путем   установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной  конкуренции  и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает  способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует три  вида монополии:

1.   Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

2.  Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит

экономия на масштабах  производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными  природными ресурсами.

3. Открытая монополия.  В этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной  защитой от конкуренции, как  это имеет место в случае  закрытой или естественной монополии.  В ситуации открытой монополии  часто оказываются фирмы, впервые  вышедшие на рынок с новой  продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько  позже.

Такая  классификация  монополии  на  три  категории   весьма   условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К  их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему  телефонной  связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как  к естественной монополии,  так  и  к  закрытой  монополии.  Также  может  быть проведена  классификация,  основанная   на   учете временного   горизонта. Например,  патентное  свидетельство  дает  фирме   закрытую   монополию   на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой  на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не  только  из  -  за

ограниченности  срока  действия  патента,  но  также  из  -  за  того,   что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми.

Модель   монополии,   предлагает   действие   одного    дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой  цене всем  потребителям.     Монополия,  при  которой  соблюдается   это   условие, называется простой монополией

Информация о работе Поведение фирмы в условиях не совершенной конкуренции