Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить организационное построение потребительской кооперации
2. Рассмотреть структуру управления в потребительском обществе
3. Ознакомиться с дальнейшем совершенствованием организационной структуры.

Содержание

Введение 2
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3
1.1 Организационное построение потребительской кооперации до и после 1992 года 3
1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации 7
2 глава: Структура управления в потребительском обществе 9
2.1 Органы управления в потребительском обществе 9
2.2 Управление на кооперативном участке 12
2.3 Кооперативное самоуправление 15
3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации. 18
3.1Совершенствование организационного построения потребительской кооперации. 18
3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации. 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации.

    Организационная структура и система управления потребительской кооперации создавались  в условиях жесткой борьбы за выживание  и базировались на традиционных принципах: иерархии, бюрократии и автократии.

    Современная концепция управленческой деятельности выдвигает новые принципы организационного устройства: самоуправление, сотрудничество, командную работу, демократию. С  её применением организация превращается в сообщество единомышленников, а иерархическая пирамида – в сеть сообществ. Место менеджера занимает лидер, рабочую группу заменяет команда, обслуживание потребителя преображается в партнерские отношения. Практика уведомления уступает место практике участия.

    Исходя из вышеизложенного, предлагается следующее:

     - Сохранение в системе потребительской  кооперации организационного устройства: самоуправления, сотрудничества, командной работы, демократии.

    - Сокращение иерархических уровней,  усложняющих в условиях рыночного управления структуру управления, развитие горизонтальных структур управления. Там, где это целесообразно, при компактном территориальном расположении, отдавать предпочтение районным потребительским обществам перед районным потребительским союзом; компактно расположенные потребительские общества добровольно могут войти непосредственно в состав обл- (край-, рес-) потребсоюзов.

    - Инициирование интеграционных процессов,  укрупнение кооперативных организаций,  создание внутриобластных торговых сетей, закупочно-производственно-торговых комплексов, решающих проблемы оптимального использования ресурсов и снижения расходов (затрат).

    - Формирование межрайонных отраслевых объединений, в частности, межрайонных оптовых баз, производств и т.д.

    - Содействие сбыту продукции, произведенной на кооперативных предприятиях, в организациях потребительской кооперации других районов.

    - Активная поддержка пайщика как  производителя и поставщика различного  рода ресурсов, потребителя конечного  продукта потребительской кооперации, клиента, с которым необходимо выстраивать долгосрочные партнерские отношения.

    - Формирование личности и подготовка  руководителей, способных эффективно  управлять организациями и предприятиями.  Задачей образования, таким образом,  становится выстраивание многоступенчатой структуры подготовки и повышения квалификации менеджеров, способных стать во главе организации системы потребительской кооперации.

    Союзы потребительских обществ нуждаются  в реорганизации. Поскольку кроме  потребительских реально существуют производственные, сельскохозяйственные, кредитные и другие кооперативы, то понятие союзов можно расширить. Создать, например, районный Союз кооперативов, в который могут войти производственные, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы, в том числе и те, которые будут создаваться на основе национальной программы развития села. В каких-то регионах останутся в Союзе только потребительские кооперативы (моносоюзы), в других количество видов кооперативов может быть расширено.

    Появление в потребительской кооперации в качестве членов юридических лиц способствует увеличению экономического потенциала потребительского общества. Однако при объединении в кооператив только юридических лиц (по закону достаточно трёх) исчезает пайщик – физическое лицо. Потребительский кооператив лишается главной составляющей объединения граждан, теряется социальная составляющая, то есть то, что выделяет потребительскую кооперацию среди других субъектов экономики. Потребительский кооператив – это форма объединения людей, а не организаций. Для организаций есть другие формы объединения.

    В связи с наметившейся негативной тенденцией к разукрупнению кооперативных организаций в небольших потребительских обществах возникает вопрос о едином органе управления (правлении или совете). В некоторых Союзах потребительских обществ надо сохранить представительные органы, которые призваны развивать принципы управления в потребительской кооперации. Потребительским обществам предоставить больше прав в выборе структуры управления. [12 стр. 8-9]

    Таким образом, в условиях глобализации выживут, в конечном счете, только мощные организации, для которых эта проблема не существует. Существует проблема инициирования интеграционных процессов. 
 

 

    

    Заключение

    Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Традиционно сложилась четырехуровневая организационная структура потребительской кооперации. В настоящее время количество уровней системы сокращается до трёх.

    В структуре органов управления потребительских  обществ и потребительских союзов рационально взаимодействуют органы общественного самоуправления пайщиков и органы профессионального управления менеджеров. Функции органов управления свидетельствуют о том, что пайщики принимают решения по самым разным вопросам хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация действительно является школой самоуправления для активных пайщиков.

    В  перспективе  ожидаются  следующие  позитивные  изменения  в  потребительской кооперации России:

     - усилятся объединительные тенденции на международном  уровне, возрастет роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении;

    - усилится  консолидирующая роль  Центросоюза в  самой системе потребительской кооперации России, расширятся те функции, которые определяют стратегические направления развития системы. Аналогично повысится влияние областных, краевых, республиканских потребсоюзов на социально-экономическую деятельность потребительских обществ в регионах. Потребительская кооперация как единая целостная  система укрепит свои позиции;

    - продолжится совершенствование структуры управления, поиск вариантов, обеспечивающих  эффективное функционирование системы, сокращение звенности управления, уменьшение количества организаций на  самостоятельном  балансе, выбор оптимальных организационно-правовых форм их функционирования;

    -улучшится  взаимодействие общественного  самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров. Однако достижение баланса интересов пайщиков и работников не произойдет произвольно. Реализация этой стратегической задачи требует постоянного регулирования с помощью служб социального управления и контроля со стороны потребительских союзов.

    Реформирование  организационной структуры построения потребительской кооперации - одно из основных направлений преобразований.

 

     Список литературы

  1. Закон потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ)
  2. Сборник документов о пайщиках; Москва 2000 год
  3. Устав потребительского общества (www.mkta.ru)
  4. Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года, М,2001.109 стр.
  5. Вахитов К.И История потребительской кооперации России, М. 1998 год
  6. Демчук И.Н Новый век – новые горизонты науки, Ч2.-Новосибирск, 2004, 207с.
  7. Еленевская Е.А Экономический анализ. Теория и практика. 2006, 68с.
  8. Ефремова Г.М Основы теории и история потребительской кооперации, Ч1, Новосибирск-1999, 108с.
  9. Коряков И.А Принципы кооперативного движения, Чита: Изд-во ЗИП Сиб. Ун-та потреб.кооперации, 1998 -235с.
  10. Макаренко А.П Теория и история кооперативного движения: учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М: ИВЦ «Маркетинг», 2002 -328с.
  11. Суровцева В.А Совершенствование организационного построения потребительской кооперации. Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг. – Новосибирск, 2006 -379с.
  12. Сипко Л. Хайруллина М. Как нам жить дальше? – Сибирская кооперация №1, 2006
  13. Теплова Л.Е Основы потребительской кооперации: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 160с.
  14. Интернет (www. Infopravo.by.ru)

Информация о работе Потребительская кооперация