Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить организационное построение потребительской кооперации
2. Рассмотреть структуру управления в потребительском обществе
3. Ознакомиться с дальнейшем совершенствованием организационной структуры.

Содержание

Введение 2
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3
1.1 Организационное построение потребительской кооперации до и после 1992 года 3
1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации 7
2 глава: Структура управления в потребительском обществе 9
2.1 Органы управления в потребительском обществе 9
2.2 Управление на кооперативном участке 12
2.3 Кооперативное самоуправление 15
3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации. 18
3.1Совершенствование организационного построения потребительской кооперации. 18
3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации. 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Оглавление

                                                                            Стр.

    Введение           2

    1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3

    1.1 Организационное  построение потребительской кооперации  до и после 1992 года           3

    1.2 Контрольно-распорядительные  функции в системе потребительской кооперации           7

    2 глава: Структура управления в потребительском обществе  9

    2.1 Органы  управления в потребительском  обществе    9

    2.2 Управление  на кооперативном участке      12

    2.3 Кооперативное  самоуправление       15

    3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации.          18

    3.1Совершенствование  организационного построения потребительской  кооперации.          18

    3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации.      23

    Заключение          26

    Список  литературы         28 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Потребительская кооперация России – это негосударственная  многоотраслевая система, объединяющая более 7 млн. пайщиков и обслуживающая свыше 30 млн. человек, проживающих в сельской местности и в районных центрах. Развивая традиционные сферы деятельности – торговлю, закупки сельскохозяйственной продукции, производство, услуги, потребительская кооперация рассматривает их как экономическую основу для реализации разнообразных социальных программ. Характерным для сегодняшнего этапа развития кооперации является её активное участие в реализации  приоритетных национальных проектов. Современная организационная структура потребительской кооперации характеризуется наличием как некоммерческих, так и коммерческих организаций, созданных при непосредственном участии потребительских обществ и их союзов. Концепция развития потребительской кооперации предполагает разграничение функций советов и правлений. Организационная структура должна быть оптимальной и направлена на сокращение числа хозяйственных организаций, перевод их на единое управление и баланс, на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

    Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.

    В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:

    1. Изучить организационное построение  потребительской кооперации

    2. Рассмотреть структуру управления  в потребительском обществе

    3. Ознакомиться с дальнейшем совершенствованием  организационной структуры. 
 
 

    1 глава: Организационное построение потребительской кооперации

    1.1 Организационное построение потребительской кооперации до и после 1992 года

          Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»  рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. [1 стр. 4]

          Таким образом, законом  установлено, что система потребительской  кооперации состоит из организаций  двух видов: потребительских обществ  и союзов потребительских обществ.

          В потребительской  кооперации могут создаваться и  другие организации, например хозяйственные  товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы

          Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

          Потребительские общества классифицируются на виды:

    А) по территориальному признаку:

    - сельское потребительское общество  – сельпо;

    - городское потребительское общество  – горпо;

    - районное потребительское общество  – райпо;

    В) по социальному или профессиональному  составу членов:

    - рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) – рабкооп;

    - рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;

    - студенческое потребительское общество – студпо;

    - ученическое потребительское общество  – учпо.

          Потребительские общества- первичные основные организации  системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают  союзы. Если не будут  образованы потребительские общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

          Союз потребительских  обществ – это добровольное объединение  потребительских обществ разного  уровня: районного, краевого, республиканского, центрального.

    Система потребительской кооперации России  представляет собой много уровневую структуру.

          Рассмотрим  организационную  структуру системы  потребительской  кооперации.

          В  основу организационного  построения системы  потребительской  кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация  и группа  организаций  находиться  на определённом вертикальном   уровне  системы  потребительской кооперации.

          Первый уровень  системы  образуют  потребительские  общества как   добровольное  объединения граждан (реже юридических  лиц)  на территории  одного  или нескольких населённых  пунктов (сельпо, горпо).

          Второй уровень  системы   занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ -  добровольные объединения потребительских  обществ на территории  районов (национальных округов).

          Третий уровень  системы составляют  областные, краевые, республиканские союзы  потребительских обществ – добровольные объединения  потребительских обществ  областей, краев, республик.

          Четвёртый уровень  системы  представлен Центральным  союзом  потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ), который   является  добровольным  объединением  потребительских обществ страны. [13 стр. 65-66]

          Центросоюз Российской Федерации (Россия) -  добровольное  объединение с выше  3,5 тысячи  сельских  районных, городских потребительских обществ. В системы входят  213 районных  и окружных  потребительских союзов , 77 республиканских, краевых и областных союзов.   Центросоюз Российской Федерации – координирующий орган экономической, социальной, консультационной деятельности системы. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступают демократия и солидарность.

    Миссия  Центросоюза заключается в содействии развитию, защите прав и интересов потребительских обществ и их членов, представлении их интересов в государственных и иных органах, международных  организациях, оказании информационных, правовых и иных услуг. [14]

          Организационное построение потребительской кооперации  после 1992 года изменилось (рис. 1,2)

    До 1992 года

      Центросоюз РФ

    

      Обл., край, Респотребсоюзы

                                     

        Райпотребсоюзы                            Районные потребительские          общества

    
 

Потребительские общества

(сельские, поселковые, городские)

 

Пайщики

Рис. 1. Организационное  построение потребительской кооперации России

После 1992 года

     Центросоюз РФ 

      Обл., край, Респотребсоюзы

                          

         Райпотребсоюзы                            Районные потребительские          общества  

 
 

Потребительские общества

(сельские, поселковые, городские)

 

Пайщики 

Рис. 2. Организационное  построение потребительской кооперации России

    [4 стр.8-9]

    До 1992 года вертикаль образования союзов была строго выражена. Контрольно распорядительные функции имели обратную направленность. После 1992 года потребительские общества образуют все и каждый в отдельности уровни потребсоюза. Каждый из уровней имеет распорядительные функции по отношению к потребительским обществам его формирующим.

    Переход с четырехуровневой на трёхуровневую  организационную структуру способствует сокращению числа потребительских  обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.

    Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации. 
 

    1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации.

    Контрольно-распорядительные функции – это совокупность мер  управления и контроля за соблюдением устава, закона, решением органов управления союза и потребительского общества.

    К контрольно-распорядительным функциям относят:

    1. Соблюдение идентичности потребительского  общества и союза;

    2. Контроль за выполнением планов  и программ;

    3. Контроль за соблюдением порядка распределений доходов в финансово-хозяйственной деятельности;

    4. Соблюдается ли экономические  интересы пайщиков. Контроль за  сохранностью кооперативной собственности.

    5. Проверка наличия условий для  демократии.

    Распорядительные  функции реализуются через принятие союзами решений обязательных для потребительских обществ. За последние годы организационная структура потребительской кооперации неоднократно реформировалась с учетом внутренних и внешних факторов. Однако проблема эффективности управления не решена до сих пор. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации предполагает:   

    - ликвидацию райпотребсоюзов, объединяющие  потребительские общества на  территориальных прилежащих к  областным центрам;

    - объединение потребительских обществ входящих в районные потребительские союзы, в районное потребительское общество

Информация о работе Потребительская кооперация