Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить организационное построение потребительской кооперации
2. Рассмотреть структуру управления в потребительском обществе
3. Ознакомиться с дальнейшем совершенствованием организационной структуры.
Введение 2
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3
1.1 Организационное построение потребительской кооперации до и после 1992 года 3
1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации 7
2 глава: Структура управления в потребительском обществе 9
2.1 Органы управления в потребительском обществе 9
2.2 Управление на кооперативном участке 12
2.3 Кооперативное самоуправление 15
3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации. 18
3.1Совершенствование организационного построения потребительской кооперации. 18
3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации. 23
Заключение 26
Список литературы 28
Оглавление
Введение 2
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3
1.1 Организационное
построение потребительской
1.2 Контрольно-распорядительные
функции в системе
2 глава: Структура управления в потребительском обществе 9
2.1 Органы управления в потребительском обществе 9
2.2 Управление
на кооперативном участке
2.3 Кооперативное самоуправление 15
3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации. 18
3.1Совершенствование
организационного построения
3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации. 23
Заключение 26
Список
литературы 28
Введение
Потребительская кооперация России – это негосударственная многоотраслевая система, объединяющая более 7 млн. пайщиков и обслуживающая свыше 30 млн. человек, проживающих в сельской местности и в районных центрах. Развивая традиционные сферы деятельности – торговлю, закупки сельскохозяйственной продукции, производство, услуги, потребительская кооперация рассматривает их как экономическую основу для реализации разнообразных социальных программ. Характерным для сегодняшнего этапа развития кооперации является её активное участие в реализации приоритетных национальных проектов. Современная организационная структура потребительской кооперации характеризуется наличием как некоммерческих, так и коммерческих организаций, созданных при непосредственном участии потребительских обществ и их союзов. Концепция развития потребительской кооперации предполагает разграничение функций советов и правлений. Организационная структура должна быть оптимальной и направлена на сокращение числа хозяйственных организаций, перевод их на единое управление и баланс, на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
1.
Изучить организационное
2.
Рассмотреть структуру
3.
Ознакомиться с дальнейшем
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации
1.1
Организационное построение
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. [1 стр. 4]
Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы
Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
А) по территориальному признаку:
-
сельское потребительское
-
городское потребительское
-
районное потребительское
В)
по социальному или
-
рабочее потребительское
-
рыболовецкое потребительское
- студенческое потребительское общество – студпо;
-
ученическое потребительское
Потребительские общества-
первичные основные организации
системы потребительской
Союз
Система потребительской кооперации России представляет собой много уровневую структуру.
Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации.
В основу организационного
построения системы потребительской
кооперации положен принцип
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольное объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населённых пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ - добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвёртый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны. [13 стр. 65-66]
Центросоюз
Миссия
Центросоюза заключается в
Организационное построение потребительской кооперации после 1992 года изменилось (рис. 1,2)
До 1992 года
Центросоюз РФ
Обл., край, Респотребсоюзы
Райпотребсоюзы
Потребительские общества
(сельские, поселковые, городские)
Пайщики
Рис. 1. Организационное построение потребительской кооперации России
После 1992 года
Центросоюз РФ
Обл., край, Респотребсоюзы
Райпотребсоюзы
Потребительские общества
(сельские, поселковые, городские)
Пайщики
Рис. 2. Организационное построение потребительской кооперации России
[4 стр.8-9]
До 1992 года вертикаль образования союзов была строго выражена. Контрольно распорядительные функции имели обратную направленность. После 1992 года потребительские общества образуют все и каждый в отдельности уровни потребсоюза. Каждый из уровней имеет распорядительные функции по отношению к потребительским обществам его формирующим.
Переход
с четырехуровневой на трёхуровневую
организационную структуру
Таким
образом, потребительские общества
и потребительские союзы
1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации.
Контрольно-
К контрольно-распорядительным функциям относят:
1.
Соблюдение идентичности
2.
Контроль за выполнением
3. Контроль за соблюдением порядка распределений доходов в финансово-хозяйственной деятельности;
4.
Соблюдается ли экономические
интересы пайщиков. Контроль за
сохранностью кооперативной
5. Проверка наличия условий для демократии.
Распорядительные функции реализуются через принятие союзами решений обязательных для потребительских обществ. За последние годы организационная структура потребительской кооперации неоднократно реформировалась с учетом внутренних и внешних факторов. Однако проблема эффективности управления не решена до сих пор. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации предполагает:
-
ликвидацию райпотребсоюзов,
- объединение потребительских обществ входящих в районные потребительские союзы, в районное потребительское общество