Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и изучение организационной структуры потребительской кооперации, а также роли потребительских обществ и союзов в ней, как основных элементов системы.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить организационное построение потребительской кооперации
2. Рассмотреть структуру управления в потребительском обществе
3. Ознакомиться с дальнейшем совершенствованием организационной структуры.

Содержание

Введение 2
1 глава: Организационное построение потребительской кооперации 3
1.1 Организационное построение потребительской кооперации до и после 1992 года 3
1.2 Контрольно-распорядительные функции в системе потребительской кооперации 7
2 глава: Структура управления в потребительском обществе 9
2.1 Органы управления в потребительском обществе 9
2.2 Управление на кооперативном участке 12
2.3 Кооперативное самоуправление 15
3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации. 18
3.1Совершенствование организационного построения потребительской кооперации. 18
3.2 Предложения по совершенствованию структуры и системы управления организациями потребительской кооперации. 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    В период между общими собраниями управление союзом и потребительским обществом  осуществляет совет, выступающий представительным органом. Исполнительным органом союза и потребительского общества является правление союза или потребительского общества.

    Советы  должны стать органами общественного  самоуправления пайщиков. Для этого  в их составе должно быть более 50% пайщиков, не связанных трудовыми  отношениями с организациями потребительской кооперации.

    Правления являются органами профессионального  менеджмента. Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза  не реже одного раза в квартал отчитывается на заседании совета о работе, с  учётом рекомендаций, выработанных на научно-практических конференциях «кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».

    Самостоятельность Ответственность

    

    Кооперативное самоуправление

    

        Общественное

        самоуправление

    Профессиональный

    менеджмент

        Общее собрание, совет  
    Правление

    Рис. 3. Система кооперативного самоуправления 

    Задача  новой структуры управления в  потребительской кооперации – реализовать  единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков (рис. 3). 

    В единстве общественного самоуправления и профессионального менеджмента  первенство принадлежит общественному самоуправлению. [4 стр.13-14] В соответствии с законом функции совета и правления разграничены

    Оптимизацию организационной структуры каждого  уровня управления можно достичь:

  1. За счёт сокращений числа хозяйственных организаций;
  2. За счёт перевода их на единый баланс;
  3. За счёт развития внутреннего хозрасчета
 

     Таким образом, совершенствование организационной  структуры управления в потребительском  обществе направлено на повышение эффективности  хозяйственной деятельности для  выполнения социальной миссии. 

    Структура и функции органов управления показывают, что система управления в потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление пайщиков и профессиональное управление менеджеров. Пайщики в высших органах управления принимают решения по самым важным организационным, хозяйственным и социальным вопросам. В представительных и контрольных органах пайщики рассматривают вопросы, связанные с текущей деятельностью потребительских обществ и их союзов. Каждый гражданин, являющийся пайщиком, может участвовать в органах управления и контроля, приобретать знания и опыт по управлению, проявлять личную инициативу.

    Таким образом, функции органов управления и контроля представляют большой  простор для развития самодеятельности, самоуправления и демократии.

      

    3 глава: Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации.

    3.1Совершенствование организационного построения потребительской кооперации.

    Усиление  процессов глобализации рынка  обостряет  проблему  адаптации хозяйствующих  субъектов к  изменяющимся условиям  ведения бизнеса. В  обозримой  перспективе  возрастает влияние таких  фактов, формирование мега-сетей, усложнение  межрегиональных связей, обострение конкуренции и др. Как  следствие можно  прогнозировать углубление  и расширение системных кризисов.

    Для организаций системы потребительской кооперации, традиционно функционирующих в специфическом сегменте  рынка, проблема  гибкого вхождения в новые условия деятельности  приобретает особую  значимость. В  условиях глобализации жизнеспособность кооперативных организаций в значительной степени зависит от эффективности использования потенциала, выступающих фактором  конкурентоспособности кооперативных организаций, можно   выделить  следующие:

    1. Многоотраслевой  характер  деятельности, обеспечивающий  гибкий  маневрирования  ресурсами  организации и  предоставляющий  дополнительные возможности по их  концентрации и  переливанию в стратегически выгодные направления  деятельности. В условиях конкуренции  капиталов это  можно рассматривать как одно  из экономических преимуществ.

    2. Дополнительные  возможности  по  привлечению  внешних источников финансирования, необходимых для увеличения масштабов  деятельности. При-

    рост  собственного капитала возможен за счёт расширения потребительской кооперации не  только в сельской, но и в городской местности. В связи с этим стратегически значимым является  увеличение числа пайщиков, что позволит расширить социальную базу потребительской кооперации. Прирост заёмного капитала возможен за счет привлечения средств  населения на взаимовыгодных условиях. В перечне таких условий целесообразно  предусматривать оплату процентов не только денежными средствами, но и товарами, что  увеличит объём продаж и позволит решить проблему дефицита финансовых ресурсов.

    3. Сложившаяся  система управления, опирающаяся, прежде всего, на кооперативные принципы и ценности, которые создают предпосылки для  формирования оптимального соотношения между  централизацией и децентрализацией в управлении.

          Перечисленные преимущества могут быть реализованы в полной мере только в рамках эффективной структуры управления.

    За  последние годы организационная  структура управления в потребительской  кооперации неоднократно реформировалась  с учётом как внешних, так  и  внутренних факторов деятельности. Так, восстановлена  вертикаль власти; усилилась роль Центросоюза Российской Федерации как  единого координационного центра, объединяющего систему в масштабах всей России; расширилось число организационных форм, применяемых в  системе потребительской кооперации. Однако остались не решенными проблемы эффективности кооперативного менеджмента и, в частности, эффективности структур управления, которые обостряются в условиях усиления  масштабов конкуренции не только в городской, но и сельской местности.

    Эффективность организационной структуры определяется тем, насколько она способствует выработке целевых  направлений  развития, реально обусловленных  потенциалом организации, и обеспечивает их реализацию наиболее экономичным  способом через упорядоченное взаимодействие функциональных подсистем. Следовательно, эффективность функционирования организационной структуры зависит от степени упорядоченности её элементов для получения интегрального общего эффекта в будущем. Обеспечение такого взаимодействия и предопределяет направления совершенствования структуры управления.

    Взаимодействие  элементов для  получения интегрального  эффекта обеспечивает через совокупность процедур, регламентирующих их  порядок  и целенаправленное развитие, т.е. через  механизм управления. В данном контексте эффективность структуры  предопределяется не столько самой структурой, сколько организационным механизмом, существующим в рамках этой структуры. Организационная  структура строится в соответствии с целью и выбранной стратегией её достижения, но эффективность достижения цели  зависит от механизма функционирования организации в  принятой структуре. Именно организационная структура должна обеспечивать процесс принятия  лучших решений на всех уровнях иерархии, обеспечивая эффективный  информационный обмен.

    Величины  эффекта для  измерения эффективности  структуры управления недостаточно. Большое значение имеет то, сколько  ресурсов использовано для достижения поставленной цели. В связи с этим проблема эффективности может быть решена через оптимизацию затрат, связанных с управлением организацией.

    В настоящее время система управления  в потребительской кооперации отягощена  множеством управленческих уровней. Чем  шире иерархия управления, тем выше совокупные управленческие  расходы, относящиеся к числу условно-постоянных. Высокая доля таких расходов свидетельствует об отсутствии гибкости в управлении и наличии операционных рисков. Поэтому основным  направлением повышения эффективности управления является оптимизация организационных структур путём сокращения  нерациональных уровней и звеньев управления, что позволит повысить их экономичность и создаст предпосылки для роста совокупной эффективности.

    С учётом изложенного, совершенствование  организационного построения  потребительской  кооперации предполагает:

    1.  Ликвидацию районных потребительских  союзов, объединяющих  сельские общества  на компактных  территориях или  территориях, прилегающих к областным  центрам. Существование районных  потребительских союзов экономически  оправдано только в том случае, если союз объединяет сельские потребительские общества в отдалённых и труднодоступных районах. В условиях территориальной разобщённости наличие такого координирующего центра как районный союз  целесообразно. При  таком  построении пайщики максимально приближены к руководящим органам потребительского общества, что позволяет  им успешно реализовывать свои права по управлению.

    2. Объединение  потребительских  обществ, ранее  входивших в  состав районного союза, в районное  потребительское  общество с  наделением их статусом территориального или отраслевого (в зависимости от  специфики) департамента (филиала), действующего на  принципах внутреннего хозрасчета.

    3. Создание на базе сельских  и городских потребительских  обществ, территориально тяготеющих  к областным, краевым и республиканским центрам, зональных (областных, краевых, республиканских) потребительских обществ. Такое потребительское общество должно быть самостоятельным юридическим лицом, которое может входить в состав областного, краевого, республиканского потребительского союза, а  также Центросоюза Российской Федерации.

    4 Максимальное сокращение числа  объектов  координирования  на уровне областных, краевых, республиканских потребительских  союзов за счёт  оптимального укрупнения  районных, областных  потребительских  обществ, сокращения хозрасчётных организаций, имеющих самостоятельный баланс. Такое сокращение  повысит эффективность координационной  деятельности вышестоящих потребительских союзов и обоснованность стратегических решений.

    5. Укрупнение субъектов  хозяйствования  для увеличения  масштабов  деятельности за счёт  оптимального  использования и перераспределения капитала. При этом  финансовые оттоки, обусловленные ростом налогового бремени, будут частично компенсированы экономией затрат на управление.

    6. Широкое использование  отраслей  и региональной  департаментизации,  которая  эффективнее традиционной  линейно-функциональной структуры  управления за счёт  более   гибкого учёта факторов внешней  среды.

    7. Ориентацию на  те  отрасли   деятельности, для  реализации которых имеются все  необходимые предпосылки, что повысит совокупную эффективность эксплуатации  ресурсов.

    8.Совершенствование  функциональной структуры аппарата  управления (правления) потребительских  обществ и союзов. Правление призвано  обеспечивать высокую экономическую эффективность и формировать предпосылки для успешной реализации миссии, используя потенциал менеджмента. Целесообразно усилить функциональный аппарат специалистами в области маркетинга, рекламы, инновационного, финансового менеджмента, поскольку рынок предъявляет  повышенный спрос  на  специалистов данного профиля.

    9. Оптимальное сочетание жестоких (стационарных) функциональных блоков  и гибких (мобильных)  образований.  Основной  жестких блоков должны  служить группы  работ  по  функциям управления. Гибкие образования (комитеты, комиссии,  проектные группы, рабочие группы) могут создаваться  на временной основе для решения конкретных проблем, требующих максимального учёта ситуационных фактов. Такой подход обеспечивает высокую эффективность за  счёт учёта  психологических и профессиональных особенностей каждого участника  команды, гибкого (оперативного) распределения  и перераспределения полномочий, концентрации ответственности.

    Таким образом,  совершенствование организационного построения потребительской кооперации  предполагает  не только   упорядочение организационного  взаимодействия между потребительскими обществами и союзами, но и  оптимизацию структуры управления потребительского  общества и союзов всех уровней. Поскольку любое организационное совершенствование начинается  как нововведение, а заканчивается  как устаревшая  организационная форма, требующая нового совершенствования, существует понятие" жизненного цикла организационного совершенствования". Организационное совершенствование входит в комплекс реакций, которые вынуждена  вырабатывать организация в целях адаптации к внешней среде.  3апаздывание в  приспособлении структуры может послужить предпосылкой последующих организационных кризисов. [11 стр. 74-78] 

Информация о работе Потребительская кооперация