Понимание сущности и целей фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.
Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших предметов исследований экономической....

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6

1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10

1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16

Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19

2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Понимание сущности и целей фирмы.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

    Цели  и методы антимонопольной  политики. Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные  фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом.

    1. Стремление к экономической эффективности.

    Согласно  данной концепции, конкуренция есть способ достижения экономической эффективности  общества. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, развития технического прогресса и инноваций.

    2. Оптимизация поведения экономических  агентов

    Отраслевая  политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному поведению.

    3. Улучшение функционирования общества  в целом

    Отраслевая  политика правительства в данном случае должна             преследовать интересы всего общества, к которым относятся:

  • защита национальной промышленности;
  • помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
  • развитие регионов;
  • защита занятости;
  • стимулирование фирм-лидеров;
  • защита от иностранного капитала;
  • развитие мелкого и среднего бизнеса;
  • защита интересов потребителей;
  • установление правил добросовестной конкуренции.

    прямой  метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или               предупреждающие монопольное положение  отдельных субъектов на рынке;

    косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения  и преодоления монополистических явлений в экономике.

    Исследуем подробнее, каким образом общие  цели антимонопольной             политики реализуются в практике воздействия на несовершенства             поведения экономических субъектов, главными из которых являются             антиконкурентная деятельность фирм и естественная монополия.[8,17]

    Политика  в защиту конкуренции. Свободная конкуренция, права и интересы потребителей выступают объектами защиты антимонопольной политики. В свете этого  деятельность фирм, препятствующая конкуренции или ограничивающая ее, а также направленная на приобретение преимуществ, которые могут быть  использованы во вред другим субъектам рынка, носит название недобросовестной конкуренции и считается незаконной.

    Согласно  традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается  незаконным, относятся следующие  действия:

    Фиксирование  продажных цен: тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы   влияния рынка.

    Ценовая дискриминация: продажа (или покупка) различных единиц товара или услуги по ценам,  разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости    поставляемого товара.

    Ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у   другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем               установлено фирмой-продавцом.

    Ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено   контрактом с фирмой-покупателем.

    Взаимосвязанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает  какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной  фирмы.

    Недобросовестная  реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которых на   самом деле у него может и не быть.

    Недобросовестная  маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик,  которые продукту не присущи.

    Вертикальные  или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного               влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам               своих правил поведения.[17]

    В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. [19]

    Поддержка предпринимательства постепенно становится основой государственной экономической  политики, ориентиром для деятельности всех органов власти, без которой решение наболевших проблем малого бизнеса только на муниципальном уровне в полном объеме практически не возможно. «Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Коряжме на 2006-2008гг.» предусматривает дальнейшее развитие сферы малого бизнеса города.[11]

    Цель  программы: Создание оптимальных условий, позволяющих в дальнейшем развиваться малому предпринимательству, решение социально-экономических проблем города.

    Задачи  программы:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в целях развития малого предпринимательства;
  • развитие механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;  
    определение стабильных отчислений из бюджета на реализацию Программы;
  • содействие созданию системы самофинансирования и микрокредитования малого предпринимательства;
  • взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде предпринимательской деятельности.

    В соответствии с данным решением реализуются  и будут реализованы следующие  мероприятия:

    по  инициативе предпринимателей создано общественное объединение «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) г. Коряжма»;

    В IV кв. 2007г. введены новые Правила торговли на территории МО «Город Коряжма»;

    В бюджете МО на 2008 предусмотрены средства на поддержку малого предпринимательства;

    Создан Совет по предпринимательству при Мэре города Коряжмы;

    Представители малого и среднего бизнеса активно участвуют в проведении Дней города в Великом Устюге и Котласе, в Маргаритинской ярмарке (г. Архангельск);

    С 2007г. ежегодно проводятся выставки продукции предприятий города, в том числе и субъектов малого предпринимательства, конкурсы на лучшее предприятие розничной торговли, на лучшего продавца, на новогоднее оформление витрин и торговых залов.

    Акцент  делается на развитии предпринимательства в производственной

    сфере, прежде всего, в строительной индустрии, жилищно-коммунальном  хозяйстве, бытовом обслуживании. Приветствуются инновационные проекты по внедрению прогрессивных технологий  и выпуску принципиально новой продукции. Также город заинтересован в том,       чтобы предпринимательство активнее занимало такие ниши, как организация

    досуга, дошкольное воспитание детей, здравоохранение, спортивные услуги, туризм. Будут поддерживаться торговые предприятия, где применяются  современные формы обслуживания покупателей.

    В программе предлагается такая форма помощи, как компенсация части процентов по банковским кредитам предпринимателям, которые предложат интересные городу инвестиционные проекты. Проектом предусмотрены и налоговые льготы по аренде помещения и земли. Однако такую поддержку планируется оказывать предпринимателям, которые будут работать по таким направлениям, как переработка отходов,  энергосбережение, техническое обслуживание жилых домов. Кроме того, что очень важно, предполагается льготирование тех секторов малого бизнеса, в которых средняя зарплата превышает 5 тысяч рублей.

    Ожидаемые результаты программы:

  • Увеличение количества субъектов малого предпринимательства;  
    создание дополнительных рабочих мест и увеличение числа занятых в малом бизнесе;
  • насыщение рынка товарами местных производителей;
  • увеличение вклада малого предпринимательства в формирование местного бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы и повышения собираемости налогов и сборов в бюджетную систему города;
  • создание условий, способствующих реализации внутреннего потенциала малого предпринимательства.[11]
 

        2.3.Цели  и порядок возникновения фирм  на местном рынке

    Анализ  состояния малого бизнеса на территории МО «Город Коряжма». Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, путем создания новых предприятий и рабочих мест обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами, несет в себе предельную гибкость в хозяйственной деятельности.

    Развитие  малого бизнеса, наряду с развитием  бизнеса среднего и крупного, является очень важным для рыночного хозяйства. По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики МО «Город Коряжма». [11]

    В настоящее время доля занятых  в малом бизнесе в общей  численности экономически активного  населения составляет около 10%, в  том числе индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2006г. - 873 человека.

    По  итогам 2005 года в городе зарегистрировано 602 организации всех форм собственности, в т.ч. 58 крупных и средних предприятий, 94 малых предприятий (занято 1104 человек). По сравнению с 2004 годом количество малых предприятий увеличилось  на 25% (в 2004 году -75 зарегистрированных малых предприятий).

    

    Утверждать, что все зарегистрированные в  качестве предпринимателей физические лица занимаются предпринимательской  деятельностью невозможно, т.к. часть  из них регистрируется в качестве индивидуальных предпринимателей с целью минимизации налогов, фактически осуществляя деятельность по найму. Число индивидуальных предпринимателей, ведущих устойчивый бизнес, не превышает 500 человек.

    Индивидуальные  и малые формы предпринимательства на территории муниципального образования "Город Коряжма" наибольшее свое развитие получили в таких отраслях как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание.

    

    Достигнутый к настоящему времени уровень  развития малого предпринимательства не отвечает в полной мере запросам населения. В настоящее время в городе есть необходимость становления и развития деятельности по пошиву одежды, ремонту швейных машин и бытовой техники.[11]

    Проблемы  развития малого предпринимательства. Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства.

    Налоговое законодательство не учитывает экономические условия, в которых приходится работать малому бизнесу. Это приводит к тому, что существенная часть предпринимательства остается «в тени», она не регистрируется и не платит налоги. Нуждается в совершенствовании нормативно-правовая база.

    Серьезное препятствие развитию малого бизнеса - недоступность финансово - кредитных ресурсов. Малые предприятия не могут получить крупный кредит, потому что не имеют кредитной истории, значительной собственности под залог и, тем самым, не удовлетворяют требованиям банков.

    Для Коряжмы актуальна и такая  проблема, как нехватка квалифицированного персонала. За годы реформ часть работников производственной сферы деквалифицировалась. Нынешняя подготовка специалистов страдает низким качеством.

    Не  все в порядке и в арендных отношениях. Многие малые предприятия  являются вторичными и третичными арендаторами. Это не позволяет им пользоваться льготами по аренде помещений. Предприятия мелкой торговли не в состоянии выкупить торговые помещения. Им, прежде всего, необходимы гарантированные льготы по аренде.

Информация о работе Понимание сущности и целей фирмы