Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:54, курсовая работа
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.
Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших предметов исследований экономической....
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6
1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10
1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16
Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Небольшой
размер фирм, неустойчивость и высокая
рискованность малого бизнеса не
позволяют устанавливать ему
устойчивые связи с крупным бизнесом
на прямую. Средний бизнес берет на себя
эту роль, создавая сложную сеть разнообразных
по форме, правовому и организационному
оформлению связей, как с крупным, так
и с малым бизнесом. [21]
1.3.Смысл
и показатели эффективности
Целью деятельности любой фирмы является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы фирмы следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.
Сущность экономической эффективности производства трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономический эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда.[17]
В условиях рыночной экономики основа экономического развития фирмы - прибыль, важнейший показатель эффективности работы фирмы, источник ёё жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия - валовая (балансовая) прибыль или убыток.
Валовая
прибыль формируется как
Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоёмкость, материалоёмкость, и фондоёмкость.
Трудоёмкость
продукции - величина,
обратная показателю производительности
живого труда, определяется
как отношение количества труда,
затраченного в сфере материального
производства, к общему объёму
произведённой продукции: 16]
где: t – трудоёмкость продукции;
T- количество труда, затраченного в сфере материального производства;
Q – общий объём произведённой продукции (валовой продукции) Материалоёмкость общественного продукта исчисляется как отношение
затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоёмкость продукции отрасли определяется как отношение материальных затрат к общему произведённой продукции: [16]
где: m- уровень материалоёмкости продукции;
M- общий объём материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;
Q-
общий объём произведенной
Фондоёмкость
продукции исчисляется как отношение
средней стоимости основных производственных
фондов народного хозяйства
к общему объёму произведённой
продукции: [16]
где: f- фондоёмкость продукции;
F - средняя стоимость основных производственных фондов;
Q-
общий объём произведённой
Фондоотдача - показатель обратный фондоёмкости.
Один из факторов интенсификации производства, повышения его эффективности – совершенствование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач, добиваться улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями агропромышленного комплекса.
В
условиях развития в нашей стране
рыночных отношений обостряются
также общественные условия, которые,
с одной стороны, тормозят, а с другой
– стимулируют рост эффективности производства.
Среди них: повышение уровня безработицы,
усиление конкуренции товаропроизводителей,
развитие малого бизнеса и другие.[2,8]
Глава 2.Фирма в современной российской экономике
В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
В
условиях рыночной экономики
через фирмы граждане осуществляют
предпринимательскую
2.1.Этапы
возрождения
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Предпринимательство — это
Феномен предпринимательства
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей к фабрикантам передовых технологий. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений.
В конце XIX - начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Ускоренными темпами шла механизация производства.
По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Октябрь
1917 г. перевернул Россию. С первых же
дней существования советской власти
начался процесс
С
окончанием гражданской войны стала
наглядной неэффективность
Поэтому и в промышленном
После
долгих лет застоя, характеризующегося,
прежде всего,
экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском
Союзе началась
В 1987 г. вышел Закон об
Первый
- этап деятельности людей, которые, рискуя,
взялись за
новое дело, несмотря на осуждение окружающих.
Они открывали
видеосалоны, создавали частные страховые
компании, издавали
свои газеты. Перестройка задумывалась
для обновления
социализма, и рыночные отношения могли
быть использованы лишь
как мера выхода из кризиса и создания
более цивилизованной
Второй
этап возрождения
Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
В современных условиях
Как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.