Понимание сущности и целей фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т. д. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.
Предпринимательская деятельность всегда являлась одним из важнейших предметов исследований экономической....

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Фирма как субъект рыночной экономики: теоретический аспект . . 6

1.1. Сущность, природа и типы фирм в экономической теории . . . . . . . . 6 1.2. Цели и масштабы деятельности предприятий в рыночной экономике. 10

1.3.Смысл и показатели эффективности функционирования фирмы . . . 16

Глава 2. Фирма в современной российской экономике . . . . . . . . . . . . 19

2.1. Этапы возрождения предпринимательства и преобладающие типы фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.2. Взаимодействие фирм и государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3.Цели и порядок возникновения фирм на местном рынке. . . . . . . . . 33

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Понимание сущности и целей фирмы.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

    Очевидно, что в условиях рынка выбор  конкретного способа экономической  организации определяется величиной  трансакционных издержек, соответствующих  каждому из них. Фирмы (иерархический  путь) выживают в тех случаях, когда трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. В противном случае торжествует стихийный порядок.

    Факт  широчайшего распространения фирм в рыночной экономике свидетельствует  о значительном снижении трансакционных издержек за счет использования внутри предприятия иерархических способов организации. Иначе фирмы никогда не стали бы господствующей организационной формой производства.[12]

    1. Частный предприниматель.  Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

    2. Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

    3. Малое предприятие. Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

    4. Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в том числе иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

    Акционерное общество вправе заключать любые  предусмотренные законодательством  сделки, самостоятельно решать вопросы  организации управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерние общества на правах самостоятельных коммерческих организаций.[2,3]

    5. Общество с ограниченной  ответственностью (ООО). Таким признается учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

    6. Совместное предприятие.  Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

    Предприятие с иностранными инвестициями создаются  и действуют в форме акционерных  и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

    7. Кооперативы - объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства   кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. Кооперативы являются  юридическими лицами и функционируют на началах   самофинансирования и самоуправления.[17] 

        1.2.Цели  и масштабы деятельности предприятий  в рыночной экономике

    Цели  организации.  Любая предпринимательская деятельность имеет  своей  целью  получение прибыли. Многообразием  возможных  положений  отдельных   фирм   в   конкретной экономической ситуации  на  рынке  определяется  различная  нацеленность  их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном  конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли  участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

    Конкретно сформулированная  цель  деятельности  фирмы  может  включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). 

    В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены  в  таблице 1. [9]

                           Таблица 1.Цели деятельности фирмы

    Общественная  группа     Ожидаемые результаты деятельности фирмы
    Общество  в целом     Экономический рост
          Поступления от налогов
          Уравнивание власти
          Уравнивание доходов
          Сохранение  окружающей среды
          Сохранение  природных ресурсов
    Местная община     Благосостояние  общины
    Держатели акций     Рост  доходов
    Кредиторы     Рост  стоимости акций
    Потребители     Стабильность  доходов
          Справедливые  цены
          Обеспечение выбора
          Удовлетворение  потребностей
    Управляющие     Рост  доходов
          Профессиональный  интерес
    Работники наемного труда     Занятость
          Уровень оплаты
          Досуг
          Условия труда
          Удовлетворение от работы

    |

    Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера  взять  на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. 

    Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно,  достигать  их различными путями и способами.

    Платежеспособность - это возможность организации вовремя оплачивать свои долги перед кредиторами и бюджетами всех уровней. В более тесном смысле платежеспособность - это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей погашения в ближайшее время. [23]

    Для определения платежеспособности предприятия используется коэффициент текущей ликвидности, который определяется как отношение фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности. Формула расчета коэффициента текущей ликвидности выглядит так:

    

    Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.[24]

    Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает    соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

    Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

    1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек     производства и инвестиционных проектов;

    2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

    3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

    Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли,       прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

    Рентабельность  производства определяется как отношение прибыли, приносимой производством, к стоимости основных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.

    Рентабельность  продукции - отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение. Рентабельность продукции – это  эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.

    Рентабельность  инвестиций - показатель эффективности  инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций. Иногда рентабельность инвестиций определяется как отношение  чистой прибыли к сумме акционерного капитала и долгосрочного долга.[23]

    Высокий уровень прибыльности предприятия  даёт ему преимущество в привлечении  инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что  определяет его конкурентоспособность, а также степень его независимости  от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.[5]

    Для современной рыночной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации  экономики, и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников.[19]

    Крупный бизнес. Крупный бизнес не поддается простому определению. Крупный бизнес сосредоточен в отраслях автомобильной,  фармацевтической, химической, металлургической промышленности; Большинство предприятий добывающих отраслей. ( Российская компания - «Газпром»).

    причины, стимулирующие рост корпораций:

    1 - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

    2 - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.

    3 - экономия на трансакционных расходах. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

     4 - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

    Наряду  с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах. [21]

    Малый бизнес. Малый бизнес является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

    В самом общем виде под малым  бизнесом понимается предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях).

    Экономические функции малого бизнеса:

  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
  • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, ограничивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
  • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей). Обеспечивает рост налоговых поступлений.

    Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий  гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь  возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

    главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.[15]

<

Информация о работе Понимание сущности и целей фирмы