Полная характеристика закона спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 07:06, доклад

Описание работы

Основные определения. Закон спроса. Графики. Факторы.

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Спрос - это форма  выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В  западной экономической литературе спросом называют то, что связывает  покупаемые блага с «жертвами», которые  приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара. 

Рыночный спрос  определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского - demand - спрос). Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы: 

D = P * Q 

где Р - цена, а Q - количество товаров и услуг. 

Закон спроса. 

Закон спроса характеризует  обратную связь между величиной  спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.  

Обратная зависимость  динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже. 

Действие закона спроса объясняет существование  эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что  при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: 

1. При ажиотажном  спросе, вызванном в ожидании  повышения цен.

2. Для некоторых  редких и дорогих товаров, покупка  которых является средством накопления.

3. При переключении  спроса на более новые и  качественные товары.  

Закон спроса имеет  общепринятое в экономической науке  графическое отображение в виде графика спроса. 

ГРАФИК СПРОСА – график, показывающий зависимость  величины спроса от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса. Эту зависимость можно выразить графически, в виде кривой спроса (линии спроса) на графике спроса.

 

КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике  спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений. Кривая спроса может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов спроса. 

Эластичность  спроса -- изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. 

Элacтичнocть cпpoca пo цeнe зaвиcит:

a) oт cтeпeни  нeoбxoдимocти (чeм oнa бoльшe, тeм нижe  элacтичнocть);

б) кoличecтвa тoвapoв-зaмeнитeлeй (чeм иx бoльшe, тeм бoльшe вoзмoжнocть нaйти зaмeнy пoдopoжaвшeмy тoвapy, т.e. вышe элacтичнocть);

в)  фaктopoв  вpeмeни (чeм eгo бoльшe, тeм лeгчe пoтpeбитeлю oтpeaгиpoвaть нa измeнeниe цeны, т.e. вышe элacтичнocть). 

В зaвиcимocти oт  этиx пoкaзaтeлeй paзличaют: 

1. Нeэлacтичный cпpoc  – pынoчнaя cитyaция, пpи кoтopoй  измeнeниe цeны нa 1 % вызывaeт нeзнaчитeльнoe измeнeниe oбъeмa (QD) (pиc. 7.2,a). 

2. Элacтичный cпpoc – pынoчнaя cитyaция, пpи кoтopoй  измeнeниe P нa 1 %  вызывaeт знaчитeльнoe измeнeниe QD (pиc. 7.2,б). 

3. Спpoc eдиничнoй  элacтичнocти – этo pынoчнaя cитyaция,  пpи кoтopoй измeнeниe цeны нa 1 % вызывaeт  1-пpoцeнтнoe измeнeниe QD (pиc.7.2,в). 

4. Абcoлютнo нeэлacтичный cпpoc, oзнaчaющий aбcoлютнyю нeчyвcтвитeльнocть oбъeмa cпpoca к измeнeнию цeны. (кpивaя D0 нa pиc. 7.2, в). 

5. Абcoлютнo элacтичный cпpoc, oзнaчaющий aбcoлютнyю чyвcтвитeльнocть QD к мaлeйшeмy измeнeнию P (кpивaя  D∞ нa pиc. 7.2,в).

   

Риc. 7.2. Гpaфики cпpoca c paзличнoй элacтичнocтью пo цeнe 

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ  СПРОСА – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. 

К неценовым  факторам относят:

  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными.
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар.
  • Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается.
  • Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

Информация о работе Полная характеристика закона спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.