Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:07, контрольная работа
Понятие спроса потребительских товаров, его величина, структура и динамика. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %). Закон спроса: величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Становление равновесия на рынке.
1. Введение
2. Спрос и факторы определяющие его изменения
3. Предложение и факторы, его определяющие.
4. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и излишки.
5. Список литературы.
План.
1. Введение
2. Спрос и
факторы определяющие его
3. Предложение и
факторы, его определяющие.
4. Рыночное равновесие.
Равновесная цена. Дефицит и излишки.
5. Список литературы.
Введение
В самом общем виде рыночный механизм можно определить как такую форму организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения основных проблем экономики. В современном развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта торговец может дать рекламу товара по телевидению, собрать заказы от клиентов по телефону и разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателем. Поэтому в экономической науке под рынком понимается совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера затрат на их производство. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
В рыночной
экономике производители и потребители
в своей экономической деятельности руководствуются
параметрами рынка, важнейшими из которых
являются спрос, предложение, равновесная
цена. Это стержень рыночных отношений,
ядро рынка.. Экономическое положение
производителей и потребителей, продавцов
и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры,
которая изменяется под влиянием многочисленных
факторов. При этом исключительно важную
роль играет определенное соотношение
между спросом и предложением. Оно зачастую
предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Спрос
и факторы определяющие
его изменения
На рынок поступают товары разного ассортимента, в разном количестве, с неодинаковыми ценами. В зависимости от запросов покупателей, общественной оценки свойств товаров и уровня доходов населения они обладают неодинаковыми потребительскими свойствами и реализуются с разной степенью интенсивности. Зависимостью между поступлением товаров на рынок и возможностью рынка их реализовать выражается теорией спроса и предложения.
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменение моды или вкусов покупателей
Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.
Между рыночной
ценой товара и тем его количеством,
на которое предъявляется спрос,
всегда существует определенное соотношение.
Высокая цена товара ограничивает спрос
на него, уменьшение цены на этот товар,
как правило, обусловливает возрастание
спроса.
К
неценовым факторам
относятся:
• изменения
в доходах населения. Если доходы
населения растут, то у покупателей
возникает желание приобретать больше
товаров вне зависимости от цен на них.
Например, растет спрос на высококачественные
одежду и обувь, товары длительного пользования,
недвижимость и т.п.;
• изменения
в структуре населения. Например,
увеличение рождаемости приводит к
росту спроса на детские товары; старение
населения влечет за собой увеличение
спроса на лекарства, предметы ухода за
пожилыми людьми;
• изменение
цен на другие товары. К примеру,
повышение цен на говядину может
привести к росту спроса на продукт
- заменитель —свинину и т. п.;
• изменение
вкусов потребителей, изменения моды,
привычек, а также другие факторы,
не связанные с ценой.
Спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %):
Коэффициент эластичности Е =
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице. И наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).
Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены.
Эластичность спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, у которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаром. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение иены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.
На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1 %.
Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.
Это происходит по двум причинам:
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.
Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
Следует
учесть и такой важный момент. Формулируя
закон спроса, мы под ценой подразумеваем
цену относительную, т. е. рассчитанную
по отношению к другим товарам.
Предложение
и факторы, его
определяющие.
Спрос является одной стороной рыночных отношений, другой стороной выступает предложение. За спросом обычно стоят покупатели (потребители), за предложением – продавцы (производители). Под предложением понимается то количество продукта, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при данном уровне цен на эту продукцию в течении определенного периода времени.. Значит с уровнем цен связан не только спрос, но и предложение товаров, однако зависимость здесь иного свойства.
Предложение - это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы.
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов.
В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.
На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Объективно существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
Аналогично
спросу необходимо различать изменение
предложения и объема предложения. Объем
предложения меняется тогда, когда изменяется
только цена товара. Напротив, изменение
предложения происходит, когда изменяются
факторы, которые раньше принимались за
постоянные.
Предложение
может изменятся
под влиянием неценовых
факторов
•изменение
издержек производства в результате
технических нововведений, изменение
источников ресурсов, налоговой политики,
стоимости факторов производства. Повышение
издержек сдвинет кривую предложения
влево, снижение - вправо;
•выход на рынок
новых предприятий увеличит предложение
вне зависимости от цен;
•изменение
цен на другие товары , приводящее к
переливу ресурсов (уход предприятий
из отрасли уменьшит предложение);