Политика доходов населения и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. И дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий ты со стороны государства.
Раскрыть механизм регулирования доходов населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Политика регулирования доходов населения. Кривая лоренца. Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
1.1 Политика регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
2. Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Либеральная модель социальной политики функционирует  в Великобритании и США. Здесь  государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально  стимулирует создание негосударственных  форм социального страхования и  социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия - малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тысяч программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их получения варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получить социальную помощь одновременно по нескольким программам. Величина данных пособий незначительна, однако, находясь в затруднительном положении, человек может получить помощь сразу из нескольких источников и тем самым улучшить свое благосостояние.

Помимо  вышеперечисленных, существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.

Таким образом, бедность является одной из основных проблем любой страны. Для  того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любой стране.  

1.3 Социальная защита, ее основные формы  и методы. Политика  социальных гарантий 

Для того чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная  жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.

Другие  могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые  для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть  и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [7, с.181]

В целом  среди неблагополучных событий  такого рода выделим:

1) несчастные  случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т.п.;

2) потерю  работы;

3) необратимые  физиологические изменения, болезнь  человека и потерю трудоспособности;

старость, беспомощность и смерть;

потерю  кормильца.

Такой список не является окончательным, его  можно продолжить. Но мысль понятна.

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

б) имущество  и сбережения, что позволяет экономить  на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка  со стороны других членов семьи, имеющих  стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.

Коллективная  социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для  коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и  правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами  социальной защиты выступают семья  и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень  потребления материальных благ (доходы);

б) минимальный  уровень охраны здоровья и медицинской  помощи, получения образования;

в) жилищные условия.

Функционирование  системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная  защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных  социальных гарантий (рис.1.2). 

Рис.1.2 Основные направления системы социальной защиты 

Социальное  обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное  страхование - это основное направление  социальной защиты, предназначенное  для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (рис.1.2).

Социальный  риск - наступление нежелательной  ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т.д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии  избежать социального риска. Более  того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено  неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или  ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают  средства, необходимые для воспроизводства  рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых  взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные  статьи расходов социального страхования:

а) выплата  трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет), а также социальных пенсий и  пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты  по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и  родам, а также на оздоровление, где  используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия  по безработице.

Социальное  страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального  страхования служат:

а) страховые  взносы застрахованных;

б) страховые  взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная  помощь - оказание адресной поддержки  гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная  помощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис.16.3). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии - важный компонент  современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа  всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная  поддержка включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя  данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает минимальные нормативы  обеспечения граждан страны социальными  благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.);

в) устанавливает  минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [7, с.185]

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются  программы социальной политики государства.

Таким образом, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

 

 

 

В экономической  теории преобладают четыре подхода: эгалитарный (уравнительный, когда все члены общества получают равные блага); роулсиапский (повышение уровня жизни наименее обеспеченных членов общества); утилитарный (максимизируется количество обеспеченных членов общества па основе пропорционального распределения благ в соответствии с различными функциями их полезности); рыночный (рыночное распределение доходов в соответствии с полученными от факторов производства предельными продуктами).

     Необходимость государственного вмешательства в  процесс распределения обусловлен прежде всего неспособностью рынка осуществить такое распределение удовлетворительным для общества образом. Но какой принцип распределения может рассматриваться как более предпочтительный? В экономической литературе существуют подходы к пониманию социальной справедливости доходов и потребителей: эгалитарный, роулсианский, утилитарный и рыночный.

     Рыночный  механизм распределения доходов  рассмотрен выше. Он предполагает распределение  доходов между владельцами факторов производства в соответствии с предельным продуктом, полученным от данного фактора. В связи с тем, что с самого начала факторы распределены весьма неравномерно среди субъектов экономической системы, что, в свою очередь, обуславливает существенные различия в отношении их к собственности и к принятию управленческих решений, доходы также распределяются неравномерно. Кроме того, среди причин, порождающих неравномерность в распределении доходов, следует назвать различное положение субъектов на рынке, наличие или отсутствие связей, различия в уровне образования, способностей, состоянии здоровья, семейном положении и др.

     Термин  «эгалитарный» происходит от французского egalite, что в переводе означает «равенство». Эгалитарный подход определяется как уравнительный и означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Как свидетельствует реальная практика, абсолютного равенства в распределении никогда не было и не может быть. Даже физиологически младенец и взрослый человек должны потреблять равную по качеству, объему, калорийности и усвояемости пищу. Однако следует отметить, что преимущественно уравнительное распределение возможно и необходимо в экстремальных ситуациях (война, стихийные бедствия, голод и т. д.). В этих условиях преимущественно уравнительное распределение позволяет большому количеству населения выжить. В нормальных же условиях уравнительное распределение губительно с точки зрения его обратного влияния на эффективность производства. Оно губит энтузиазм и формирует потребительские настроения, обрекая экономику на застой.

Информация о работе Политика доходов населения и ее последствия