Политика доходов населения и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. И дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий ты со стороны государства.
Раскрыть механизм регулирования доходов населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Политика регулирования доходов населения. Кривая лоренца. Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
1.1 Политика регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
2. Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Реферат 

Политика  регулирования доходов населения  и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной  рыночной экономике: курсовая работа, ___ стр., 12 источн.,2 рис.

Ключевые  слова: социальная политика, доходы населения, гарантии, кривая Лоренца, коэффициент Джинни.

Цель  работы - отразить суть политики доходов  населения и ее последствия.

Методы  исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

Результатом написания данной курсовой работы стало  отражение сущности государственной  политики регулирования доходов  населения, раскрыта проблема неравенства  в распределении доходов и  дано определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни, охарактеризована политика социальной защиты, социальных гарантий со стороны государства, раскрыт механизм регулирования доходов населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание 

Реферат

Введение

1 Политика  регулирования доходов населения.  Кривая лоренца. Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные  формы и методы. Политика социальных  гарантий

1.1 Политика  регулирования доходов населения

1.2 Проблема  неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни

1.3 Социальная защита, ее основные формы  и методы. Политика  социальных гарантий

2. Механизм  регулирования доходов населения  и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

Заключение

Список  использованных источников 

Введение 

Любое государство вне зависимости  от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе  с тем улучшение социального  обеспечения, совершенствование системы  здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Цель  данной работы - отразить суть политики доходов населения и ее последствия.

Задачами  являются:

Раскрыть  сущность государственной политики регулирования доходов населения.

Раскрыть  проблему неравенства в распределении  доходов. И дать определение таким  показателям, как кривая Лоренца, коэффициент  Джинни.

Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий ты со стороны государства.

Раскрыть  механизм регулирования доходов  населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

1 Политика регулирования  доходов населения.  Кривая лоренца.  Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий  

1.1 Политика регулирования  доходов населения 

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов  населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий.

Предельная  производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет "за бортом" тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.

Источниками доходов может также быть прибыль  от личного подсобного хозяйства, участия  в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.

Итак, доходы населения - это все средства в  натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные  доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых. [3, с.286]

Для оценки уровня доходов применяют понятия  номинального, располагаемого и реального  доходов.

Номинальный доход - это вся сумма денежного  дохода, не зависящая от налогообложения  и уровня цен.

Располагаемый доход - это номинальный доход  за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно  используемые населением на потребление  и сбережения.

Реальный  доход - это количество товаров и  услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом: 

РД = (НД - НП) /I 

где РД - реальные доходы, р.;

НД - номинальные  доходы, р.;

НП - налоги и обязательные платежи, р.;

I - индекс  потребительских цен.

Иногда  реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.

В зависимости  от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые:

1) до  участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного  возраста);

2) от  участия в трудовой, предпринимательской,  общественной деятельности;

3) временно  неработающими (безработными, беженцами  и т.д.);

4) после  завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

С юридической  точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или  имеющие криминальное происхождение и т.п.

В странах  с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения  являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о  их доходах, подаваемых в налоговые  органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств. [3, с.289]

Процесс реформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебания реальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62% от показателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем начался их рост. Эта тенденция особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.

Таким образом, доходы населения - это все  средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы - определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы - это сумма, которую можно обменять на товары и услуги.  

1.2 Проблема неравенства  в распределении  доходов. Кривая  Лоренца. Коэффициент  Джинни 

Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для  всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

На величину доходов оказывает влияние множество  разнообразных факторов, зачастую имеющих  разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место  различные климатические условия, существенное значение приобретают  географические факторы, поскольку  стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов. [7, с.147]

Для Беларуси можно выделить и экологический  фактор, связанный с последствиями  аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря  о дифференциации доходов, следует  учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в  довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать "интеллектуальную ренту". Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит  от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться  индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Информация о работе Политика доходов населения и ее последствия