Политика доходов населения и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. И дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий ты со стороны государства.
Раскрыть механизм регулирования доходов населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Политика регулирования доходов населения. Кривая лоренца. Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
1.1 Политика регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
2. Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Амплитуда неравенства становится очевидной  при более глубоком рассмотрении распределения доходов между  домохозяйствами. Для этого применяют  прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем делят на группы. При  этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20% всех семей. Первая квинтильная группа - составляет 20% семей с наименьшим, а пятая - 20% с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10%).

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов. 

Кд = d10/d1 

где Кд - Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов;

(Кд) - это  соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения  (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1).

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство  в доходах, выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в странах-соседях - России, Украине, Литве и Польше - соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

Различают также децильный, квинтильный и  квартальный коэффициенты, которые  определяются отношением минимальных  доходов соответственно 10, 20, и 25% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25% самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности  распределения доходов между  гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной  по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей (рис.1.1). 

Рис 1.1 Кривая Лоренца 

Если  бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е.1% населения располагал 1% доходов, 15% населения - 15% доходов, то кривая Лоренца  совпала бы с пунктирной прямой абсолютного  равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии  абсолютного равенства, тем неравномернее  распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует  большую неравномерность распределения  дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества.

В современном  мире наименьшая дифференциация доходов  в мире наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джинни составляет 0,258. На другом "полюсе" находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джинни - 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой  неравномерного распределения доходов  связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется  как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению. [7, с.155]

Бедность  представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое  явление, связанное с низким уровнем  потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Бедность  может иметь различные формы. В зависимости от основания для  сравнения выделяют абсолютную и  относительную бедность. Критерием  первой служит минимальный набор  жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность - состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям  дохода и степени доступности  материальных и духовных благ или  на основании рекомендаций экспертов, бедность - Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным  инструментом определения численности  бедных в стране является черта, или  граница бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает  бюджет прожиточного минимума, который  наряду с минимальным потребительским  бюджетом используется также для  количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет  прожиточного минимума - стоимостная  величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим  группам. Минимальный потребительский  бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала. [7, с.160]

Дифференциация  населения на основании бюджета  прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

бедные  семьи, душевой доход которых  меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

малообеспеченные  семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

обеспеченные  семьи, душевой доход которых  находится в интервале между  минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

богатые семьи, в которых душевой доход  выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное  потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной  организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупных доходов.

Вопрос  борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов  вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением  называется процесс изменения существующего  в обществе модели распределения  доходов или богатства в целях  достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией  перераспределительных программ, могут  превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в "дырявом ведре", ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из "дырявого ведра" такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.

Итак, неоправданное  неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

Образцом  успешного решения проблемы равновесия между социальной справедливостью  и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, тем самым стимулируя экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются на народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны по достижению пенсионного возраста из бюджета, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости - уравнительного и распределительного.

В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют "функциональным социализмом". Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области повышения экономической эффективности.

Консервативную  модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной  европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия  и зависимости степени социального  обеспечения от эффективности и продолжительности труда. Наиболее полно данная модель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Кроме того, в финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется  распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные  тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Информация о работе Политика доходов населения и ее последствия