Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда в России и в частности в Пензенском регионе, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день и тенденции его развития.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы изучения рынка труда
1.1 Структура и сущность рынка труда
1.2 Модели рынка труда
1.3 Роль рынка труда в экономической системе государства
II. Особенности функционирования рынка труда в России
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
2.3 Особенности функционирования рынка труда в Пензенском регионе
III. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации
3.1 Основные тенденции развития российского рынка труда
3.2 Мероприятия по стабилизации рынка труда в Пензенском регионе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том  числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение  профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому  виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный  уровень оплаты труда.

На федеральном уровне предполагается осуществление нормативно-правового  регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости  населения. Федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предусматривается решение следующих  задач:

- мониторинг ситуации  на рынке труда в субъектах  Российской Федерации и разработка  прогноза спроса и предложения  на региональных рынках труда  для определенной профессионально-квалификационной  группы;

- регулирование распределения  трудовых ресурсов, разработка и  реализация программ повышения  территориальной мобильности рабочей  силы и регулирование привлечения  и использования иностранной  рабочей силы;

- разработка и реализация  программ по информированию населения  о ситуации на рынке труда  и профессиональной ориентации  молодежи, а также осуществление  проектов, направленных на популяризацию  рабочих профессий.

В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам  исполнительной власти всех уровней  необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. [16]

Таким образом, реализация положений, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы  до 5 - 6 процентов экономически активного  населения. Повышение гибкости рынка  труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан  на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка  труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности  трудовых ресурсов станут одними из важнейших  факторов содействия обеспечению работодателей  рабочей силой в необходимом  количестве и требуемой квалификации.

Предотвращению дефицита квалифицированных кадров будут  также способствовать меры по оптимизации  использования труда иностранных  работников и привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом.

3.2 Мероприятия по стабилизации  рынка труда в Пензенском регионе

15 января 2010 года подписано  соглашение между Федеральной  службой по труду и занятости  и правительством Пензенской  области о реализации дополнительных  мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. В соответствии с документом, будут реализовываться мероприятия по стабилизации рынка труда Пензенской области в 2010 году по направлениям:

- опережающее профессиональное  обучение работников, находящихся  под угрозой увольнения (простой,  введение режима неполного рабочего  времени, предоставление отпусков  без сохранения заработной платы  по инициативе работодателей,  проведение мероприятий по высвобождению  работников);

- организация общественных  работ, временного трудоустройства  работников, находящихся под риском  увольнения, а так же признанных  в установленном порядке безработными  граждан и граждан, ищущих работу;

- стажировка выпускников  образовательных учреждений в  целях приобретения ими опыта  работы;

- содействие трудоустройству  инвалидов; 

- стимулирование создания  безработными гражданами, открывшими  собственное дело, дополнительных  рабочих мест для трудоустройства  безработных граждан. [15]

Также на улучшение ситуации на рынке труда Пензенского региона  направлено Постановление Правительства  Пензенской области от 20 января 2010 г. N 23-пП "Об утверждении Порядка  предоставления субсидий юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда Пензенской области  в 2010 году"

Постановление определяет условия  и порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда  Пензенской области в 2010 г. Субсидии выделяются на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, организацию общественных работ и временное трудоустройство работников, находящихся под угрозой увольнения, и безработных граждан, стажировку выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы и на содействие трудоустройству инвалидов.

Постановление действует  в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период. [17]

Благодаря предпринятым Правительством Пензенской области мерам ожидается  стабилизация ситуации на рынке труда  в регионе. Уже сейчас снижен темп роста безработицы. Пензенская область  относится к регионам, где наиболее успешно реализуются антикризисные  программы по снижению напряженности  на рынке труда.

 

Заключение

В заключение к данной работе хотелось бы отметить, что, несмотря на не самое лучшее состояние дел  на российском рынке труда, состояние  рынка стабилизируется, как государством, так и региональной властью, приняты  меры, необходимые для уменьшения напряженности на рынке труда.

Рост безработицы снижается, но, по моему мнению, недостаточными темпами, что делает необходимым  поиск путей решения данной проблемы; в государстве отсутствует гарантированное  трудоустройство выпускников, как  вузов, так и средне-профессиональных учебных заведений, что усугубляет данную проблему.

Решение данной проблемы, а  также остальных, описанных в  данной курсовой работе, по моему мнению, позволит реально исправить в  лучшую сторону состояние дел  на российском рынке труда, что, в  свою очередь, приведёт к увеличению объёмов производства и повышению  квалификации рабочих и позволит развивать наукоемкие отрасли промышленности.

 

Библиографический список

1. Андросова Л.А. Экономика  труда / Пенза, 2005

2. Баркалов С.А., Новиков Д. А., Попов С. С. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика /. М.: ИПУ РАН, 2002

3. Батяева А. Отечественный рынок труда: каноны и реалии // Мировая экономика и международные отношения. - 2009.- №2

4. Буланов В. С., Докторович А. Б. Труд как система// Труд и социальные отношения. - 2008. - №12

5. Булатова А.С. Экономика  / Юрист, 1999

6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда/ 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007.

7. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда//Вопросы экономики. - 2006. - №1

8. Денисова И. Программы  переобучения - панацея для российского  рынка труда? // Вопросы экономики. - 2009. - №4

9. Капелюшников Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы:как рождаются статистические иллюзии? // Вопросы экономики. - 2009. - №4

10. Мовчан Н.И. Найти  своё место на рынке труда  // Стандарты и качество. 2009. - №2

11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики/ М.: Норма, 2000

12. Попов А.Д. Государственная  служба занятости как помощник  в трудоустройстве // Вопросы статистики. - 2009. - №2

13. Рощин С.Ю., Разумова Т. О. Теория рынка труда/ Москва, ТЕИС, - 1999

14. Седов В.В. Экономическая  теория/ Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002

15. http://penza.russiaregionpress.ru

16. http://pnz.gks.ru

17. http://www.penza.ru

18. http://marketing.rsuh.ru

19. http://www.penza-job.ru


Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации