Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда в России и в частности в Пензенском регионе, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день и тенденции его развития.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы изучения рынка труда
1.1 Структура и сущность рынка труда
1.2 Модели рынка труда
1.3 Роль рынка труда в экономической системе государства
II. Особенности функционирования рынка труда в России
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
2.3 Особенности функционирования рынка труда в Пензенском регионе
III. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации
3.1 Основные тенденции развития российского рынка труда
3.2 Мероприятия по стабилизации рынка труда в Пензенском регионе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Поэтому отечественная политика в сфере занятости должна перейти  от сиюминутного решения кризисных  ситуаций к устойчивым системным  мерам.

Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости  посмотреть на реформируемую область  комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.

2.3 Особенности функционирования  рынка труда в Пензенском регионе

В прошлом году правительством Пензенской области была проделана  большая работа по снижению напряженности  на региональном рынке труда. Для  консультирования населения по вопросам, касающимся высвобождения работников, организована работа консультационного  пункта, телефона «горячей линии», в  средствах массовой информации регулярно  размещается перечень вакантных  рабочих мест. Для работодателей  проводились совещания-семинары по вопросам сохранения рабочих мест и  персонала в условиях сложившейся  экономической ситуации. Проводились  предувольнительные консультации на предприятиях. Разработана и реализуется Программа «Организация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда г. Пензы». В рамках этой Программы осуществляются следующие мероприятия:

- организация опережающего  профессионального обучения граждан,  находящихся под риском увольнения;

- организация общественных  и временных работ для граждан,  ищущих работу, а также работников, находящихся под риском увольнения;

- оказание содействия  самозанятости безработным гражданам.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой и направленных на снижение напряженности на рынке  труда г. Пензы в апреле-сентябре 2009 г. Наблюдалась стабилизация уровня регистрируемой безработицы, который в октябре составляла 1,53% (Табл. 2.3).

Таблица 2.3. - Динамика численности  безработных граждан в 2009 г. в  Пензенском регионе

 
 

На 01.01.2009

На 01.04.2009

На 01.07.2009

На 01.10.2009

На 15.10.2009

 

Численность зарегистрированных безработных

2179

4586

4500

4524

4549

 

Из них: Молодежь 16 - 29 лет  в процентном отношении к численности  безработных

592

27,2%

1553

33,9%

1352

30,0%

1394

30.8%

1431

31,5%

 

Женщины в процентном отношении  к численности безработных

1441

66,1%

2766

60,3%

2689

59,8%

2738

60.5%

2745

60,3%

 

Инвалиды

453

532

490

520

531

 

Предпенсионный возраст

311

442

421

421

408

 

Выпускники

102

168

94

251

252

 

Уволившиеся по собственному желанию

850

2171

2056

2000

2063

 

Уволенные по сокращению

494

797

876

985

991

 

Уровень регистририруемой безработицы (%)

0,73

1,54

1,51

1,52

1,53

 
             

Плановые показатели города Пензы по организации опережающего профессионального обучения работников находящихся под риском массового  увольнения по количеству - 3295 человек, и объем субсидии на реализацию данной программы - 28438,0 тыс. рублей.

С целью наиболее эффективной  реализации региональной программы  по опережающему профессиональному  обучению работников находящихся под  риском массового увольнения с 12 мая  по 15 мая ГБУ ЦЗН г. Пензы совместно  с администрацией города Пензы проводил консультации работодателей по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке  труда, в которых приняли участие 18 предприятий города Пензы, работающих в режиме неполного рабочего времени. 25 мая, 27 мая, 3 июня прошли совместные заседания Управления ГСЗН, ГБУ ЦЗН г. Пензы и представителей предприятий по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в которых приняли участие представители 21 предприятия города работающих в режиме неполного рабочего времени.

В итоге из 43 предприятий 28 предоставили списки работников на обучение по ОПО, 7 предприятий отказались от организации ОПО на своих предприятиях, отказ подтвердили письмами.

Постановлением Правительства  Пензенской области от 13.07.2009 № 561-пП утвержден новый порядок предоставления субсидий юридическим лицам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке  труда Пензенской области в 2009 году.

С утверждением нового порядка  предоставления субсидий юридическим  лицам реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда Пензенской области  в 2009 году, пошла более успешно.

По программе ОПО ГБУ  ЦЗН г.Пензы заключено 61 договор с 17 предприятиями города Пензы на сумму 4512,5 тыс. руб.

По заключенным договорам  направлены на опережающее профессиональное обучение (ОПО) - 1809 человек, из них завершили  обучение по ОПО 1732 человек, которые  трудоустроены на тех предприятиях, где было организовано ОПО.

Таким образом, численность  участников мероприятий по ОПО по городу Пензе 3000 человек, сумма средств для реализации мероприятий по программе ОПО по методике расчета составляет 8501,3 тыс. руб.

В общественных работах с  начала 2009 года участвовало 5477 человек.

Из них:

- за счет средств работодателя - 858 человека,

- за счет средств субсидий  из федерального бюджета - 4619 человек  при плановом задании 1998 чел. (231 % выполнения).

21 мая 2009 года совместно  с администрацией г.Пензы, Министерством образования Пензенской области, Федерацией профсоюзов Пензенской области проведено совещание по вопросу организации стажировки (временного трудоустройства) в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений. Работодателям и представителям образовательных учреждений были розданы образцы договоров и памятки об организации стажировки.

По состоянию на 15 октября 2009 года получены данные о количестве создаваемых рабочих мест на организацию  стажировки в целях приобретения опыта работы для 422 человек (вакансии). Трудоустроено 260 человек.

Идеей создания производственного  кооператива явилось выделение  направления по благоустройству  городских территорий в самостоятельное  направление коммунальных услуг. 10 человек безработных граждан  стали учредителями кооператива. На государственное пособие было приобретено  необходимое оборудование различные  приспособления для уборки городских  территорий, лесопарковой зоны, кладбищ, подъездов, жилых домов. Посредством  заключения договоров по организации  общественных работ создано 88 рабочих  мет. (Рабочие по благоустройству, разнорабочие, уборщики служебных помещений, уборщики территорий). Со дня образования  ПК в общественных работах приняли  участие 98 человек. В настоящее время  работает 88 чел. рабочих по договорам  на общественных работах и 8 чел. по штатному расписанию

Кроме того, из числа безработных  граждан, состоящих на учете в  центре занятости, зарегистрировали предпринимательскую  деятельность (без оказания государственного пособия) еще 24 чел.

41 чел. получили финансовую  помощь в виде компенсации  за регистрацию предпринимательской  (субвенции) на общую сумму  116,6 тыс. руб. 

В настоящее время:

- 63 чел. получили государственное  пособие в размере сумму 3704400 рублей;

- 35 чел. подготовили бизнес-планы;

- 35 чел. безработных граждан  заключили договоры с центром  занятости по содействию самозанятости, которые находятся в налоговых органах;

- 20 чел. заканчивают переобучение 20.10.2009 года и в дальнейшем с  ними будут заключены договоры  о содействии самозанятости и получении государственного пособия. [16]

Таким образом, мероприятия, принятые в Программе, способствовали улучшению состояния на рынке  труда в Пензенском регионе. В  рамках программы на опережающее  обучение направлены 5,9 тыс. человек, на общественные работы -- 24,2 тыс. человек, на стажировку -- 616 человек. Около 4,7 тыс. человек зарегистрировали предпринимательскую  деятельность.

 

III. Перспективы развития  рынка труда в Российской Федерации

3.1 Основные тенденции  развития российского рынка труда

Приоритетными задачами социально-экономической  политики, направленной на развитие рынка  труда, повышение эффективности  действующих и создание новых  рабочих мест, являются:

- реализация инвестиционных  и инновационных проектов в  высокотехнологичных сферах экономики;

- формирование и развитие  производственных кластеров, а  также развитие энергетики, промышленности  и транспортной инфраструктуры;

- развитие и модернизация  образования, здравоохранения, жилищной  сферы и агропромышленного комплекса;

- создание и совершенствование  рыночных институтов, а также  развитие малого предпринимательства.

В связи с реализацией  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, ожидается улучшение демографической  ситуации в 2008 - 2010 годах за счет роста  числа родившихся, снижения смертности населения и увеличения миграционного  прироста. По среднесрочному прогнозу в 2010 году численность граждан трудоспособного  возраста составит 87,6 млн. человек, что  на 2,6 млн. человек (на 2,9 процента) меньше, чем в 2006 году.

В настоящее время распределение  производительных сил характеризуется  следующими тенденциями:

- концентрация спроса  и предложения рабочей силы  в центральных районах страны.

- отток трудоспособного  населения из районов Сибири  и Дальнего Востока. 

- значительное превышение  предложения рабочей силы над  спросом на нее в республиках  Северного Кавказа. 

Таким образом, дезинтеграционные  процессы на рынке труда в отдельных  субъектах Российской Федерации  обусловливают сохранение очагов застойной  безработицы, в то время как в  ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда  в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных  учреждений. Из 1,7 млн. студентов, поступивших  в вузы в 2007 году, лишь 569 тыс. человек (33,5 процента) проходят обучение за счет бюджетных средств с преимуществом трудоустройства после окончания обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 процента), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к  оттоку квалифицированных кадров в  другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование  по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Основываясь на принципе преемственности  стратегической цели, государственная  политика в области регулирования  рынка труда в 2008 - 2010 годах будет  направлена на создание правовых, экономических  и институциональных условий  для повышения эффективности  занятости населения.

Основными задачами государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

- содействие в реализации  прав граждан на свободное  распоряжение своими способностями  к труду и достойный труд  по свободно выбранному роду  деятельности и профессии;

- обеспечение реализации  прав граждан на защиту от  безработицы;

- обеспечение соблюдения  прав в области охраны труда  и его оплаты, а также предотвращение  нарушений прав трудящихся, в  том числе дискриминации в  сфере труда;

- содействие обеспечению  работодателей рабочей силой  в необходимом количестве и  требуемой квалификации.

Приоритетными направлениями  государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:

- совершенствование законодательства  Российской Федерации в области  содействия занятости населения;

- совершенствование системы  мониторинга и прогнозирования  ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности  профессионального образования  и спроса на рабочую силу;

- развитие региональных  рынков труда и повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения  иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической  активности населения;

- повышение качества рабочих  мест.

В целях развития региональных рынков труда и повышения территориальной  мобильности рабочей силы предусматривается:

- формирование механизмов, мотивирующих органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации на осуществление мер  по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных  программ содействия занятости  населения;

- осуществление комплекса  мер по регулированию рынка  труда в районах Сибири и  Дальнего Востока и созданию  благоприятных условий для привлечения  в эти районы квалифицированных  трудовых ресурсов из других  субъектов Российской Федерации  и зарубежных стран;

- осуществление комплекса  мер по устранению экономических  ограничений, сдерживающих перемещение  российских граждан по территории  страны (иногородних работников) в  целях осуществления трудовой  деятельности;

- использование информационных  коммуникационных технологий, позволяющих  гражданам самим получать доступ  к интересующей информации и  прочим справочным материалам  о возможностях трудоустройства,  а также следить за появляющимися  вакансиями.

Решение задач по повышению  качества рабочих мест предусматривает  увеличение оплаты труда и улучшение  условий трудовой деятельности при  конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие минимальные  социально-трудовые гарантии на уровне, позволяющем привлекать квалифицированную  рабочую силу на российский рынок  труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий, должны составлять основу стратегических планов и программ развития бизнеса.

Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации