Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка труда в России и в частности в Пензенском регионе, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день и тенденции его развития.
Введение
I. Теоретические основы изучения рынка труда
1.1 Структура и сущность рынка труда
1.2 Модели рынка труда
1.3 Роль рынка труда в экономической системе государства
II. Особенности функционирования рынка труда в России
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
2.3 Особенности функционирования рынка труда в Пензенском регионе
III. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации
3.1 Основные тенденции развития российского рынка труда
3.2 Мероприятия по стабилизации рынка труда в Пензенском регионе
Заключение
Библиографический список
Поэтому отечественная политика в сфере занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к устойчивым системным мерам.
Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимости посмотреть на реформируемую область комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны переломить ситуацию.
2.3 Особенности функционирования
рынка труда в Пензенском
В прошлом году правительством Пензенской области была проделана большая работа по снижению напряженности на региональном рынке труда. Для консультирования населения по вопросам, касающимся высвобождения работников, организована работа консультационного пункта, телефона «горячей линии», в средствах массовой информации регулярно размещается перечень вакантных рабочих мест. Для работодателей проводились совещания-семинары по вопросам сохранения рабочих мест и персонала в условиях сложившейся экономической ситуации. Проводились предувольнительные консультации на предприятиях. Разработана и реализуется Программа «Организация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда г. Пензы». В рамках этой Программы осуществляются следующие мероприятия:
- организация опережающего
профессионального обучения
- организация общественных
и временных работ для граждан,
- оказание содействия самозанятости безработным гражданам.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой и направленных на снижение напряженности на рынке труда г. Пензы в апреле-сентябре 2009 г. Наблюдалась стабилизация уровня регистрируемой безработицы, который в октябре составляла 1,53% (Табл. 2.3).
Таблица 2.3. - Динамика численности безработных граждан в 2009 г. в Пензенском регионе
На 01.01.2009 |
На 01.04.2009 |
На 01.07.2009 |
На 01.10.2009 |
На 15.10.2009 |
||
Численность зарегистрированных безработных |
2179 |
4586 |
4500 |
4524 |
4549 |
|
Из них: Молодежь 16 - 29 лет в процентном отношении к численности безработных |
592 27,2% |
1553 33,9% |
1352 30,0% |
1394 30.8% |
1431 31,5% |
|
Женщины в процентном отношении к численности безработных |
1441 66,1% |
2766 60,3% |
2689 59,8% |
2738 60.5% |
2745 60,3% |
|
Инвалиды |
453 |
532 |
490 |
520 |
531 |
|
Предпенсионный возраст |
311 |
442 |
421 |
421 |
408 |
|
Выпускники |
102 |
168 |
94 |
251 |
252 |
|
Уволившиеся по собственному желанию |
850 |
2171 |
2056 |
2000 |
2063 |
|
Уволенные по сокращению |
494 |
797 |
876 |
985 |
991 |
|
Уровень регистририруемой безработицы (%) |
0,73 |
1,54 |
1,51 |
1,52 |
1,53 |
|
Плановые показатели города Пензы по организации опережающего профессионального обучения работников находящихся под риском массового увольнения по количеству - 3295 человек, и объем субсидии на реализацию данной программы - 28438,0 тыс. рублей.
С целью наиболее эффективной реализации региональной программы по опережающему профессиональному обучению работников находящихся под риском массового увольнения с 12 мая по 15 мая ГБУ ЦЗН г. Пензы совместно с администрацией города Пензы проводил консультации работодателей по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в которых приняли участие 18 предприятий города Пензы, работающих в режиме неполного рабочего времени. 25 мая, 27 мая, 3 июня прошли совместные заседания Управления ГСЗН, ГБУ ЦЗН г. Пензы и представителей предприятий по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в которых приняли участие представители 21 предприятия города работающих в режиме неполного рабочего времени.
В итоге из 43 предприятий 28 предоставили списки работников на обучение по ОПО, 7 предприятий отказались от организации ОПО на своих предприятиях, отказ подтвердили письмами.
Постановлением Правительства
Пензенской области от 13.07.2009 № 561-пП
утвержден новый порядок
С утверждением нового порядка предоставления субсидий юридическим лицам реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году, пошла более успешно.
По программе ОПО ГБУ ЦЗН г.Пензы заключено 61 договор с 17 предприятиями города Пензы на сумму 4512,5 тыс. руб.
По заключенным договорам направлены на опережающее профессиональное обучение (ОПО) - 1809 человек, из них завершили обучение по ОПО 1732 человек, которые трудоустроены на тех предприятиях, где было организовано ОПО.
Таким образом, численность участников мероприятий по ОПО по городу Пензе 3000 человек, сумма средств для реализации мероприятий по программе ОПО по методике расчета составляет 8501,3 тыс. руб.
В общественных работах с начала 2009 года участвовало 5477 человек.
Из них:
- за счет средств работодателя - 858 человека,
- за счет средств субсидий из федерального бюджета - 4619 человек при плановом задании 1998 чел. (231 % выполнения).
21 мая 2009 года совместно с администрацией г.Пензы, Министерством образования Пензенской области, Федерацией профсоюзов Пензенской области проведено совещание по вопросу организации стажировки (временного трудоустройства) в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений. Работодателям и представителям образовательных учреждений были розданы образцы договоров и памятки об организации стажировки.
По состоянию на 15 октября 2009 года получены данные о количестве создаваемых рабочих мест на организацию стажировки в целях приобретения опыта работы для 422 человек (вакансии). Трудоустроено 260 человек.
Идеей создания производственного кооператива явилось выделение направления по благоустройству городских территорий в самостоятельное направление коммунальных услуг. 10 человек безработных граждан стали учредителями кооператива. На государственное пособие было приобретено необходимое оборудование различные приспособления для уборки городских территорий, лесопарковой зоны, кладбищ, подъездов, жилых домов. Посредством заключения договоров по организации общественных работ создано 88 рабочих мет. (Рабочие по благоустройству, разнорабочие, уборщики служебных помещений, уборщики территорий). Со дня образования ПК в общественных работах приняли участие 98 человек. В настоящее время работает 88 чел. рабочих по договорам на общественных работах и 8 чел. по штатному расписанию
Кроме того, из числа безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости, зарегистрировали предпринимательскую деятельность (без оказания государственного пособия) еще 24 чел.
41 чел. получили финансовую
помощь в виде компенсации
за регистрацию
В настоящее время:
- 63 чел. получили государственное
пособие в размере сумму
- 35 чел. подготовили бизнес-планы;
- 35 чел. безработных граждан
заключили договоры с центром
занятости по содействию
- 20 чел. заканчивают переобучение 20.10.2009 года и в дальнейшем с ними будут заключены договоры о содействии самозанятости и получении государственного пособия. [16]
Таким образом, мероприятия, принятые в Программе, способствовали улучшению состояния на рынке труда в Пензенском регионе. В рамках программы на опережающее обучение направлены 5,9 тыс. человек, на общественные работы -- 24,2 тыс. человек, на стажировку -- 616 человек. Около 4,7 тыс. человек зарегистрировали предпринимательскую деятельность.
III. Перспективы развития
рынка труда в Российской
3.1 Основные тенденции
развития российского рынка
Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются:
- реализация инвестиционных
и инновационных проектов в
высокотехнологичных сферах
- формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
- развитие и модернизация
образования, здравоохранения,
- создание и совершенствование
рыночных институтов, а также
развитие малого
В связи с реализацией
Концепции демографической
В настоящее время распределение производительных сил характеризуется следующими тенденциями:
- концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны.
- отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
- значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа.
Таким образом, дезинтеграционные
процессы на рынке труда в отдельных
субъектах Российской Федерации
обусловливают сохранение очагов застойной
безработицы, в то время как в
ряде регионов страны наблюдается нехватка
рабочей силы. Несбалансированность
объемов и профилей подготовки специалистов
с потребностями рынка труда
в ряде случаев усугубляют проблемы
трудоустройства выпускников
Низкий уровень оплаты
труда в ряде отраслей приводит к
оттоку квалифицированных кадров в
другие сектора экономики, снижению
спроса на профессиональное образование
по низкооплачиваемым
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- содействие в реализации
прав граждан на свободное
распоряжение своими
- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Приоритетными направлениями
государственной политики в области
регулирования рынка труда
- совершенствование
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
- обеспечение
- развитие региональных
рынков труда и повышение
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения;
- повышение качества рабочих мест.
В целях развития региональных
рынков труда и повышения
- формирование механизмов,
мотивирующих органы
- осуществление комплекса
мер по регулированию рынка
труда в районах Сибири и
Дальнего Востока и созданию
благоприятных условий для
- осуществление комплекса
мер по устранению
- использование информационных
коммуникационных технологий, позволяющих
гражданам самим получать
Решение задач по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие минимальные социально-трудовые гарантии на уровне, позволяющем привлекать квалифицированную рабочую силу на российский рынок труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий, должны составлять основу стратегических планов и программ развития бизнеса.
Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации