Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда в России и в частности в Пензенском регионе, а также выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день и тенденции его развития.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы изучения рынка труда
1.1 Структура и сущность рынка труда
1.2 Модели рынка труда
1.3 Роль рынка труда в экономической системе государства
II. Особенности функционирования рынка труда в России
2.1 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
2.3 Особенности функционирования рынка труда в Пензенском регионе
III. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации
3.1 Основные тенденции развития российского рынка труда
3.2 Мероприятия по стабилизации рынка труда в Пензенском регионе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Ни один из перечисленных  выше подходов не дает полного и  адекватного представления о  механизме функционирования рынка  рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

1.3 Роль рынка труда  в экономической системе государства

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую  силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство  реального роста роли человеческого  фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость  результатов производства от качества, мотивации и характера использования  рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда  в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ, народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень  развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части  профессий и широкого использования  в сфере общественного труда  новейших технических средств и  сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных  организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих  мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Рынок труда становится важнейшим  звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются  трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества.

 

II. Особенности функционирования  рынка труда в России

2.1 Основные факторы и  тенденции формирования рынков  труда Российской Федерации

На сегодняшний день ситуация на рынке труда остается напряженной. Общая безработица продолжает расти. Сокращение численности зарегистрированных безработных в апреле-мае 2009 года в определенной степени связано  с сезонными факторами.

Адаптация рынка труда  к снижению деловой активности идет по трем направлениям: сокращение рабочего времени, сокращение занятости, снижение реальной заработной платы. Задержки заработной платы, несмотря на существенное увеличение в конце 2008 года, не стали распространенной формой реакции на кризис.

Темпы сокращения численности  занятых в экономике ускорились в начале 2009 года. За год с апреля 2008 года экономика потеряла 3,4 млн рабочих мест, что составляет около 5% от их общего числа (Рис. 2.1).

Рис. 2.1. - Численность занятых в экономике

Использование режимов сокращенного рабочего времени сохраняется на высоком уровне после резкого  скачка в конце 2008 года. Значительное число работников были вынуждены  отправиться в отпуск без сохранения заработной платы. Наиболее острая ситуация сложилась в обрабатывающих производствах, где различные формы неполной занятости затрагивают до четверти всех работников. Кризис на рынке труда  сильнее всего отразился на положении  занятых в промышленности, строительстве и торговле. В последние месяцы быстрыми темпами ухудшается ситуация в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, которая находилась в относительно благополучном положении в первые месяцы кризиса, распределения электроэнергии, газа и воды, которая находилась в относительно благополучном положении в первые месяцы кризиса.

Реальная заработная плата  падает с февраля 2009 года. Снижение реальной заработной платы - 4% по сравнению  с предыдущим годом - является относительно умеренным, но в производственных отраслях падение более заметно.

Падение спроса на труд выразилось в снижении числа вакансий. Рост безработицы, сопровождавшийся сокращением  числа доступных вакансий, вызвал быстрое увеличение показателя нагрузки безработных на одну вакансию, что  свидетельствует о нарастании напряженности  на рынке труда (Таблица 2.1).

Таблица 2.1. - 10 регионов с  наиболее сильным ростом безработицы

 
 

Уровень регистрируемой безработицы, %

Рост уровня регистрируемой безработицы, октябрь 2008-июнь 2009

 
 

Июнь 2009

Октябрь 2008

   

Вологодская область

4.4

1.1

в 3.9 раза

 

Нижегородская область

1.8

0.5

в 3.6 раза

 

Челябинская область

3.6

1.0

в 3.6 раза

 

Ярославская область

3.5

1.0

в 3.4 раза

 

Владимирская область

3.8

1.2

в 3.3 раза

 

Свердловская область

3.5

1.1

в 3.3 раза

 

Тверская область

1.9

0.6

в 3.2 раза

 

Республика Татарстан

3.2

1.0

в 3.2 раза

 

Калининградская область

3.7

1.2

в 3.1 раза

 

Московская область

1.5

0.5

в 2.9 раза

 
         

Позитивным фактором последнего времени является восстановление притока  числа новых вакансий в апреле-мае 2009 года. Увеличение поступления новых  вакансий привело к снижению нагрузки безработного населения на одну вакансию в эти месяцы. Увеличение уровня регистрируемой безработицы вызвано, прежде всего, ростом безработицы среди  мужчин и городского населения. Это  произошло потому, что кризис, в  первую очередь, затронул промышленность и строительство, где доминирует мужская занятость. С ростом безработицы  среди мужчин и лиц средних  возрастов конкуренция за рабочие  места усилится, что может дополнительно  осложнить трудоустройство молодежи. [19]

Вследствие кризиса в  большей степени пострадали экономически развитые регионы, поскольку его  основной удар пришелся на промышленность, строительство, финансы и торговлю. Менее развитые регионы с высокой долей занятых в сельском хозяйстве и бюджетном секторе оказались затронуты в меньшей степени.

Выпускники системы профессионального  образования могут оказать существенное давление на рынок труда. Доля выпускников  дневных отделений ПТУ и вузов  составит в 2009 году чуть менее 2% от численности  экономически активного населения, но в некоторых регионах свыше 3%.

В рамках Программы антикризисных  мер Правительства реализуются  региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Данные об одобренных программах свидетельствуют об их высокой адресности: больше бюджетных средств нацелено на реализацию программ субъектов с более напряженной ситуацией на рынке труда (Таблица 2.2). Региональные программы включают в себя 4 типа мероприятий: общественные и временные работы, обучение, переезд и содействие самозанятости. При этом приоритетная роль отводится общественным и временным работам - на их финансирование регионами планируется направить около 80% средств. Переобучению отводится более важная роль в Пензенской, Иркутской и Ленинградской областях, г.Санкт-Петербурге и Коми. Самозанятость занимает особое место в Дагестане и Тыве, Тюменской и Ростовской областях. Значительные расходы на финансирование переезда запланированы во многих дальневосточных регионах, а также Ингушетии, Липецкой и Томской областях. [16]

Таблица 2.2. - Оценки общего эффекта  программы переобучения (в %).

 
 

Участники программы

Контрольная группа

Разность

Эффект

 

Регион 1

         

Вероятность иметь работу на момент проведения обследования

68.6

69.7

-1,1

-0,2

 

Вероятность иметь хотя бы один эпизод занятости после выбытия из реестра

84,1

85,5

-1,4

-0,6

 

Вероятность высокой (свыше 6 тыс. руб.) заработной платы

5,4

4,8

0,6

0,6

 

Длительность текущего периода  безработицы, мес.

16,7

18,5

-1,8

-1,3

 
 

Участники программы

Контрольная группа

Разность

Эффект

 

Регион 2

         

Вероятность иметь работу на момент проведения обследования

72,0

72,0

0,0

2,0

 

Вероятность иметь хотя бы один эпизод занятости после выбытия  из реестра

89,0

87,3

1,7

3,0

 

Вероятность высокой (свыше 6 тыс. руб.) заработной платы

6,0

3,7

2,3

1,8

 

Длительность текущего периода  безработицы, мес.

15,4

16,8

-1,4

-0,2

 
           

Таким образом, реализация данных программ позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации.

Осуществление специальных  программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и  эффективной занятости безработных  граждан, обладающих недостаточной  конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Предусмотренное программой повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда  и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда.

Развитие механизмов социального  партнерства в целях содействия занятости населения, повышения  качества рабочих мест и совершенствование  системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

2.2 Государственное регулирование  рынка труда и его необходимость  в России

Ставя вопрос об оптимальных  моделях государственного регулирования  сферы занятости, следует обратиться к опыту развитых стран мира. В  целом, активность государства в  этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие «достойный труд» неотъемлемо от понятия «защита труда»). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника. Такая позиция большинства западных стран объясняется необходимостью защитить работника от последствий глобализации, среди которых стоит выделить перетекание рабочих мест из одной страны в другую в связи с перемещением потоков иностранных инвестиций, а также постоянный страх увольнения вследствие растущей конкуренции.

Что касается России, то в  качестве основного мотива реформ здесь  вряд ли разумно рассматривать глобализацию, по крайней мере, в ближайшее время.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в России речь в основном идет о защите интересов  работодателя и государства, тогда  как в фокусе беспокойства западной общественности - сам работник с его страхами и незащищенностью перед лицом глобальных процессов. Эта характерная особенность проявляется по всем направлениям. В качестве примера можно рассмотреть работу национальных служб занятости. Если в некоторых странах Запада законодательство обязывает работодателей заявлять о своих вакансиях («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции), то в России, по закону «О занятости населения в РФ», «служба занятости населения имеет право... запрашивать у работодателей... данные о потребности в рабочей силе» (ст.27).

Что касается принципов работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным  стандартам. Так, согласно закону «О занятости населения в РФ», «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (ст.26 п.1). Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.

Вопросы профессиональной подготовки в западных странах также находится  под контролем государства. Несомненно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, однако на Западе к этому  вопросу относятся очень щепетильно, так как осознают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто формируется в контексте  сложившейся ситуации, без элемента стратегического прогнозирования.

Существующая сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности  рынка рабочей силы. Наконец, у  государственной службы занятости  все еще нет собственных квалифицированных  кадров для учебно-курсовой сети, опытных  инструкторов и преподавателей. При  этом из-за недоверия населения к  пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы  от лиц, потерявших работу.

Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования  рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением  бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».

Как известно, любая модернизация может быть проведена двумя способами: по горизонтали и по вертикали. С  одной стороны, сами работодатели могут  сделать свои вакансии более привлекательными, предлагая разнообразные курсы, стажировки, предоставляя персоналу  возможность переподготовки и повышения  квалификации. Однако выстраивание концепции  взаимодействий в рамках отрасли  было и остается задачей государства. [18]

Таким образом, одна из причин низкой эффективности политики на рынке труда - это то, что такая политика представляет собой лишь набор сиюминутных мер, в то время как решаемые проблемы имеют постоянный характер и возникают регулярно, что требует постоянного внимания к ним.

Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации