Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Целью данной работы является определение особенностей функционирования рынка недвижимости и подробное изучение перспектив его развития.
Для достижения выше указанной цели поставлены следующие задачи:
охарактеризовать рынок, рассмотреть основные причины его возникновения, функции и классификацию рынка;
проанализировать функционирование рынка недвижимости в России;
рассмотреть основные характеристики рынка недвижимости;
изучить этапы становления рынка недвижимости в России;
определить проблемы и перспективы развития рынка недвижимости.
ознакомиться с основными направлениями финансирования российского рынка недвижимости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЫНКА
1.1 Рынок и причины его возникновения
1.2 Функции рынка
1.3 Классификация рынков
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ
2.1 Рынок недвижимости и его характеристики в России
2.2 Этапы становления рынка недвижимости в России
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ
3.1 Основные проблемы и перспективы развития российского рынка недвижимости
3.2 Направления финансирования российского рынка недвижимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Инвестиционный климат в стране нулевой, если не сказать минусовой. Все рынки, в том числе и недвижимости, находятся в стадии временной заморозки и борьбы за выживание. Этап профессионального развития рынков (рекламного и недвижимости): 1998–2002 годы. Если за критерий деления на этапы брать изменение психологии потребителя, то этот период следует ограничить началом 2000-х годов (1998–2002 гг.). Страна полностью оправилась от кризиса, уровень доходов населения стабилизировался и даже растет.
Идет формирование среднего класса, которому еще далеко до того, чтобы стать основным диктатором интересов в формировании потребительских предпочтений, но рынок уже реагирует на него, выделяя в самостоятельную целевую группу. Данный этап связан с бурным развитием рынка недвижимости и его поднятием на качественно новый уровень. Это и начало формирования цивилизованных отношений между продавцом и покупателем, и развитие (пусть медленное, но верное) законодательной базы, и высокий уровень конкуренции, и обилие предложений на любой вкус и карман: от массовой панельной застройки до индивидуальных проектов, и внедрение новых технологий и решений.
Рынок уже готов предложить покупателю качественный продукт, обеспечить сохранность его инвестиций. Предпочтения покупателей обусловлены скорее желанием выгодно вложить деньги и не прогореть, нежели реальными вкусами и пожеланиями качественных характеристик дома и его местоположения. На первом месте все-таки стоят надежность и имя застройщика. Что касается непосредственно продавца, то он в поиске конкурентного преимущества все больше внимания уделяет профессиональным рыночным атрибутам: маркетингу, рекламе, PR. Рынок начинает развиваться в профессиональном плане.
Для маркетинговых служб, рекламных и PR-агентств это время связано с самоутверждением и самолюбованием, желанием доказать свою значимость и заработать на волне поднявшегося на них спроса, сопровождающегося, однако, полным непониманием их функций.
Теперь модно стоять на абонентском обслуживании у какого-нибудь рекламного или PR-агентства и, ничего не понимая в их мудреных терминах и деятельности, с восхищением и признательностью принимать результаты их дорогостоящего «труда». Непрофессионализм заказчика в немалой степени способствует творческому и материальному самоутверждению агентств: с одной стороны, креативнейшие дизайнерские разработки, красочные рекламные макеты и при этом, с другой стороны, полное непонимание интересов конечного потребителя продукта (покупателя квартиры). Что удивительно, красивая картинка, стандартные лозунги и избитые фразы по поводу свободных планировок и благоприятной экологии привлекали внимание, потому что клиент сам еще толком не понимал, чего ждет от рекламы, и не мог четко сформулировать свои реальные предпочтения в отношении приобретаемого товара.
По сути, навязанное рекламное предложение формировало спрос на жилье. Соответственно, до определенного момента, когда произошел перелом в сознании покупателя, подобная реклама действовала довольно эффективно. Этап профессионального развития рынков (недвижимости и рекламного): с 2002 года по настоящее время Ключевые слова этого периода – «уважение к покупателю» и «клиентоориентированность». Коренным образом изменилась психология потребителя. На данном этапе впервые отчетливо прослеживается смена приоритетов: уже не продавец диктует покупателю правила игры, а покупатель делает свой выбор в пользу того или иного товара, основываясь на собственных убеждениях и предпочтениях.
Наступает «эпоха покупателя», на рынке утвердилось золотое правило – «клиент всегда прав». Повышается качество знаний потребителя о рынке и его механизмах. На смену выбору, сформированному рекламными уловками продавца и поверхностными ощущениями покупателя на уровне «нравится – не нравится», пришло осознанное, рациональное, продуманное решение, в основе которого четкое понимание собственных предпочтений и представлений о желаемом жилье. Потребитель, став более образованным и разборчивым в вопросах рынка и рыночных отношений, предъявляет более высокие требования не только к предлагаемому товару (его качественным характеристикам), но и к рекламе.
Характеризуя современное состояние рынка недвижимости в России, следует отметить, что мы сейчас находимся на границе первого этапа развития рынка, при формировании первичного рынка недвижимости, и второго этапа – этапа подхода к недвижимости как объекту инвестиционной деятельности. Если на первом этапе недвижимость приобреталась в основном для удовлетворения собственных потребностей (жилье, офисы для собственных нужд и т.д.) и выгодной ее перепродажи, то на втором этапе недвижимость рассматривается как объект вложения финансов для получения постоянного дохода, превышающего уровень депозитных ставок банков, например от сдачи объектов недвижимости в аренду10.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ
Первая и основная проблема развития рынка недвижимости в России – финансы. Здесь нужно принимать во внимание рост стоимости строительства, увеличение конкуренции и необходимость возведения очень качественных площадей. В России совершенно уникальная экономика по сравнению с Западом. Для Европы абсолютно нормально отдавать инвестиционные кредиты в течение 11–15 лет, в Объединенных Арабских Эмиратах — в течение 50 лет. До недавнего времени в России эффективными считались проекты с двухлетним сроком окупаемости. Сегодня произошел небольшой прогресс: срок увеличился до 5–6 лет, что, однако, тоже не всегда достаточно. Не способствует развитию рынка и высокая «стоимость» денег. Проект должен окупиться за 5–6 лет, а кредит дают под 15%. Если проект будет приносить сравнительно небольшую прибыль, то девелопер11 сможет отдать только проценты, но основной долг ему никогда не вернуть. В Москве арендаторы платят вполне «удовлетворительно», т.е. с такой арендной платой, которая в целом позволяет окупить расходы на строительство. В регионах дело обстоит совсем иначе. Строительство качественного объекта в регионе ничуть не дешевле, чем в столице, а аренду там платят в два раза меньше, чем в Москве. Получается, если рассматривать проект с точки зрения инвестиций, то строить «с нуля» в регионах невыгодно. Именно поэтому применяется множество схем по сокращению расходов на создание торгового объекта. Самая распространенная из них — продажа площадей крупным арендаторам в процессе строительства. Такими арендаторами являются супермаркеты, спортивные магазины, магазины электроники. Иногда владельцы торговых центров предпочитают продать вообще все площади, в том числе и небольшие магазины. Естественно, это ограничивает возможности дальнейших изменений и перестроек объекта. Но, с другой стороны, продажа площадей нередко является залогом самого существования проекта. Для воплощения проекта необходимо знать о существовании двух основных направлений строительства. Первое является компромиссным: перестройка существующих зданий и сооружений. Главным образом, производственные объекты перестраиваются в торгово-развлекательные. Затраты на квадратный метр в этом случае будут ниже в два раза, однако при этом необходимо быть уверенным, что ты получаешь технологичный объект, который при реконструкции будет нормально использоваться. Иногда девелоперы берут большой заводской цех, но оказывается, что реконструировать его очень трудно, а в ряде случаев вообще невозможно: не встраиваются лифты, сетка колонн не соответствует проекту, технические этажи труднопроходимы и пр. Однако, преодолев эти проблемы, можно создать торговый центр, отвечающий стандартам и вполне адекватный в плане экономики. Второе направление — строительство очень крупного магазина, желательно гипермаркета. Такие торговые центры ориентированы на большой поток посетителей. Наиболее выгодное решение для них — торговая галерея с магазинами одежды, обуви и аксессуаров. В рамках этого проекта можно успешно задействовать большие площади. Такое строительство делается на greenfild, т.е. на пустом месте, «с нуля». Появляется возможность хорошо спроектировать центр и прилегающую территорию. Стоимость строительства подобного проекта — на порядок ниже. Для гипермаркетов используется предельно простая конструкция без применения изощренных форм. Гипермаркет — это в любом случае выигрышный формат торговли, его выгодно строить даже в регионах. Клиенты едут в такие магазины большим потоком по выходным и совершают огромное количество «импульсных» покупок.
Проблемы ипотечного кредитования также занимают особое место в ряду вопросов, связанных с развитием рынка недвижимости и бизнесом на этом рынке. По большому счету это проблемы не только рынка недвижимости, но и в значительной мере финансового рынка, банковской сферы.
В наше время приобрели особое значение вопросы, связанные с недвижимостью. Это понятно, поскольку от того, как мы все, общество в целом, научимся, именно научимся, работать с этим институтом - частной собственностью, во многом зависят перспективы нашего движения вперед. Недвижимость должна стать, извините за своеобразную игру слов, активным двигателем экономического развития12.
И это не преувеличение. Мы понимаем, конечно, ведущую роль технического прогресса, высоких технологий в экономическом развитии. Эти факторы, помноженные на труд людей, напрямую создают материальные ценности. Но встает вопрос – какова дальнейшая судьба созданного недвижимого имущества – зданий и сооружений, жилья и коммерческой недвижимости - в строительство которых общество вкладывает значительные ресурсы? Перспективы развития российского рынка недвижимости во многом зависят от создания механизмов взаимодействия рынка недвижимости и финансового рынка.
«Пузыри» на жилищном рынке
были одним из спусковых
Кредитный бум и образование «пузыря» на рынке недвижимости в докризисный период были свойственны и российской экономике. В качестве главных факторов, двигавших цены на рынке жилья в России является приток капитала и рост реальных денежных доходов населения13.
Приток денег в экономику, связанный с растущими ценами на нефть и ожиданиями еще большей нефтяной выручки, способствовал тому, что в предкризисные годы рост цен на рынке недвижимости в России был аномально высоким по сравнению с другими странами (с I кв. 2002 г. по III кв. 2008 г. с учетом инфляции стоимость жилья выросла в 2,3 раза).
Цены на жилье в России достигли пика в III квартале 2008 года, после чего с началом кризиса произошло резкое падение: за полгода цены на вторичном рынке жилья в долларовом выражении упали на 28%. В Москве аналогичное снижение составило 29%. Столь существенное падение долларовых цен отчасти объясняется удешевлением рубля. Кризисная динамика цен в рублях, даже с учетом инфляции, выглядит не столь драматично: на первичном рынке в России стоимость жилья снизилась всего на 11%, на вторичном – на 10%.
В Москве кризисное падение рублевых скорректированных на инфляцию цен оказалось более значительным - 20% и 17% соответственно. Но и рост цен (с учетом инфляции) начался раньше – еще в конце 2009 г.
Еще одной характерной чертой кризиса стало увеличение разрыва между ценами на первичном и вторичном рынке.
Предложение на вторичном рынке может считаться более гибким, поскольку многие потенциальные продавцы вторичного жилья предпочитают придержать квартиры на время кризиса, тогда как предложение на первичном рынке зависит от объема только что построенных квартир, который изменяется медленно.
В кризис проявилось действие специфических факторов, влияющих на два рынка. Увеличение рисков банкротства застройщика нового жилья сильно ударило по спросу на первичном рынке. Кроме того, более существенно ставки по ипотеке были повышены именно для первичного рынка14.
Полученные оценки моделей позволяют построить прогноз цен на рынке недвижимости в России и Москве. В качестве основы прогноза Сбербанк использовал базовый сценарий развития российской экономики в текущем и будущем 2011 г. Согласно базовому сценарию в 2010 и 2011 гг. российская экономика вырастет на 4,4% и 3,6% соответственно, а рост реальных денежных доходов составит 3,6% и 4,1%. В 2010 г. возможен незначительный отток капитала (-$1 млрд), который сменится притоком в 2011 г. (+$10 млрд).
В ближайшем будущем российский рынок жилой недвижимости будет восстанавливаться, но достаточно медленно. В России до конца 2010 г. и в 2011 г. была стагнация цен с учетом инфляции. В номинальном выражении незначительный рост цен был зафиксирован в 2011 году (+6%).
К весне 2013 года рост цен на квартиры в крупнейших городах России немного утих. Еще осенью жилплощадь в Петербурге и Москве за месяц могла подорожать сразу на 1-3%, а теперь темпы роста держатся на уровне 0,1-0,2%. Но Подмосковная недвижимость, вопреки общей динамике, темпов не сбавляет.
Рейтинг традиционно возглавила Москва. За месяц квадратный метр здесь подорожал всего на 0,1%, в то время как инфляция, по данным Росстата, в феврале составила 0,6%. Вторая строчка рейтинга вновь осталась за Петербургом, хотя жилье в северной столице тоже дорожает медленно. При этом за период с ноября по январь квартиры в обеих столицах серьезно потеряли в цене, так что теперь они лишь медленно наверстывают это падение.
Совсем иначе дело обстоит с подмосковной недвижимостью. Цены на нее не просели, и темпы роста сохраняются значительные – 1,4%. Что не удивительно, учитывая планы чиновников присоединить к столице часть областных земель. Немало находится охотников купить квартиру в «замкадье» сегодня, но с расчетом, что завтра вокруг нее построят шоссе и станцию метро, и квадратные метры будут стоить в три раза дороже.
Третью строчку рейтинга снова занял Хабаровск, но его вот-вот обгонит Сочи. «Квадрат» в столице Олимпийских игр уже стоит 74,3 тыс. рублей. Но и это еще не потолок: за месяц цены на квартиры в курортном городе взлетели на 3,2%, что чуть не сделало его самым быстродорожающим. Однако лидерство по этому показателю перехватил город Иваново, где стоимость жилья увеличилась на 3,6%. Впрочем, он все равно остался в самом конце списка – на 33-ем месте.
Рейтинг городов России по стоимости квартир в феврале 2013 года | |||
№ |
Город |
Средняя цена на конец февраля 2013 года (руб./м2) |
Изменение цены за месяц (%) |
1 |
Москва |
200 849 |
0.1 |
2 |
Санкт-Петербург |
99 884 |
0.2 |
3 |
Хабаровск |
74 875 |
0.5 |
4 |
Сочи |
74 331 |
3.2 |
5 |
Екатеринбург |
70 455 |
0.8 |
6 |
Н. Новгород |
62 027 |
1.5 |
7 |
Калуга |
61 563 |
0.3 |
8 |
Ростов-на-Дону |
60 969 |
0.5 |
9 |
Тюмень |
60 796 |
0.9 |
10 |
Белгород |
60 591 |
1,8 |
3.2 Направления финансирования российского рынка недвижимости
Финансирование недвижимости
– использование финансовых
ресурсов для приобретения и развития
объектов недвижимости.
Принято различать краткосрочное финансирование
- в период создания объекта недвижимости
и долгосрочное - финансирование приобретения
объекта недвижимости или представление
финансовых ресурсов на длительный срок
под залог объекта недвижимости.
Правительство РФ в 2010 году одобрило финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) в 2011 году на сумму 981,7 млрд рублей, в 2012 году - на 806,6 млрд рублей, в 2013 году - на 750,1 млрд рублей.
Всего в перечень ФЦП, подлежащих финансированию из федерального бюджета, включены 42 действующие программы, проекты 15 новых ФЦП и проекты трех новых госпрограмм. Таким образом, с 2011 года реализовывались 60 программ, в 2010 году их было 53 ФЦП.
Информация о работе Перспективы развития Российского рынка недвижимости